Проживающие в Литве и Польше татары через 612 лет, вновь встретились на полях Грюнвальда по случаю встречи в рамках проекта “Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”.
Более 1000 человек из Литвы и Польши, интересующиеся историей и культурой татар, приняли участие в мероприятиях, которые проходили в конце января в Музее Грюнвальдской битвы в Стембарке (Польша), посвященных участию татар в победе над тевтонскими рыцарями в 1410 году.
Таким образом, организаторы решили напомнить о малоизвестных исторических фактах знаменитого боя.
В 1410 году татары, сражавшиеся на стороне армии короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта, способствовали успеху в битве под Грюнвальдом. Через 600 лет их потомки из Литвы и Польши появились вновь на поле битвы, что бы принять участие в мероприятии под общим названием “Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”.
По словам директора Музея Грюнвальдской битвы Шимона Дрея, татарские вспомогательные войска в битве с тевтонскими рыцарями – еще “белое пятно” в истории 1410 г. Нет крупных исследований на эту тему, и общие знания о роли татарских воинов в битве под Грюнвальдом незначительны.
Музей Грюнвальда
“Мы пытаемся изменить эту ситуацию. Мы хотим прославить татар, которые во время Грюнвальдского сражения внесли огромный вклад в победу над тевтонским орденом” – говорит Дрей.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА
Благодаря проекту музея Грюнвальдской битвы “Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”, который получил субсидии на сумму более 40 тысяч евро из норвежского финансового механизма и госбюджета, стало возможным не только проводить широкомасштабные действа летом (ежегодно в июле музей собирает сотни тысяч зрителей на реконструкцию битвы под Грюнвальдом), но и зимой, когда музей обычно не посещают.
Важнейшим элементом стала встреча литовских и польских татар в январе на полях под Грюнвальдом, где были представлены все образовательные и развлекательные проекты.
“Я счастлив, что мы имеем возможность в середине зимы проводить мероприятия, посвященные Грюнвальдской битве, – говорит Шимона Дрей, директор Музея битвы под Грюнвальдом. – Мы были удивлены, прежде всего, количеству людей, которые приняли участие в мероприятии. Мы ожидали, что их будет много, но количество людей превысило наши ожидания. И на самом деле приятно видеть такие толпы в январе под Грюнвальдом. Такого еще не было”.
БУДУЩИЙ ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Открытие “зимнего сезона” началось с презентации силиконовой фигуры хана Джелал ад-Дина, а так же его оружия и одежды.
Джелал ад-Дин, тогда еще будущий хан Золотой Орды, один из самых влиятельных сыновей Тохтамыша, принял непосредственное участие в знаменитой Грюнвальдской битве, сражаясь со своими воинами против тевтонских рыцарей на стороне великого князя Витовта, который оказывал ему всяческую поддержку и даже поселил Джелал ад-Дина в Троках (Тракай).
Силиконовая фигура хана Джелал ад-Дина
По мнению историков, татарских воинов было около тысячи, на долю которых приходится почти десятая часть польско-литовской армии.
Сразу после битвы под Грюнвальдом, участие татар стало обрастать легендами с обеих сторон. Потомки татарских воинов утверждали, что их воины одержали решающую победу над войском Тевтонского ордена: так, по одной версии, великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в сражении с Джелал ад-Дином, а по другой, был пронзен в шею татарским лучником Бахадур-эд-Дином .
С другой стороны, как указывает профессор Селим Хазбиевич, автор книги “Татары под Грюнвальдом”, “рыцари специально преувеличивали размер татарского войска до 30 тысяч воинов, обвиняя их в колдовстве, и даже в каннибализме, дабы объяснить поражение ордена”.
В любом случае, победа в Грюнвальдской битве послужила основанием для создания татарской общины в Польше и Литве, которая в настоящее время насчитывает несколько тысяч человек. Многие из современных литовско-польских татар могут с полным правом называть себя потомками воинов, сражавшихся под предводительством хана Джелал ад-Дина.
ЛИТОВСКИЕ ПОТОМКИ ВОИНОВ ДЖЕЛАЛ АД-ДИНА
Представители татарской диаспоры в Литве были не только гостями на этой встрече. Кроме школьников, знакомившихся со своими корнями, на мероприятие приехали представитель Меджлиса крымско-татарского народа в Литве, председатель Союза общин литовских татар доктор Адас Якубаускас, председатель Общины литовских татар Немежиса Таир Кузнецов, председатель Общины литовских татар деревни Сорок Татар Фатима Буйновска, которая в рамках проекта представила свою книгу “Татарская кухня”.
Представитель Меджлиса крымско-татарского народа в Литве, председатель Союза общин литовских татар доктора Адас Якубаускас открывает фигуру Джелал ад-Дина
“Татар в Литве ставят в пример”, – отметил Якубаускас и добавил: “Из 115 общин, проживающих в Литве, татары занимают первое место по доброжелательности”.
Гостей музея встречали также восковые фигуры татарских воинов в полном вооружении. Также были подготовлены блюда татарской кухни – для дегустации.
В павильоне музея посетители могут также увидеть фотовыставку о жизни современных татар в Литве, которая включает фотографии, сделанные фоторепортером из Алитуса Зитой Станкявичене и известным литовским фотохудожником Владимиром Царалунга-Мораром, который лично прибыл в Стембарк, чтобы открыть выставку.
В Литве татары компактно проживают в нескольких местах. Там же сохранились и действуют 4 мечети: в Каунасе (единственная каменная мечеть в Прибалтике), Немежисе (1909 года постройки), деревнях Сорок татар (Вильнюсского района, 1815 года постройки) и Райжяй (Алитусского района, 1889 года постройки).
На выставке отражены традиции и быт литовских татар, издревле проживающих в этих местах. В дополнение к профессиональной фотографии в павильоне выставлены детские рисунки татар из литовских и польских школ.
ТАТАРЫ – НЕ ПУШЕЧНОЕ МЯСО
Важным событием встречи была презентация книги “Татары под Грюнвальдом”. Авторы – профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне Селим Хазбиевич и руководитель историко-археологического отдела музея в Стембарке Славомир Моцкун. В книге отражена информация о татарах, которые воевали в 1410 году при Грюнвальде, их происхождение и значение в битве за польско-литовских правителей.
“Татары не были “пушечным мясом”, как считают многие, – сказал профессор Хазбиевич. – Это были хорошо обученные войска”.
Хорошо вооруженные луками и мечами, со своей тактикой, идеальным управлением лошадью и стрельбой на ходу, применяющие маневры, разработанные со времен Чингизхана, татары придавали реальный вес в битве под Грюнвальдом.
Апогеем мероприятия стала поездка в санях в сопровождении стилизованной татарской конницы. Освещенная факелами морозная ночь стала по-настоящему теплой от татарских пельменей и тут же зажаренного на костре ягненка.
Ягненок
“По результатам мероприятия мы делаем вывод, что нам нужно встречаться подобным образом как можно чаще”, – подвел итог Шимон Дрей.
И уже 4 февраля в замке в Нидзице состоялся “турнир рыцарей”. Музей битвы под Грюнвальдом выступил соорганизатором турнира.
Азим Бектимиров,
“Етатар”.