Начавшийся Рамадан мусульмане должны провести максимально продуктивно, несмотря на коронавирус, считает имам строящейся казанской мечети
Почему мусульмане встречают, а потом провожают уразу с двоякими чувствами? Что за традицию предков может возродить каждый, кто считает себя мужчиной? Каковы особенности татарского менталитета, помогающие нам сохранить себя? Имам-хатыб казанской мечети «Рахматулла» Рустам хазрат Ясавиев со страниц «БИЗНЕС Online» рассказывает о достоинствах священного месяца и не только.
«Этот месяц надо встречать как самого дорогого гостя, люди заранее строят планы, например выучить столько-то аятов Корана, помочь такому-то количеству людей» Фото предоставлено Рустам-хазратом Ясавиевым
«КОГДА ЭТОТ ГОСТЬ — РАМАДАН — ПОКИДАЕТ НАС, БЫВАЕТ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО»
— Рустам хазрат, во-первых, разрешите поздравить вас с наступлением священного месяца Рамадан. Событие радостное для всех верующих, единственное, что его омрачает, — это пандемия коронавируса. Хотя эпидемии в жизни мусульман были и пострашнее, чем COVID-19. С каким настроением встречаете нынешнюю уразу?
— Месяц Рамадан, с одной стороны, очень радостный, так как другого такого благословенного месяца нет. С другой стороны, есть какая-то грусть в душе. Мечети не работают, они закрыты, мы не можем общаться друг с другом, нельзя давать уроки, все люди на самоизоляции. Поэтому я ощущаю, что мы входим в Рамадан с двояким чувством. Думаю, что поэтому постящиеся получат дополнительную награду от Всевышнего за ту выдержку, которую они проявят во время уразы 2020 года.
Вообще, этот месяц надо встречать как самого дорогого гостя, люди заранее строят планы, например выучить столько-то аятов Корана, помочь такому-то количеству людей. И вот когда этот гость — Рамадан — покидает нас, бывает очень тяжело, но в то же время присутствует и ликование, ведь мы смогли выполнить предписание Аллаха. Хвала Ему, что живы-здоровы, несмотря ни на какие коронавирусы.
— Да, к сожалению, из-за карантина закрыты мечети, которые традиционно играют важную роль в жизни постящихся, особенно для тех, кто первый раз держит пост. Люди приходили, спрашивали совета у имама, как и что делать. Сейчас, судя по всему, приходится давать наставления, что называется, по «удаленке»?
— Как вы правильно сказали, мы перешли на «удаленку». Одни хазраты отвечают на вопросы в «Инстаграме», кому-то звонят на телефон, задают вопросы по WhatsApp, но, как бы там ни было, живое общение ничто не заменит. Пророк Мухаммед говорил, что услышанное неравнозначно увиденному, поэтому при общении у каждого собственные движения, слова, манера говорить. Получается своя гармония, ощущение, что ты лучше понимаешь собеседника. К имаму приходят пожилые люди, которые не находят понимания среди родных и близких, а тут изливают душу. Они устали от внутреннего одиночества и находят в мечети успокоение. Пока, к сожалению, мы ограничены в подобном.
«Сейчас в столице Татарстана, насколько я знаю, строится три-четыре мечети, одно медресе. Думаю, для миллионной Казани возвести во время Рамадана эти объекты — выполнимая задача» Фото: Сергей Елагин
«НАШИ ИМАМЫ ОБЕСПОКОЕНЫ, КАК БУДУТ НАЧИСЛЯТЬ ЗАРПЛАТУ РАБОТНИКАМ МЕЧЕТИ, ПОКРЫВАТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ»
— Вы являетесь имамом мечети «Өмет» («Надежда») казанского поселка Борисоглебское, как отразился на вас режим самоизоляции?
— Мечеть закрыта, богослужений не проводится, прихожане надеются, что режим самоизоляции снимут до окончания Рамадана. Тогда можно будет совершать таравих, возобновятся ифтары.
— Кстати, именно в вашей мечети происходили необычные разговения — вегетарианские, возможно, единственные в России.
— Да, наш брат Искандер Зигангараев проводит именно такой ифтар, прихожанам нравится, они здесь не видят попрания традиций, наоборот, происходит осознание того, что есть люди, для которых вегетарианство — обычное явление. К сожалению, не во всех мечетях это находит понимание.
В идеале в каждом районе города должна возвышаться своя большая Соборная мечеть, но раз нет такой возможности, то почему не должно быть квартальной?Фото предоставлено Рустам-хазратом Ясавиевым
— Рамадан считается месяцем благих дел, совершение их именно сейчас по своей награде считается выше, чем в другие месяцы. Какие деяния наиболее нужны татарстанской умме во время уразы?
— Сейчас в столице Татарстана, насколько я знаю, строится три-четыре мечети, одно медресе. Думаю, для миллионной Казани возвести во время Рамадана эти объекты — выполнимая задача. Кроме того, у действующих мечетей серьезные коммунальные расходы, большинство имамов — многодетные отцы, которые сейчас сидят без дела, желающие могут и им помочь. Патриарх Кирилл ведь поднимал вопрос о том, что коронавирус ударил по благосостоянию церкви. У нас точно такое же положение. Наши имамы также обеспокоены, как будут начислять зарплату работникам мечети, покрывать коммунальные расходы.
— Вы сказали, что строительство мечети является благим делом, насколько я знаю, вы и сами сейчас заняты тем, что возводите новый Дом Аллаха под названием «Рахматулла».
— Потребность в нем есть, так как в Авиастроительном районе все мечети расположены в поселках: Борисоглебское, Северный, Караваево, Кадышево, Щербаково, а в городских кварталах, где проживают порядка 70 тысяч человек, нет ни одной. Здесь расположены промышленные гиганты, на которых трудятся мусульмане, и последние лишены возможности посещать мечеть. В идеале в каждом районе города должна возвышаться своя большая Соборная мечеть, но раз нет такой возможности, то почему не должно быть квартальной? Вообще, их по Казани не хватает. Еще 100 лет назад в городе было 19 мечетей на 40 тысяч татар, то есть на 2 тысячи мусульман приходилась одна мечеть. Нам еще далеко до того, чтобы догнать эти цифры.
«В первые дни объявления карантина, когда были наиболее жесткие требования, мы приостановили работы, сейчас вновь начали. Выполняем все требования безопасности, на площадке минимальное количество человек» Фото: Сергей Елагин
«ТАТАРЫ ИЗДРЕВЛЕ ЛЮБИЛИ СТРОИТЬ: ГДЕ БЫ ОНИ НИ СЕЛИЛИСЬ, ВЕЗДЕ ВОЗВОДИЛИ МЕЧЕТИ».
— Жертвовать на строительство мечетей — благое дело. Подобное нужно делать именно во время уразы? С точки зрения шариата данные пожертвования обязательны?
— С точки зрения шариата это добровольные пожертвования, то есть выплата закята, фидия-садака (милостыня, которая выплачивается за пропущенные дни поста в священный месяц Рамадан, — прим. ред.) или фитр-садака (налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения Ураза-байрам, — прим. ред.) не может расходоваться на строительство мечети, средства раздают неимущим, бедным.
Здесь речь идет о «Садака аль-Джария» («Непрерывная садака»), награда за которую продолжает идти и после смерти человека. Ее заслуживают люди, которые при жизни вырастили праведных детей, построили дороги, больницы, мечети, вырыли колодцы, оставили после себя книги, знаниями из которых будут пользоваться потомки. Хоть данная садака является добровольным пожертвованием, но если выплатить ее во время Рамадана, то по степени награды от Всевышнего это будет выше, чем в другие месяцы года. В Судный день, когда на весах станут взвешиваться благие и греховные дела, каждое доброе деяние может решить вашу судьбу, а Рамадан станет хорошим подспорьем для накопления благих дел.
— Как такое можно осуществить на примере строящейся мечети «Рахматулла»?
— Сейчас можно это сделать онлайн, перечислив деньги на банковскую карту или расчетный счет мечети, а можно прийти и поработать на стройплощадке — такие добровольцы имеются, они помогали проводить субботники. Есть те, кто привозил бетон, доски, другие стройматериалы. В первые дни объявления карантина, когда были наиболее жесткие требования, мы приостановили работы, сейчас вновь начали. Выполняем все требования безопасности, на площадке минимальное количество человек.
Фото предоставлено Рустам хазратом Ясавиевым
— Что бы вы посоветовали мусульманам в наши непростые времена?
— Мы люди, которые должны дать своим детям достойное воспитание. После того как те вырастут, они обязательно будут интересоваться жизненным путем своих родителей. Говорят ведь, что мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына, но я бы посоветовал не ограничиваться этим. Татары издревле любили строить: где бы они ни селились, везде возводили мечети. В Японии первую мечеть построили именно татары, в Финляндии, других странах, да и в России. Сейчас татары, к сожалению, во многих регионах потеряли свои позиции, в большинстве из мечетей не звучит татарская речь, а имамы — представители других национальностей. Но все же это мечети, которые построили татары. Если во времена СССР на территории Татарстана сохранилось 17 мечетей, то сейчас их больше полутора тысяч — это говорит, о том, что наш народ трудолюбив, старателен. У нас такой менталитет: татары издревле были аккуратными, выполняли свою работу на совесть, поэтому мечети нашего народа так красивы. И наша «Рахматулла», даст Аллах, будет возведена в татарском стиле. Надеемся, что в скором времени она уже окажется построена и откроет двери перед правоверными, а в следующий Рамадан можно будет проводить все обряды во время уразы. Пусть Аллах Всевышний примет наши добрые дела и одарит всеми благами обоих миров!
Для тех, кто хочет помочь:
Карта Сбербанка 4276 6200 1534 1575
Местная мусульманская религиозная организация «Приход мечети „Рахматулла“ мухтасибата Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Республики Татарстан»
ИНН/КПП 1658087919/165701001
ОГРН 1071600006719
р/с 40703810962260000706 в отделении «Банка Татарстан» №8610
БИК 049205603
к/с 30101810600000000603
Имам-хатыб — Рустам хазрат Ясавиев, телефон: +7 (917) 270-08-40
Фото на анонсе: Сергей Елгин
business-gazeta