Стало известно, что при президенте РФ Владимире Путине создан совет по межнациональным отношениям. В состав совета, который возглавил лично ВВП, вошли лидеры национально-культурных автономий, известные представители диаспор и деятели науки – всего 50 человек. В их число попал и 49-летний думский депутат-единоросс Ильдар Гильмутдинов. Эксперты “БИЗНЕС Online” пока противоречиво оценивают создание нового органа.
СОВЕТ ВМЕСТО МИННАЦА?
Сегодня стало известно, что президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании совета при президенте России по межнациональным отношениям. Как говорится в сообщении Кремля, совет создается “в целях совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений”. Совет возглавил сам Путин. Зампредседателя стал первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин.
Пока по тексту сухого официального сообщения на сайте президент.рф, довольно сложно понять, чем именно займется совет. И чем конкретно была вызвана необходимость его создания. В числе основных задач перечисляются следующие: рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики РФ; обсуждение практики ее реализации; подготовка предложений по определению приоритетных направлений нацполитики; обеспечение взаимодействия федерального центра, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам межнациональных отношений… Нет пока никакой конкретной информации о возможностях совета, а именно – о том, какие полномочия у него будут.
Напомним, что 10 лет назад, в 2001 году было ликвидирован другой орган, занимавшийся национальным вопросом в России – министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики (по-видимому, тогда в Кремле решили, что национальный вопрос перестал быть болезненным и может быть снят с повестки дня). Сегодня часть задач прежнего министерства решается в другом – министерстве регионального развития. Впрочем, после ликвидации власти неоднократно обсуждали возможность возрождения министерства по делам национальностей. Единого мнения о его воссоздании не было. Дмитрий Медведев, к примеру, высказался против идеи возрождения подобного министерства, заявив, что бюрократические структуры никогда не решали межнациональных проблем. И предложил заняться национальным вопросом правительству, депутатам Госдумы и регионам. В декабре 2011 года, впрочем, Путин, будучи еще премьером, заявил, что не исключает возможности создания в правительстве министерства по делам национальностей. Судя по созданию совета, от министерства все-таки в Кремле решили отказаться.
В 2007 году Гильмутдинов стал председателем федеральной татарской национально-культурной автономии, так что опыт у него есть |
КТО ВОШЕЛ В СОВЕТ?
Интересен состав совета. Помимо Путина и Володина в него войдут, например, вице-премьер РФ Дмитрий Козак и замначальника управления президента РФ по внутренней политике Павел Зенькович. В числе прочих: Константин Ромодановский (глава федеральной миграционной службы), председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе. Вошли в состав совета и новоназначенный министр культуры РФ Владимир Мединский, бывший глава миннаца Валерий Тишков, председатель автономии греков Иван Саввиди (двоюродный брат бывшего главврача казанского санатория «Санта» Ираклия Саввиди, который скрывается в Греции от правоохранительных органов РФ) и ряд других известных персон.
Интересно, что в совет вошли и два человека от Татарстана. Это президент еврейской национально-культурной автономии Михаил Скоблионок (владелец сети отелей «Регина» в Казани) и депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов – председатель совета федеральной национально-культурной автономии татар.
Сам Скоблионок, впрочем, пока ни с какими документами совета познакомиться не успел. И, как ни странно, отношение у него ко всему этому более чем скептическое.
«Сказать по-честному, я считаю, знаете, это как в басне Крылова: «А Васька слушает да ест». Мы будем приезжать, заниматься болтовней. Нас будут выслушивать, а делать по-своему», – рассказал он сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online».
По его словам, пока ему неизвестно, каковы полномочия совета, с кого и что он может требовать, и какую силу будут иметь его решения. Пока же «кроме звонка по телефону, о том, что меня включают в совет, я больше ничего не знаю», – признался Скоблионок.
Гильмутдинов на момент подготовки публикации был недоступен для комментариев. Однако, именно его появление в совете можно считать своего рода сенсацией. Напомним, что Гильмутдинов длительное время был заместителем министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ, но уже третий созыв является депутатом Госдумы, причем он один из самых активных законотворцев от РТ. Начиналась его думская карьера с лоббирования спортивных интересов Татарстана – Гильмутдинов очень активно взаимодействовал с федеральными спортивными чиновниками, был избран замом председателя комитета по физкультуре и спорту. Деятельность Гильмутдинова высоко оценивалась в казанском Кремле. И, видимо, поэтому, он получил дополнительный статус – в 2007 году он неожиданно для многих стал председателем федеральной татарской национально-культурной автономии – хотя, казалось бы, его предыдущая деятельность не имела никакого отношения к национальной тематике.
ЗАЧЕМ НУЖЕН СОВЕТ?
По мнению Рафаэля Хакимова – директора института истории им. Марджани академии наук РТ, необходимость создания совета, по-видимому, вызвана ростом националистических настроений.
«Создание совета, на мой взгляд, связано с Манежной площадью, которая сильно напугала – и правильно напугала – власть. И социологические исследования по России (по Татарстану они немножко другие) показывают, что растут националистические настроения среди русских и довольно серьезно. Причина здесь – мигранты. Конечно, это на Москве сильно сказывается, да и не только в Москве. В Татарстане и Башкортостане-то все спокойно. В понимании ключевых вопросов разница между русскими и татарами, скажем так, входит в статистическую погрешность», – заявил Хакимов газете «БИЗНЕС Online».
Впрочем, считает он, это не значит, что проблем с татарским вопросом нет вообще. Их немало, начиная с национальной школы («политика Фурсенко вызвала резкое негативное отношение к министерству образованию») и заканчивая национальной историей. «Региональный компонент ослабили и сделали это зря. И касается это не только национальных республик», – считает Хакимов.
Создание совета эксперт приветствует, хотя замечает, что в России и так достаточно государственных органов. «Существует государственная концепция национальной политики, но я не знаю, помнят ее или нет, – сказал Хакимов. – Она действующая, неплохая. Ее отрабатывали все регионы. Многое продумано в деталях. Что касается лиц, вошедших в новый совет, то Скоблионок и Гильмутдинов – это люди, которые здесь живут, и хорошо знают наши интересы и обстановку. А Гильмутдинов еще занимался татарами и по России, то есть опыт в этом плане у него есть».
Несколько иного мнения придерживается коллега Хакимова, доктор исторических наук Дамир Исхаков. «Если в совет войдут Михаил Скоблионок и Ильдар Гильмутдинов – никакого значения для Татарстана это иметь не будет, – заявил он корреспонденту “БИЗНЕС Online”. – Почему? Потому что я этих людей знаю… Что касается самого совета, то проблема межнациональных отношений, конечно, существует. Но все будет зависеть от того, будут ли у них ресурсы для решения вопросов. Если не будет средств, то толку от него никакого не будет».
Создание совета «БИЗНЕС Online» прокомментировал еще один его участник, Вячеслав Михайлов – заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ»:
– Состав совета достаточно репрезентативный, здесь представители и регионов, и самое главное представители национально-культурных автономий, известные политики.
Один из первых вопросов – это комиссия наша я думаю, обратится к одному из пунктов указа президента. Я считаю, один из главных пунктов указа президента от 7 мая – это стратегия, национальной государственной политики. В первую очередь совет должен поразмышлять какие векторы развития в стратегии, что мы ожидаем в будущем, какие узловые моменты нас волнуют, и самое главное, какие вопросы требуют разрешения. Они связаны и с проблемами нашей федерации, то есть связаны с тем, чтобы наша федерация была устойчивой, прочной – это очень серьёзный вопрос. В первую очередь, нужно сосредоточить внимание на стратегии национальной государственной политики. Второй серьёзный вопрос, который надо рассмотреть – это управление этими процессами. А управление процессом связано с подготовкой кадров. Должна быть создана система подготовки и переподготовки кадров, которые занимаются в данном случае проблемами межнационального согласия, межрелигиозных отношений.
Каких кадров? Мы знаем, что в каждом субъекте федерации есть заместитель главы в ведении, которого находятся вопросы культуры, образования, и в сфере которого должны находиться также и вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений. Если посчитать все субъекты федерации – это уже почти 100 человек, которые должны пройти систему подготовки по этому вопросу. И если спускаться до уровня местного самоуправления – тут работы непочатый край. Как у нас сводку погоды передают каждый день, так, я думаю, совет по межнациональным отношениям должен получать такую же сводку по тому, какое состояние в обществе в сфере межрелигиозных и межэтнических отношений.
Я думаю – это уже запоздалое решение, надо было это уже давно создавать. Вот когда было упразднено министерство… одно время был координатор-министр, т.е. министр без портфеля, но всё-таки держал руку на пульсе. А потом почти 10 лет фактически был минрегионразвития, спустя несколько лет создан департамент. А вот создание подобного совета, я думаю – упущенный вопрос, надо было давно создавать. Я всегда считал, что такое управление должно было быть и в администрации президента. Там есть управление внутренней политики, они занимаются этими проблемами. Я вообще не был сторонником создания министерства, я был сторонником того, чтобы в администрации президента было бы мощное управление именно по межэтническим и межконфессиональным отношениям. Сейчас создали совет, и очень хорошо, что его возглавляет президент, это авторитет этого совета. Я думаю этот совет, почти равносилен тому, что в администрации президента создано соответствующее подразделение.
“БИЗНЕС Online”.
Состав совета при президенте РФ межнациональным отношениям
Путин В.В. – президент РФ (председатель совета)
Володин В.В. – первый заместитель руководителя администрации президента РФ (заместитель председателя совета)
Козак Д.Н. – заместитель председателя правительства РФ (заместитель председателя совета)
Зенькович П.С. – заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике (ответственный секретарь совета)
Абдулатипов Р.Г. – председатель совета общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» (по согласованию)
Абрамян А.А. – президент общероссийской общественной организации «Союз армян России» (по согласованию)
Алавердов И.Н. – президент федеральной ассирийской национально-культурной автономии (по согласованию)
Безпалько Б.А. – председатель правления общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» (по согласованию)
Водолацкий В.П. – атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (по согласованию)
Ганичев В.Н. – заместитель главы международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» (по согласованию)
Гильмутдинов И.И. – председатель совета федеральной национально-культурной автономии татар (по согласованию)
Говорун О.М. – министр регионального развития РФ
Гринь В.Я. – заместитель генерального прокурора РФ (по согласованию)
Деметер Н.Г. – президент регионального совета федеральной национально-культурной автономии российских цыган (по согласованию)
Джараштиев И.А. – председатель совета федеральной национально-культурной автономии карачаевцев России (по согласованию)
Долуда Н.А. – атаман Кубанского войскового казачьего общества (по согласованию)
Дробижева Л.М. – руководитель центра исследования межнациональных отношений федерального государственного бюджетного учреждения науки “Институт социологии Российской академии наук”
Дусенбаев Т.К. – президент федеральной национально- культурной автономии казахов России (по согласованию)
Журавлев А.А. – председатель общероссийской общественной организации «РОДИНА – Конгресс Русских Общин» (по согласованию)
Зорин В.Ю. – председатель общественного совета Московского дома национальностей (по согласованию)
Казаков В.Н. – председатель федеральной национально-культурной автономии белорусов России (по согласованию)
Керимов А.П. – президент федеральной лезгинской национально-культурной автономии (по согласованию)
Киричук С.М. – председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (по согласованию)
Куценко Г.К. – президент межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (по согласованию)
Ливанов Д.В. – министр образования и науки РФ
Мартенс Г.Г. – президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (по согласованию)
Мединский В.Р. – министр культуры РФ
Мельников И.И. – первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию)
Михайлов В.А. – заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Мулиуолис А.А. – председатель федеральной национально-культурной автономии литовцев РФ (по согласованию)
Островский М.В. – первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ (по согласованию)
Паскачев А.Б. – председатель высшего совета общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» (по согласованию)
Патиев Ф.А. – председатель совета федеральной национально-культурной автономии курдов РФ (по согласованию)
Петров Ю.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки” Институт российской истории Российской академии наук”
Романова Г.Б. – председатель федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» (по согласованию)
Ромодановский К.О. – директор ФМС РФ
Саввиди И.И. – президент федеральной национально-культурной автономии греков России (по согласованию)
Садыков С.К. – президент федеральной национально- культурной автономии азербайджанцев РФ (по согласованию)
Сафаралиев Г.К. – председатель комитета Государственной Думы по делам национальностей (по согласованию)
Сванидзе Н.К. – председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести (по согласованию)
Скоблионок М.А. – президент федеральной еврейской национально-культурной автономии (по согласованию)
Соколов А.В. – руководитель межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии (по согласованию)
Тишков В.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки ордена Дружбы народов “Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Российской академии наук”
Торшин А.П. – первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по согласованию)
Трутнев Ю.П. – помощник президента РФ
Тултаев П.Н. – председатель совета общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» (по согласованию)
Федоров Г.С. – президент федеральной национально-культурной автономии чувашей РоФ (по согласованию)
Харючи С.Н. – президент общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (по согласованию)
Хубутия М.М. – президент общероссийской общественной организации «Союз грузин в России» (по согласованию)
Цо В.И. – президент общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» (по согласованию)
Шевченко М.Л. – президент региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира» (по согласованию)
Совет создав конспиративно,
Из верных только едаков,
Решать хотят декларативно
Наследье от большевиков.
Не будет толка от структуры,
Вопрос запущен на местах.
Нет воли у номенклатуры,
Народ опять не при делах.
Его волнует расслоенье
На богачей и бедняков.
Растёт вражда, неуваженье
От разной толщи кошельков.
Всё будет лишь усугубляться,
Совет фиксировать процесс.
И раз в год дружно отправляться,
По разнарядке на конгресс.
…Растёт вражда,неуваженье от разной толщи кошельков- вот основное социальное противоречие в России
Comments are closed.