В османском праве не делалось разницы между просто прелюбодеянием и супружеской изменой. Для их обозначения использовалось слово «зина». Особое внимание уделялось тому, можно ли доказать обвинение в зина в соответствии с требованиями шариата, то есть, предоставить четырех непосредственных свидетелей полового акта.
В зависимости от обстоятельств судья мог вынести смертный приговор обвиняемому. Однако чаще всего вместо смерти преступник приговаривался к выплате денежного штрафа. Его размер зависел от финансового состояния обвиняемого и для бедняка он мог составлять 15% от максимального. Неженатый мужчина или незамужняя женщина могли ограничиться выплатой 5%.
В случае похищения женщины преступник должен был быть подвергнут кастрации.
В ситуации если муж заставал жену с любовником, то он имел право убить обоих, но с привлечением свидетелей. В этом случае он освобождался от наказания, а родственники погибших не имели права привлекать его к ответственности в судебном порядке. Те же самые правила действовали в том случае, если мужу удавалось не убить, а только ранить их.
Как совершалась смертная казнь, в приговоре обычно не указывалось. Хотя в османских фетвах, в которых рассматривается наказание за супружескую измену, в таком случае предписывалось совершать раджм – побивание камнями, на деле такой вид казни применялся очень редко.
Например, за все время правления султана Мехмеда IV (1648 – 1687) применение раджма зафиксировано всего один раз. Пробивание камнями прямо не упоминается в Коране и поэтому такой вид казни был предметом серьезных обсуждений, так как о его применении упоминается только в высказывании праведного халифа Умара: «Поистине, [согласно] Книге Аллаха, побиванию камнями подлежит [каждый], кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, [будь то] мужчина или женщина, при наличии [необходимого] доказательства , или [установления] беременности, или [собственного] признания [прелюбодея]».(Сахих Муслим книга «Худуд», 1047. Приводится лишь необходимая часть аята).
Сторонники этой формы наказания в качестве обоснования приводили аят: «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока смерть не покончит с ними или пока Аллах не установит для них иной путь». (Коран; 4:15).
Если же случалось так, что жена рожала ребенка во время длительного отсутствия мужа, то он мог отказаться признать его своим немедленно после рождения и обвинить супругу в неверности.
Тема супружеской неверности даже обыгрывалась в турецком кукольном театре «Карагез». В пьесе под условным названием «Большая свадьба» делался особый упор на материальные затраты, связанные с бракосочетанием Карагеза. В первую же брачную ночь вместо исполнения своих супружеских обязанностей молодая жена рожала ребенка и в ответ на попытки Карагеза отказаться от него обвиняла его в том, что он совратил ее до свадьбы.
Карагеза, попавшего в трудное положение, выручает его друг – Хадживат. Он сообщает о том, что у его жены есть любовник. Чтобы поймать ее с поличным Карагез сообщает ей, что уезжает в далекие края, а затем подстерегает ее с другим мужчиной.
И хотя пьеса не заканчивается наказанием неверной супруги, тем не менее, следует отметить, что по обычному праву-орф, наказание за прелюбодеяние было также жёстким. Так, исследователь османского законодательства востоковед Уриэль Хейг в своей книге «Исследование староосманского уголовного права» утверждает, что уличенным в блуде женщинам выжигали женский орган. (Uriel Heyd in “Studies in Old Ottoman Criminal Law.”. Oxf. 1973.P.58-59)
В любом случае проблемы вынесения за преступление наказания иного, чем предусмотрено законами шариата, который стремился к соблюдению равновесия между совершенным преступлением и мерой ответственности за него, всегда оставались дискуссионными.