Мусульмане Тюмени часто сетуют на то, что не удалось отстоять здание исторической мечети, находившейся в центре города по улице Спасская, 9 (Ленина, 15). Оно было снесено летом 2003 года в бытность мэром Степана Киричука. Но в областном центре сохранилось здание еще одной старинной мечети, и многим это неизвестно. Находится бывшая мечеть в селе Казарово Центрального округа Тюмени и в ней со времени национализации в конце 20-х годов 20 века
размещается школа.
Зданию бывшей мечети более 120 лет. В областном государственном архиве сохранился документ о его строительстве, точнее перестройке жительницей Юрт Ембаевских Бибичамал Апсалямовой-Сейдуковой. Сообщение губернского управления от 20 января 1885 года о строительстве мечети в Юртах Казаровских Тюменского уезда гласит:
«По Указу Его императорского величества губернское правление слушало доклад о перестройке мечети в юртах Казаровских Тюменского округа. На основании законов 260, 261 и 265 статей о строительстве мечетей 1857 г. и 264 статьи того же закона приказали: существующая в юртах Казаровских деревянная мечеть, построенная более 60 лет тому назад бухарцем Таулетбаком Абдуцалимовым Маппаровым, пришла в ветхость, так что в ней невозможно отправлять богослужения, других мечетей в юртах Казаровских нет, перестроить старую мечеть нужно».
«Бедные прихожане юрта Казаровских не в состоянии что-то сделать по строительству мечети, – говорится далее в документе. – Видя это, жена зажиточного бухарца ю. Ембаевских Хайбуллы Сейдукова Бибичамал Апсалямова изъявила желание за свой счет, не требуя от прихожан и казны, перестроить эту мечеть на каменном фундаменте и вместо старого леса использовать новый, на той же самой площади, где находится старая мечеть» (ГАТО. Ф.И.-80. Оп. 1.Д.5.Л.3).
В завершении сообщения отмечается, что прихожане Казаровской мечети обязуются после перестройки ремонтировать здание, обеспечить его отопление и содержать духовенство. Тобольская губернская комиссия одобрила проект строительства и обязала окружное полицейское управление «вести наблюдение за правильным ведением перестройки мечети».
В конце 19 века в Ембаево проживал Хабибулла Сейдуков – младший брат известного мецената Нигматуллы хаджи Кармышакова-Сейдукова. Вероятно благотворительница Бибичамал из Ембаево, построившая мечеть в Казарово, приходилась женой Хабибулле Сейдукову, а в вышеприведенном документе ошибочно написали «Хайбулла» вместо «Хабибулла», поскольку раньше часто в документах писали так, как услышали.
По данным Ембаевского музея, у купца-бухарца Сейдука Кармышакова было трое сыновей – Рахматулла, Нигматулла, Хабибулла и дочь Биби-Рабига. Сына по имени «Хайбулла» не было.
Жители Казарово утверждают, что мечеть в их селе построил сам Нигматулла Кармышаков. Вполне возможно, что меценат в виду постоянной занятости мог поручить оформление разрешения на строительство супруге младшего брата, поэтому в документах указано имя Бибичамал.
80-е годы 19 века – время активной деятельности Нигматуллы Кармышакова, открытие им «магометанского училища» в недавно отстроенном исламском комплексе в Ембаево, постоянные разъезды с торговыми делами, путешествия по Ближнему Востоку, возведение новых мечетей, человек просто не мог успевать. Тем не менее, надо отдать должное Бибичамал-ханум, инициировавшей в Тобольском губернском правлении ходатайство о перестройке мечети в Юртах Казаровских.
В период строительства новой мечети имам-хатыбом и мугалимом в Казарово служил Мустаким Саликов, утвержденный в звании с 3 мая 1869 года. В этот период прихожан насчитывалось – 75 человек «мужеского» пола и 65 женского. После Саликова должность имама в Казарово занял Хуснутдин Ярмухаметов. Этот человек, сирота из Юрт Андреевских, был взят в детстве на попечение меценатом Нигматуллой Кармышаковым, окончил магометанское училище в Ембаево, затем учился в Башкирии и Татарии, прежде чем стать имам-хатыбом в Казарово.
Хуснутдин Ярмухаметов приходится отцом известному далеко за пределами Тюменской области фольклористу Хамиду Ярми. В сталинское время имама репрессировали, сослали в Ханты-Мансийский округ в Урманай, где он и умер.
Обязанности имама в Казарово после высылки Хуснутдина Ярмухаметова стал исполнять бывший муадзин сельской мечети Мухаматали Тимергалиев, которого в свое время сиротой также взял на попечение Хуснутдин, вероятно памятуя о благородном поступке своего благодетеля Нигматуллы-хаджи. Мухаматали-бабай был муллой в Казарово до ухода из жизни в начале 60-х годов. По воспоминаниям его дочери Закии Ибрагимовой, в сталинское время отца дважды арестовывали, помогло ему избежать репрессий имущественное положение.
«Минарет над мечетью в Казарово возвышался до начала 60-х годов, – рассказывает Закия апа. – Бывало, едешь из города, видишь минарет над селом, и на душе становилось особенно тепло».
Лет 10 тому назад Казарово вошло в черту Тюмени, но пока еще оно не воспринимается многими, как часть Тюмени, как например Новые Юрты, окончательно растворившиеся в границах областного центра, и вероятно, поэтому мусульмане Тюмени до достоинству не оцениваются тот факт, что в городе сегодня находится самое настоящее здание мечети дореволюционной постройки.
В 2001 году в Казарово по соседству со зданием старой мечети построили новую каменную мечеть.
“Ислам Ньюс”.
Я очень долго искала информацию о своих родственниках сейдуковых из ембаево. Моя бабушка рассказывала, что до революции они жили в тюмени и у них были торговые дома в семипалатинске и в китае. Они себя считала сибирскими бухарцами. У дедушки фамилия была муртазин. После революции их изгнали, конфисковали все имущество, и они вернулись на свою прородину в город Самарканд. Но в Самарканде их за своих никто не признавал. Бабушка рассказывала, что ее прадедушка построил мечеть в ембаево и дома для погорельцев. Никто не верил, но оказывается это правда. У нас очень много старинных фотографий Сейдуковых и Муртазиных, снятых в Тюмене и Семипалатинске. Так что родственники Негматуллы хаджи живы.
с. новоатьялово Ялуторовского р-на Тюменской области.работаю учителем в школе.Мы как раз собираем материал про Нигматуллу Кармышакова, т.к он построил мечеть и в нашем селе. которая потом стала школой, но у нас нет фото ваших родственников, если сможете отсканируйте фотографии и вышлите на электронный адрес atyal500@mail.ru
заранее вам благодарны, мы в школьном музее оформим стенд, посвящённый вашему родственнику
Забрать в сост верность мечеть могут родственники если предъявятдокументы ?
Comments are closed.