Рассказываем о необычной одежде в татарском национальном стиле и о мастере из Самары, который ее создает.
Редакция «КП-Самара» совместно с «Агентством социокультурных технологий» начинает цикл публикаций, чтобы показать разнообразие национальных ремесел в Самарской области. Мы расскажем о необычных мастерах, в работах которых перекликаются традиции и современность. Открывает наш цикл интервью с Гульнарой Насыйровой, которая создает национальные татарские костюмы и вплетает традиционные мотивы в современные образы. Она откровенно рассказала, через что ей пришлось пройти в поисках своего призвания, как она создает новые образы и перечислила те элементы традиционного костюма, которые может взять на вооружение любой человек, стремящийся выглядеть самобытно.
«Безотцовщина — это ты»
– Безотцовщина! – когда я впервые услышала это от одноклассников, то по тону поняла, что дразнят и это наверняка обидно. Но я не знала значение слова и пришла вечером спрашивать у мамы. Она спокойно объяснила:
– Безотцовщина — это ты. Потому что я воспитываю тебя одна, но очень стараюсь. У нас есть деньги на все, что нам необходимо. А вот у той девочки, которая это тебе сказала, отец есть. Но он пьет и живут они бедно и плохо. Как думаешь, кому в этой ситуации должно быть обидней — тебе или ей?
После маминых слов на «безотцовщину» я не реагировала больше, но дети всегда найдут, за какие струнки подергать, чтобы вызвать эмоции. В моем случае долго думать было не нужно. Я то и дело слышала: «О, татарка идет!» Этот возглас иногда и матерными эпитетами «приправлялся». Формально ситуация была обидная. Казалось бы: дразнят — убегай, плачь, страдай. Стыдись. Но я не понимала, чего мне стыдиться? Часто я испытывала растерянность и досаду. Но желания «замаскироваться» никогда не было. Наоборот, когда меня пытались называть Галей, я поправляла: «Я — Гульнара!» Детские, упрямые попытки защитить свою индивидуальность. Мама в этом вопросе мне не помогала. Когда я жаловалась, что меня в школе дразнят «татаркой», она пропускала это мимо ушей.
Может показаться, что меня травили в школе, но нет. В общем-то, спокойное было детство, обычное. Воспоминания об этих и других ситуациях неустойчивости, неопределенности вспыхивают в памяти тогда, когда размышляю о том, как и для чего я пришла к работе с народным костюмом. Мне хотелось найти опору. И сейчас, обратившись к традиции, я понимаю, что у меня под ногами наконец-то есть почва.
«Надоело спать на иголках!»
Сколько помню себя, всегда что-то шила. У меня были самые красивые, разодетые куколки. В школе бежала на уроки труда, вне школы занималась макраме, вышивкой. Казалось бы, нужно было сразу связывать свою жизнь со швейным делом, но в юности часто ошибаешься. Себя еще слушать не умеешь, а окружающие говорят, что надо что-то серьезное выбирать, стабильное, а не ерундой всякой заниматься. Так я пошла в торговое училище, а после устроилась на работу в этой сфере. Угораздило меня и в модных бутиках поработать. Про посетителей ничего плохого сказать не могу, а вот управляющий персонал меня поразил. Принизить сотрудника, обматерить, задержать зарплату и сообщить об этом пренебрежительно — обычное дело для них. Я не понимала, почему одни люди позволяют себе так общаться с другими?
Параллельно с работой я принимала заказы на пошив, ремонт одежды. И в какой-то момент решила переключиться только на эту деятельность, потому что терпеть надоело.
Клиентов было много. Заказывали разное, с национальной тематикой я тогда практически не работала. Любимый муж стоически терпел, что квартира превращается в практически круглосуточную работающую мастерскую, а потом сказал:
– Все, мне надоело спать на иголках!
Они, действительно, часто терялись, как-то «заскакивали» в кровать, норовя превратить спящего человека в дикобраза.
Супруг хотел, чтобы я снимала отдельное помещение, а я была полна сомнений: «Что, если не получится? Если не справлюсь?» И вот с такими мыслями я увидела объявление об аренде офиса. Робко зашла узнать и прицениться, а дальше все завертелось ловко и быстро. Я арендовала помещение, перевезла свой многочисленный скарб. В этом году моей мастерской уже 12 лет.
Сначала – поговорить
Сейчас я шью разную одежду, в том числе татарский национальный костюм и наряды, под него стилизованные. Первое заказывают в основном артисты, хотя доводилось делать не только сценические варианты: я шила костюмы для музея татарской школы и татарского дома в Парке дружбы народов. За вторым же приходят люди разного возраста, и что примечательно, разной национальности.
Когда в моей мастерской появляется новый человек, я обычно задаю много вопросов. Любопытство не праздное. Мне важно знать не только для чего ему нужен наряд, но и чем человек «дышит»: что для него важно, чем он живет и о чем мечтает. Только узнав все это, у меня получается именно под него «выудить» из многообразия национального костюма тот элемент, который ему гармоничен.
И еще я смотрю в глаза. Именно от их цвета зависит выбор палитры образа — холодная она будет или теплая. Если говорить о традиционной татарской цветовой гамме, то чаще всего используются вариации зеленого и синего, а также белый цвет.
Сны «по делу»
Когда я продумываю чей-то образ, то бывает такое, что долго бьюсь все никак не сходится, нет цельной картинки. Тогда я иду спать и часто вижу решение во сне. Такое впечатление, что вся информация, все образы, все идеи переплавляются где-то вне сознания. Я получаю готовый результат, просыпаюсь и бегу реализовывать. Очень удобно.
Мой мозг, кажется, натренировался работать именно так на травматичном для меня материале. До того, как я начала видеть сны «по делу», мне долго снился отец, которого в сознательном возрасте я не видела никогда. Я обвиняла его, задавала вопросы, советовалась. По пробуждении представляла, как мне исполнится 18 и я поеду к нему, как я посмотрю ему в глаза и спрошу, почему он нас бросил. Но этого не случилось, потому что известие о его смерти пришло за полгода до моего совершеннолетия.
Позже я в очередной раз увидела его во сне. На этот раз он молчал, лицо было печальное. Отец пожимал плечами и виновато разводил руками. Я поняла, что так он просит прощения. И я простила. После этого появилось чувство, что будто я избавилась от многолетней тяжести, какое-то пространство во мне освободилось. И позже оно заполнилось творческими, рабочими образами.
Я считаю, что все в жизни взаимосвязано, одно вытекает из другого и нет случайностей. Поэтому я благодарна любому своему опыту, любой ситуации, даже болезненной. Все это направляло меня к тому, чтобы в итоге найти свой путь.
Татарский модный словарь: ичиги, изю и калфак
В свои изделия я интегрирую разные элементы национального костюма, один из самых часто используемых и любимых – вышивка. В татарском костюме в основном используется орнамент растительной тематики. Часто угадывается тюльпан, который считается «цветком жизни».
В образ любой нынешней модницы отлично впишется калфак — мини-шляпка из 18 века, украшенная бисером. В ней хоть на вечеринку, хоть на прогулку или семейный ужин. Мужской же вариант — тюбетейка, более узнаваем и прочнее ассоциируется именно с желанием подчеркнуть национальность, поэтому не так универсален.
Татарскому национальному костюму свойственен трапециевидный крой, многослойность и некоторая зеркальность в мужском и женском образах. Например, все носили туникообразные рубахи, разница была лишь в длине. В женском варианте она была до пят и наряд походил на платье, во мужском — до колена или до середины бедра. В наше время такой свободный фасон незаменим жарким летом.
Раньше и мужчины, и женщины носили с рубахой брюки, крой которых был практически идентичен. Поверх нее надевали камзолы, украшенные мехом, монетками, аппликацией, вышивкой. У дам он был более приталенным и подчеркивал фигуру. Этот элемент национального костюма может стать изюминкой стильного образа и сейчас.
Что касается традиционной обуви, то многим первым делом вспомнятся мягкие сапоги, представляющие собой мозаику из лоскутков кожи. Называются они ичиги. Я уверена, что таким изящным сапожкам место не только на сцене, но и в повседневной жизни.
Из многообразия украшений я предпочитаю серьги и изю — так называется нарядный нагрудник, которым когда-то закрывали вырез рубахи. В старину верили, что изю спасает от сглаза, потому что именно она первым делом выделялась в наряде и «ловила» взгляд. Суеверия в большинстве случаев отошли в прошлое, а вот желание привлечь к себе внимание неистребимо у женщин всех времен. Я советую в поисках оригинального стиля мониторить не только модные бутики, но и обращаться к традиции. Наряды с «эхом» прошлого решают две парадоксальные на первый взгляд задачи. Они позволяют выделиться, обособиться и в тоже время почувствовать принадлежность к многовековой традиции, подчеркнуть свою идентичность, а главное — осознать и прочувствовать ее. Могу судить по себе: каждая бусинка, каждый завиток придают мне сил.
Ольга Симонова, топ имидж-стилист, автор и руководитель академии имиджа «Стилистика», мотивационный спикер
Национальные мотивы сейчас очень популярны в современной моде. Частично это связано с тем, что люди возвращаются к истокам, размышляют об идентичности, а мода – это всегда отражение социальных явлений. Поэтому обязательно стоит присмотреться к элементам народного костюма своей национальности и прикинуть, что можно адаптировать под современные реалии. Это значит, что не нужно брать образ целиком: нынешняя мода не требует быть похожим на экспонат музея истории народного костюма. Следует выбрать какой-то один элемент, например, вышивку. Она добавляется на современное актуальное изделие. Этой вышивкой можно украсить рубашку, сумку, плащ, тогда смотреться будет фантастически и очень-очень в тенденции. Можно взять какую-то отдельную вещь. Например, вариант верхней одежды по типу кафтана – он есть и в восточной и в славянской традиции. К нему можно добавить джинсы и топ, футболку и шорты или популярное в этом сезоне платье-комбинацию. Тогда образ начинает играть новыми красками. Продумывая свой наряд, важно следовать трем основным правилам. Во-первых, не стоит использовать больше одного национального элемента: либо вышивка, либо украшение, либо элемент народного костюма. Во-вторых, сам образ должен быть современным. А в третьих – спокойным, чтобы акцент был один. Если следовать этим правилам, то на вас будут обращать внимание и вы ни в чем не переборщите.