Среди основных причин неисполнения указов чиновники называют ухудшение экономической ситуации: в 2012 г. баррель нефти стоил $113, а сейчас $47, динамика промышленного производства и инвестиций была положительной, не было санкций. Указ о долгосрочной экономической политике, к примеру, к 2020 г. предполагал создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, к 2018 г. увеличить долю инвестиций к ВВП до 27%, а производительность труда нарастить в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. ; следовало также утвердить стратегию долгосрочного социально-экономического развития России и долгосрочный бюджетный прогноз. Ничего из этого пока достичь не удалось, констатирует федеральный чиновник, при сохранении текущих тенденций этого не получится ни к 2018 г., ни к 2020 г.
Сохраняется риск не достичь к 2018 г. и увеличения реальной заработной платы в 1,4−1,5 раза по сравнению с 2011 г., что предусмотрено указом о социальной политике. С 2011 по 2015 г. она увеличилась всего в 1,04 раза, прогноз Минэкономразвития на 2016 г. — 1,01 раза. Самая большая проблема с зарплатами: если учителям более или менее удалось довести зарплату до средней по региону, как того требует указ, то остальным категориям из-за кризиса такое вряд ли грозит, говорит чиновник аппарата правительства. Зато удается добиться доступности дошкольного образования: в целом этот показатель выполнен, такой острой проблемы, как очередь в детский сад, больше нет, оптимистичен он.
Кризисные явления сказываются негативно, но подавляющее большинство регионов мобилизует необходимые ресурсы, чтобы поддержать должный уровень исполнения указов, не согласен пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«В подавляющем большинстве регионов можно констатировать выполнение всех необходимых параметров», — радуется Песков (цитаты по «Интерфаксу»).
К увеличению заработной платы бюджетников до средней по региону в целом вопросов нет, но майские указы привели к перекосам. Рост расходных полномочий оказался непосильным для региональных бюджетов, говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, это привело к увеличению доли коммерческих кредитов и снижению инвестиций. А расхождения в стоимости исполнения указов были четырехкратными: около 700 млрд руб. по версии Минфина — 2,8 трлн руб. по версии регионов. Нужны единые подходы, призывала Голикова: «Чтобы оценить их исполнимость, надо понимать, сколько они стоят и хватит ли денег».
Успех в повышении зарплат бюджетников — следствие изменения методики: средняя зарплата понизилась на 13%, помогло и общее замораживание зарплат, исполнять указ стало гораздо легче, хотя все равно трудно, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики, очень жесткие дефициты.
Неоднозначны результаты исполнения указа о пенсионной системе: стратегия разработана и принята, а снизить трансферты в Пенсионный фонд (ПФР) не удалось. Коэффициент замещения пенсии должен был стать 40% в 2015 г., фактически был 37,8%, а в 2016 г. снизится до 37%. Размер пенсии должен составлять не менее 2,5−3 прожиточных минимумов пенсионера, в 2015 г. был 1,6, а в 2016 г. снизится до 1,54, говорит федеральный чиновник. В части пенсионной реформы сделано много, не согласен чиновник аппарата правительства: без сокращения досрочных пенсий, увеличения собираемости и замораживания пенсионных накоплений трансферт в ПФР был бы в 1,5 раза больше, а по размеру пенсий ударил кризис и отказ проводить индексацию по уровню инфляции.
Не исполняются некоторые поручения в части инвестклимата, сообщал в докладе президенту бизнес-омбудсмен Борис Титов, например, об исключении возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.
Неверно объяснять проблемы с исполнением указов только ухудшением экономической ситуации, считает Александра Суслина из Экспертной экономической группы, почему-то правительство сосредоточилось на выполнении материальной части указов, на простом вливании денег. А для увеличения инвестиций и роста производительности труда требуются скорее реформы, улучшение качества институтов и конкурентной среды, подчеркивает она, — вот этому уделялось мало внимания. Ресурсы бюджетной системы для исполнения указов сейчас очень ограниченны — выполнение под большим вопросом, предупреждает Суслина.
Можно, конечно, обвинить во всем правительство, но это было бы не совсем честно, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Относиться к указам он предлагает как к планам советских пятилеток: «Нет цели исполнить до доли процентов, что-то делается — уже хорошо».
https://news.mail.ru