Исмаил, что вам не понравилось в тезисах Ильгиза Юсупова, с чем вы не согласны?
Не то чтобы не понравилось, но я не понимаю, почему герой интервью рассуждает о такой вещи, как брак и семья, в национальных категориях. Как мусульманину, ему надо рассуждать либо в категориях сугубо религиозных (не важно, кто его жена – татарка, чеченка, албанка или русская), акцентируя внимание на том, мусульманка ли она, и если да, то какая мусульманка, либо сугубо в личностных категориях. А экстраполировать какие-то национальные критерии к браку и отношениям двух людей, мягко говоря, не правильно.
Он же отталкивается от совершенно наднациональных критериев, перечисляя важные лично для себя пункты при выборе спутницы, и уж потом приходит к неким этно-социологическим обобщениям!
Я не знаю, почему он пришел к таким обобщениям – для этого надо заниматься не перебором невест, а, по меньшей мере, солидным социологическим исследованием. Тогда можно было бы делать такие выводы. Лично мой опыт общения с татарами совершенно иной.
Кстати, если Ильгиз, будучи мусульманином-татарином, выбрал себе русскую жену, то вы – наоборот, будучи русским, женились на татарке. Почему?
Во-первых, сразу скажу, для меня глубокая религиозность не была главным критерием. Главное – то, что в жизни моего партнера существуют определенные, пусть самые общие, принципы и нормы ислама. Татарский народ, по моим наблюдениям, отнюдь не гомогенен в своей религиозности. Мишаре, нижегородцы, более религиозны, потому что живут в инонациональном и инорелигиозном окружении. Казанские больше зациклены на национальном моменте, и там ислам является, в значительной степени, национальным маркером, при этом уровень религиозной практики, как мне представляется, несколько ниже. Они более советизированы, более мирские. Но на 90% мой выбор был определен не национальностью и не вероисповеданием – никто из нас не ортодокс – а сходством интересов и каких-то общих точек в характере. И тем, что для человека священны какие-то общие принципы ислама.
Со стороны родственников вашей жены не было возражений на этот брак?
Они советские люди и отнеслись спокойно.
Наш герой, напротив, говорил о том, что татары советской школы более внимательны к этим вещам!
Может быть, но в моем поколении – 40-50летних людей – это уже снижается. Может, в деревне как-то иначе, но у меня речь идет о городе, столице республики.
Вы общаетесь с русскими мусульманками, с татарками. Можете ли вы на собственном опыте опровергнуть тезисы Ильгиза в части, что русские лучше, потому что не роются в мобильниках мужа и не такие деловые и ухватистые?
Действительно, многие татарские женщины, в том числе и религиозные, очень ревностно относятся к появлению второй жены, вообще пытаются как-то контролировать личное пространство мужа. Чего у русских мусульманок все-таки нет. Но я не спешил бы обобщать – как говорят социологи, это не самая репрезентативная выборка. Еще раз подчеркну: в случае с мусульманами должен играть роль либо уровень набожности, практики ислама, либо личностные качества, но не национальность. Я знал совершенно демократичных мусульманок и совершенно консервативных, домовитых русских, которые мужа держали под каблуком, контролируя всю его личную жизнь. Поэтому я бы не обобщал по татаркам, русским, чеченкам и т.п. Да, действительно, у северокавказских девушек-мусульманок домострой и местные шариаты еще сильны, сильнее, чем у татар и других народностей бывшего СССР – за исключением, может быть, таджиков. Тюркский ислам в гендерном отношении достаточно либерален. По этому принципу еще можно сравнить. Но я видел и достаточно свободных северокавказских девушек.
Вас ваша жена контролирует? Применимо ли к ней все сказанное ранее?
Трудно сказать, но вообще да! Контролирует!
И как вы, как русский человек, это воспринимаете?
Нормально! Это очень хороший фундамент, запас прочности, если собираешься строить семью, а не так, «здравствуй – до свидания».
А чего хорошего в том, что жена в мобильнике шарит?
Ну, до этого не доходит, конечно – осуществляется деликатный, но четкий контроль. Я это вполне понимаю.
Почему вам это нравится? Вашего оппонента Ильгиза все это, напротив, раздражало!
Он, видимо, еще просто не понял чего-то в жизни, человек молодой. Я тоже пока еще не на пенсии, но немножко что-то прожил. Может, он не до конца понимает всю ценность семьи вообще, как стереообъемного явления, а не только зачатия – рождения – воспитания детей и общего стола. Семья – это гораздо больше, и с этой точки зрения я контроль со стороны жены вполне понимаю и принимаю.
То есть, с этой точки зрения, женский контроль является цементирующей базой любых отношений?
Не контроль, я бы не назвал это контролем, надзиранием. Она просто держит меня в поле зрения, чтобы семья не развалилась. По-человечески я ее понимаю. Это мое чисто мнение, я не считаю, что оно может быть универсальным, но вот у меня такой опыт.
В итоге получается, что русские с татарами все-таки друг друга как-то уравновешивают и взаимодополняют. Русским мужикам, склонным по натуре, как клубкам, куда-то укатываться, комфортно с татарскими женами, а татары, уставшие от контроля и нуждающиеся в свободе, находят ее с русскими. Получается, Ильгиз прав в том, что русские с татарами – очень неплохая комбинация?
Я не уверен, что русские с татарами. Подчеркиваю еще раз: надо говорить о конкретном мужчине и конкретной женщине. Вообще выпячивать национальный критерий – не по исламу. Нет преимуществ у черного над белым, и так далее, это Коран! Пусть жена будет хоть негром преклонных годов, не это важно!