Домой Главные новости В стране и мире «Плевать на память народа»: реклама с «Иваном Грозным» в казанском метро спровоцировала скандал

«Плевать на память народа»: реклама с «Иваном Грозным» в казанском метро спровоцировала скандал

0
«Плевать на память народа»: реклама с «Иваном Грозным» в казанском метро спровоцировала скандал
cableman.ru

В казанском метрополитене появилась реклама провайдера Дом.ру, главным персонажем которой является царь до невозможности похожий на Ивана Грозного. В соцсетях и телеграм-каналах моментально поднялся шум: одни предлагают бойкотировать оператора связи, другие взывают к совести «транспортников». «Снег» выяснил, почему некоторых казанцев задела рекламная кампания федерального провайдера, а также узнал у Дом.ру и Метроэлектротранса, собираются ли они реагировать на возмущение жителей Татарстана.

Неуместно в Татарстане

Спустившись в казанскую подземку, журналист и известный общественный деятель Римма Бикмухаметова пришла в недоумение: с баннеров и электронных табло на нее смотрел царь Иван Грозный. Оказалось, таким образом свои услуги решил прорекламировать федеральный интернет-провайдер Дом.ру. Фотографии, сделанные Риммой Бикмухаметовой, моментально разлетелись по соцсетям и телеграм-каналам, собрав под собой десятки возмущенных комментариев.

«Считаю эту рекламную кампанию неуместной именно в Татарстане, потому что образ Ивана Грозного хоть с пультом в руках, хоть с чашкой чая у нас выглядит провокативно. Не думаю, что это сделано целенаправленно, скорее это незнание особенностей регионов, матчасти, или же просто люди придумали одну рекламу и пустили в мир, не утруждая себя что-то менять, исходя из специфики регионов, например, для Татарстана. По всей видимости, деньги посчитали важнее репутации», – поделилась со «Снегом» своим видением ситуации Римма Бикмухаметова.

По мнению нашей собеседницы, Дом.ру не учитывает того, что половина жителей республики – татары.

«У татар есть историческая память, где именно Иван Грозный является личностью, утопившей в крови большое количество людей. Не зря у татар его называют Явыз, то есть Жестокий. С его образом связана христианизация, которая так же отпечаталась в памяти многих поколений. Это боль, это трагедия целого народа. Непонятно, для чего с этим играть? Смысл в чем? Что я должна думать при виде Ивана Грозного в рекламе Дом.ру? Только то, что интернет провайдеру плевать на память народа, и но мою тоже. Подключу ли я его? Конечно, нет», – резюмирует жительница Казани.

«Иван Васильевич меняет профессию» или собирательный образ царя

Женщина связалась со службой поддержки провайдера, где ей посоветовали «не искать в рекламе смысла», «относиться к этому проще», а также начали убеждать в том, что на изображении не Иван Грозный, а «образ из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

«Снег» обратился с запросом в пресс-службу АО «ЭР-Телеком Холдинг» (владеет Дом.ру), которая успокоила нас тем, что «образ царя в рекламе носит собирательный характер».

«Стоит отметить, что ранее образы царей были использованы в многочисленных отечественных художественных произведениях, включая детские сказки. И там и в нашем случае, стоит воспринимать это, как нейтральный собирательный образ. «Царь» в нашей рекламной кампании изображён радостным, задорным и улыбчивым, по сюжету он рассказывает о современных цифровых сервисах», – сообщил пресс-секретарь компании Дмитрий Смиркин.

Наше издание также обратилось с запросом в МУП Метроэлектротранс, однако там от комментариев вовсе отказались.

Поменять рекламную кампанию

По мнению доктора исторических наук, директора Института истории им. Ш. Марджани Радика Салихова, в любом регионе и в стране в целом не следует использовать образы выдающихся, значимых для истории личностей в коммерческих целях.

«История – очень непростой процесс, и большинство исторических персон настолько сложны, что имеют и положительные, и отрицательные оценки. Личность Грозного трактуется неоднозначно, но это вопрос академических дискуссий, которых не хотелось бы касаться даже в этой ситуации. Причем в нашем регионе надавили на кукую-то мозоль в исторической памяти народа с использованием именно этого образа.

Пиарщики, маркетологи, наверное, не задумываются, как может сказаться использование в рекламе таких образов на настроении потребителей. Любой шаг, который способен хоть как-то омрачить национальные настроения, не нужен в нашей стране, нужно аккуратно подходить к использованию исторических образов. Если это попытка эпатировать, то она не имеет отношения к коммерции. Сомнительное решение», – считает эксперт.

В свою очередь, Римма Бикмухаметова предлагает поменять рекламную кампанию Дом.ру в Татарстане, исходя из местного менталитета.

Авторы: Лина Саримова, Екатерина Аблаева

Фото: «Дом.ру», facebook.com/tatlikay