Домой Жизнь татар Татары в России и в мире “Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”

“Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”

0
“Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”

Проживающие в Литве и Польше татары через  612 лет, вновь встретились на полях Грюнвальда по случаю встречи в рамках проекта “Татары  в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”.

Более 1000 человек из Литвы и Польши, интересующиеся историей и культурой татар, приняли участие в мероприятиях,  которые проходили в конце января в Музее Грюнвальдской битвы в Стембарке (Польша), посвященных участию татар в победе над тевтонскими рыцарями в 1410 году.

Таким образом, организаторы решили напомнить о малоизвестных исторических фактах знаменитого боя.

В 1410 году татары, сражавшиеся на стороне армии короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта, способствовали успеху в битве под Грюнвальдом. Через 600 лет их потомки из Литвы и Польши появились вновь на поле битвы, что бы принять участие в мероприятии под общим названием “Татары  в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”.

По словам директора Музея Грюнвальдской битвы Шимона Дрея, татарские вспомогательные войска в битве с тевтонскими рыцарями – еще “белое пятно” в истории 1410 г. Нет крупных исследований  на эту тему, и общие знания о роли татарских воинов в битве под Грюнвальдом незначительны.

Фото автора

Музей Грюнвальда

“Мы пытаемся изменить эту ситуацию. Мы хотим прославить татар, которые во время Грюнвальдского сражения внесли огромный вклад в победу над тевтонским орденом” – говорит Дрей.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА

Благодаря проекту музея Грюнвальдской битвы “Татары  в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”,  который получил субсидии на сумму более 40 тысяч евро из норвежского финансового механизма и госбюджета, стало возможным не только проводить широкомасштабные действа летом (ежегодно в июле музей собирает сотни тысяч зрителей на реконструкцию битвы под Грюнвальдом), но и зимой, когда музей обычно не посещают.

Важнейшим элементом  стала встреча литовских и польских татар в январе на полях под Грюнвальдом, где были представлены все образовательные и развлекательные проекты.

“Я счастлив, что мы имеем возможность в середине зимы проводить мероприятия, посвященные Грюнвальдской битве, – говорит Шимона Дрей, директор Музея битвы под Грюнвальдом. – Мы были удивлены, прежде всего, количеству людей, которые приняли участие в мероприятии. Мы ожидали, что их будет много, но количество людей превысило наши ожидания. И на самом деле приятно видеть такие толпы в январе под Грюнвальдом. Такого еще не было”.

БУДУЩИЙ ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Открытие “зимнего сезона” началось с презентации силиконовой фигуры хана  Джелал ад-Дина, а так же его оружия и одежды.

Джелал ад-Дин, тогда еще будущий хан Золотой Орды, один из самых влиятельных сыновей Тохтамыша, принял непосредственное участие в знаменитой Грюнвальдской битве, сражаясь со своими воинами против тевтонских рыцарей на стороне великого князя Витовта, который оказывал ему всяческую поддержку и даже поселил Джелал ад-Дина в Троках (Тракай).

Фото автора

Силиконовая фигура хана Джелал ад-Дина

По мнению историков, татарских воинов было около тысячи, на долю которых приходится почти десятая часть польско-литовской армии.

Сразу после битвы под Грюнвальдом, участие татар  стало обрастать легендами с обеих сторон. Потомки татарских воинов утверждали, что их воины одержали решающую победу над войском Тевтонского ордена: так, по одной версии, великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в сражении с Джелал ад-Дином, а по другой, был пронзен в шею татарским лучником Бахадур-эд-Дином .

С другой стороны, как указывает профессор Селим Хазбиевич, автор книги “Татары под Грюнвальдом”, “рыцари специально преувеличивали размер татарского войска до 30 тысяч воинов, обвиняя их в колдовстве, и даже в каннибализме, дабы объяснить поражение ордена”.

В любом случае, победа в Грюнвальдской битве послужила основанием для создания татарской общины в Польше и Литве, которая в настоящее время насчитывает несколько тысяч человек. Многие из современных литовско-польских татар могут с полным правом называть себя потомками воинов, сражавшихся под  предводительством хана  Джелал ад-Дина.

ЛИТОВСКИЕ ПОТОМКИ ВОИНОВ ДЖЕЛАЛ АД-ДИНА

Представители татарской диаспоры в Литве были не только гостями на этой встрече.  Кроме школьников, знакомившихся со своими корнями, на мероприятие приехали представитель Меджлиса крымско-татарского народа в Литве, председатель Союза общин литовских татар доктор Адас Якубаускас, председатель Общины литовских татар Немежиса Таир Кузнецов, председатель Общины литовских татар деревни Сорок Татар Фатима Буйновска, которая в рамках проекта представила свою книгу “Татарская кухня”.

Фото автора

Представитель Меджлиса крымско-татарского народа в Литве, председатель Союза общин литовских татар доктора Адас Якубаускас открывает фигуру Джелал ад-Дина

“Татар в Литве ставят в пример”, – отметил Якубаускас и добавил: “Из 115 общин, проживающих в Литве, татары занимают первое место по доброжелательности”.

Гостей музея встречали также  восковые фигуры татарских воинов в полном вооружении. Также были подготовлены блюда татарской кухни – для дегустации.

В павильоне музея  посетители могут также увидеть фотовыставку о жизни современных татар в Литве, которая включает фотографии, сделанные фоторепортером из Алитуса  Зитой Станкявичене и известным литовским фотохудожником Владимиром Царалунга-Мораром, который лично прибыл в Стембарк, чтобы открыть выставку.

В Литве татары компактно проживают в  нескольких местах. Там же сохранились и действуют 4 мечети:  в Каунасе (единственная каменная мечеть в Прибалтике), Немежисе (1909 года постройки), деревнях Сорок татар (Вильнюсского района, 1815 года постройки) и Райжяй (Алитусского района, 1889 года постройки).

На выставке отражены традиции и быт литовских татар, издревле проживающих в этих местах. В дополнение к профессиональной фотографии в павильоне выставлены детские рисунки татар из литовских и польских школ.

ТАТАРЫ – НЕ ПУШЕЧНОЕ МЯСО

Важным событием встречи  была презентация книги “Татары под Грюнвальдом”. Авторы – профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне Селим Хазбиевич и руководитель историко-археологического отдела музея в Стембарке Славомир Моцкун. В книге отражена информация о татарах, которые воевали в 1410 году при Грюнвальде, их происхождение и значение  в битве за польско-литовских правителей.

“Татары не были “пушечным мясом”, как считают многие, – сказал профессор Хазбиевич. – Это были хорошо обученные войска”.

Хорошо вооруженные луками и мечами, со своей тактикой, идеальным управлением лошадью и стрельбой на ходу,   применяющие маневры, разработанные со времен Чингизхана, татары придавали реальный вес в битве под Грюнвальдом.

Апогеем мероприятия стала поездка в санях в сопровождении стилизованной татарской конницы.  Освещенная факелами морозная ночь стала по-настоящему теплой от татарских пельменей и тут же зажаренного на костре ягненка.

Фото автора

Ягненок

“По результатам мероприятия мы делаем вывод, что нам нужно встречаться подобным образом как можно чаще”, – подвел итог Шимон Дрей.

И уже 4 февраля в замке в Нидзице состоялся “турнир рыцарей”. Музей битвы под Грюнвальдом выступил соорганизатором турнира.

Азим Бектимиров,

 “Етатар”.