Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ совместно с «Татармультфильмом» запустили совместный проект – серию мультфильмов, видеороликов и комиксов об истории татар в социальных сетях.
Пилотный пятиминутный ролик появился на прошлой неделе, следующим должен стать уже 15-минутный видеофильм о достижениях татар, который также планируют распространить в соцсетях.
Интерактивная история Татарстана
Запущенный на днях в соцсети мультфильм «Истоки татар» оказался пилотом большой совместной программы Института истории и «Татармультфильма» по работе с молодежью.
— Совместно с «Татармультфильмом» – это целый проект, — рассказал «Реальному времени» Рафаэль Хакимов, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. — Мы готовим (уже сделали) мультик для детей, который сейчас пойдет в тираж – «Стрела времени». И Министерство образования это уже одобрило. Мы делаем параллельно книжечку, мультик, иногда комиксы. Теперь учебники для младших классов (1–4 класс). Тоже будет параллельно текст и ролики. Программа большая, всю пока не хочу говорить.
По словам Анны Белобровой, заместителя руководителя объединения «Татармультфильм», кроме видеоуроков и учебников, планируется создать и электронный атлас. А ролик стал основой для работы группы.
— Нужно было создать пилотный проект, чтобы, во-первых, отработать механизм взаимодействия между мультипликаторами и историками и, во-вторых, создать какой-то продукт, который лег бы в основу последующих, — рассказывает Анна Белоброва.
Историки ушли в соцсети
Однако, пожалуй, самое интересное в том, что часть проекта впервые в Татарстане готовят специально для социальных сетей.
— Мы с молодежью еще готовим такой ролик – история татар за 15 минут с точки зрения достижения успеха, — говорит Рафаэль Хакимов. — Как в истории предки татар возвышались, за счет чего, как строили государство, какие факторы определяли. Он ориентирован больше на молодежную среду, и сама молодежь – инициатор. У нас просят помощь с точки зрения текста, картинок и так далее.
По словам Хакимова, пятиминутный ролик оказался коротковат: «Там может больше возникать вопросов, чем ответов. Для того, кто уже более-менее подготовлен, он укладывает материал в общую канву (без этой общей логики нам дальше двигаться тяжело). Теперь будут некие простые картинки, но существенные, которые определяли этапы. Мы, наверное, поделим: одна часть о средневековье, другая – о Российской империи».
«Мы увидели, что все наши отчеты мало кому нужны»
Фактически Институт истории пошел на кардинальное изменение формата работы с молодежью в рамках программы укрепления идентичности татар.
— Из опыта прошлых лет мы увидели, что все наши отчеты мало кому нужны, — продолжает Рафаэль Хакимов. — Их эффективность очень сложно проверить. Мы в этом году решили делать продукт, который покажет, насколько укрепляется идентичность. В связи с этим мы сделали ролик, и еще продукция будет. Мы хотим отмониторить в конце года, насколько она будет эффективна.
Кроме того, возникла потребность перевести фундаментальный труд «История татар» в 7 томах в более удобные и простые форматы. В Институте истории надеются, что это поможет привлечь молодежь к изучению прошлого своего народа:
— Наши исследования показали, что молодежь историю Татарстана совершенно не знает. Это нас настолько обескуражило, что мы решили резко повернуться и все делать для социальных сетей, Интернета. YouTube, Facebook, «ВКонтакте» – мы сейчас осваиваем эту зону, чтобы молодежь поняла, о чем идет речь, когда мы говорим об истории татар, Татарстана, Евразии.
Финансирование по старым проектам
При этом отдельного финансирования мультфильма или нового ролика для социальных сетей не предполагается. По словам Анны Белобровой, мультфильм делался на добровольной основе мультипликаторами, а редактором выступал сам Рафаэль Хакимов: «Это был совместный проект, наши специалисты создавали его в рамках такого свободного творчества».
В целом проект, по словам Хакимова, финансируется по старым, уже действующим программам. Во-первых, по программе укрепления идентичности татар. Во-вторых, есть финансирование по части «Татармультфильма» в рамках подготовки учебных пособий. Команда уже сработалась в ходе работы над пилотом.
«Мы хотим представить новый формат: с одной стороны – для школы, с другой стороны – для соцсетей», — считает Хакимов.
«Вместе с хронологической последовательностью мы показываем, что происходило на карте»
Напомним, пилот проекта появился в соцсетях в конце прошлой недели. Это оказался небольшой анимационный ролик о происхождении татар. Ролик был продемонстрирован в рамках лектория «Акыл фабрикасы», который состоялся в Казани в конце мая. Тогда же стало известно, что ролик является совместным проектом Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, объединения «Татармультфильм» и Татарского детского издательства.
— Задача была показать именно наглядно, доступно и для детей, и для взрослых историю татар: как происходило образование татарского государства, как менялись границы с течением времени, как формировалась нация, как проистекали изменения, — рассказала «Реальному времени» Анна Белоброва о создании пилота. — Ролик длится около 6 минут, и за это время нужно было все показать. Поэтому мы избрали такую технологию, что вместе с хронологической последовательностью (есть временная шкала) мы показываем, что происходило на карте Евразии.