На фоне снижения спроса на свою продукцию татарстанские шинники рассматривают возможность открытия производства на острове Свободы
Сегодня ночью Казань покинул посол Кубы в России Эмилио Ратмир Лосада Гарсиа. В интервью «БИЗНЕС Online» накануне отлета он рассказал о своих казанских впечатлениях и результатах переговоров с руководством РТ. Речь шла о кубинской особой экономической зоне и создании СП в области нефтедобычи, фармацевтики, медицины и производства шин, в чем Гарсиа «почти уверен». Кроме того, посол высказал поддержку России в украинском вопросе и напомнил о теплых отношениях Татарстана и Кубы после распада СССР.
ШИНЫ ДЛЯ ОСТРОВА СВОБОДЫ
Куба предложила предпринимателям Татарстана открыть свой бизнес на острове Свободы и разместить производство на открытой в январе в порту Мариэль особой экономической зоне. Такое заявление через газету «БИЗНЕС Online» сделал чрезвычайный и полномочный посол Кубы в РФ Эмилио Ратмир Лосада Гарсиа. Накануне он завершил поездку в Казань, которая стала его первым официальным визитом посла в РТ. Вчера он встретился с президентом республики Рустамом Миннихановым и с госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым.
«После принятия нового закона об иностранных инвестициях и после открытия в январе этого года особой экономической зоны появляются большие возможности для ваших предпринимателей, большие возможности для сотрудничества между нашими странами. И открываются, я могу вам сказать, большие моменты для двусторонних отношений между Кубой и Республикой Татарстан в составе Российской Федерации», — сообщил газете «БИЗНЕС Online» посол во время посещения завода Ledel.
Он выразил уверенность, что в ближайшем будущем на Кубе будут представлены компании из республики. Как уточнил «БИЗНЕС Online» гендиректор «Корпорации экспорта РТ» Айрат Назмеев, в переговорах с послом Кубы речь шла в том числе и о строительстве шинного завода на острове Свободы. Инвесторами станут предприятия Татарстана.
«Мы встречались с Рустамом Миннихановым и определили, в каких конкретных направлениях может быть наше сотрудничество. Это сфера нефтепереработки, производства радиальных шин — речь идет об открытии завода на Кубе, — заявил «БИЗНЕС Online» Эмилио Ратмир Лосада Гарсиа. — Большие возможности в области фармацевтики, медицины. Кроме того, обсуждались возможности корпоративного туризма — на Кубе большие пляжи, куда могут ехать татарстанцы для того, чтобы познакомиться с Карибским морем…»
Вчера посол Кубы в РФ Эмилио Ратмир Лосада Гарсиа встретился с президентом РТ Рустамом Миннихановым |
Речь идет об особой экономической зоне в морском порту Мариэль, в 45 км к западу от Гаваны. Для работающих в этой зоне предприятий «устанавливается специальный таможенный режим, который освобождает от налогов на импорт». Первый участок терминала был открыт в январе этого года при участии представителей Бразилии и Кубы. Как передает ВВС, в церемонии открытия приняли участие главы государств Дилма Руссефф и Рауль Кастро. Проект модернизации портовых сооружений, в основном объеме финансируемый Бразилией, оценивается в несколько сотен миллионов долларов. Порт Мариэль как особая экономическая зона по плану Гаваны должен привлечь иностранных инвесторов, особенно уповая на возможную отмену эмбарго США. Правда, эксперты считают, что Америка будет не отменять эмбарго, а смягчать его. Но даже в этом случае порт Мариэль становится довольно перспективным.
Пойдут ли на остров Свободы татарстанские шинники? Получить комментарий «Нижнекамскшины» о перспективах сотрудничества с Кубой газете «БИЗНЕС Online» не удалось. По итогам 2012 года компания отправила на экспорт 18,8% своей продукции в основном в страны СНГ: Беларусь, Украину, Казахстан, Грузию, Азербайджан, Киргизию, Узбекистан. Из стран дальнего зарубежья поставки приходятся на Чехию, Словакию, Турцию, Болгарию.
Судя по отчету за первый квартал, наладить новые рынки сбыта шинникам не помешало бы — выручка компании снизилась на 21% с 3,9 млрд. рублей за первый квартал 2013 года до 3,1 млрд. рублей за аналогичный период текущего года. Сокращение происходит на фоне падения российского рынка шин, поскольку основные автопроизводители были вынуждены сократить объемы производства.
ТАТАРСТАН ПЕРВЫМ ВЕРНУЛСЯ НА КУБУ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Татарстан был первым российским регионом, который после распада Советского Союза установил тесную связь с Республикой Куба, напомнил посол. «Тогда были очень тяжелые времена, это было в 1996 году. Ужесточалась блокада США против нашего государства. После распада СССР Куба практически потеряла все экономические и торговые связи. Все было очень и очень трудно. И в таких сложных моментах Татарстан открыл представительство на Кубе, и мы, кубинцы, этого никогда не забудем. Это был важный шаг вашей республики и первого президента Минтимера Шаймиева. Это был большой вклад для нашей экономики», — рассказал он.
История сотрудничества с Кубой началась с визита первого вице-премьера Равиля Муратова в 1996 году. Об этом в своей книге «Страны СНГ и Латинская Америка» рассказывали директор департамента внешних связей аппарата президента РТ Тимур Акулов и завсектором стран Америки, Австралии и Океании Эдуард Хабибуллин.
В октябре 1997 года Торговая палата Кубы зарегистрировала представительство агентства по развитию международного сотрудничества при кабмине РТ. По линии агентства были поставлены «КАМАЗы», запасные части и агрегаты к ним на сумму в несколько миллионов долларов.
На острове Свободы были организованы консигнационные склады. Основными партнерами Татарстана с кубинской стороны выступают государственные объединения «Техноимпорт» и «Трансимпорт». Кроме того, имеется соглашение с объединением «Кубасахар» о финансировании сахарной отрасли Кубы поставками продукции предприятий Татарстана — рассматривалась ежемесячная закупка сахара-сырца в объеме 25 тыс. тонн.
В 1996 году внешнеторговый оборот Татарстана с Кубой составлял $2,8 млн., в 1998 году — более $8 млн., в 1998 году — превысил $11 миллионов. Почти вся сумма приходится на экспорт. Среди стран-партнеров РТ Куба к 1998 году поднялась на 26-е место. Куба закупает шины, двигатели и запчасти, грузовые автомобили и запчасти, электрооборудование, нефть и нефтепродукты, продукцию машиностроения.
В целом же, по данным татарстанской таможни, внешнеторговый оборот Татарстана со всеми странами в январе-марте 2014 года превышает $1,7 миллиарда. В том числе экспорт — более $941 млн. (55,23% от внешнеторгового оборота), импорт — более $763 миллионов. Фиксируется изменение структуры товарооборота: экспорт снижен на 17,7% ($203 млн.), импорт вырос на 27,4% ($165 миллионов). Куба входит в перечень стран, с которыми Татарстан имеет внешнеторговую деятельность, но находится за пределами списка 15 наиболее крупных партнеров, по которым таможня дает сведения на своем сайте.
«БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ, КОТОРОЕ СЧИТАЕТ НАС ОТСТУПНИКАМИ ОТ ИДЕЙ СОЦИАЛИЗМА»
По мнению экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», через Кубу можно либо выходить на Латинскую Америку, либо осваивать местный рынок, который не насыщен.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:
— Я считаю, что это очень полезное начинание. Эти контакты были запущены, но сейчас их надо восстанавливать, активно работать с Кубой, через нее можно выходить на всю Латинскую Америку. Поэтому упущенные когда-то возможности сейчас надо восстанавливать. В любом случае, если не работать, не пытаться что-то изменить, ничего не получится. И сейчас надо искать новые рынки и кое-что захватывать. Так что в этом отношении я на 100 процентов поддерживаю идею совместного производства на Кубе.
Андрей Суздальцев — заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ:
— Российско-кубинские отношения развиваются несколько не в том ключе, в каком этого хотело бы кубинское руководство. Куба остается слаборазвитым государством, и из того, что мы строили там в советское время, не все выжило. Мы вносили огромные инвестиции в горнодобывающую промышленность — на Кубе есть залежи никеля, строили атомную электростанцию, создавали инфраструктуру. Но, к сожалению, существующий на Кубе политический режим крайне ограничивает предпринимательские способности этого народа. Поэтому ситуация там тяжелая: низкие зарплаты, действует карточная система, из-за изоляции страны нет новейших технологий. В этих условиях любое производство, которое будет иметь экспортную составляющую, конечно, с радостью примут. Но нам надо учитывать, что есть проблема и с квалифицированной рабочей силой, есть проблема ресурсов. А среди плюсов то, что к России и к россиянам там относятся очень хорошо. Психологически там очень уютно. И еще надо учесть, что там масса специалистов, которые в свое время учились в России, они знают русский язык, и с ними будет проще работать. Но будут проблемы с руководством страны, с местными властями, которые считают нас отступниками от идей социализма. Вот это некий дискомфорт будет создавать. Так что главная проблема — местные ограничения, связанные с ресурсами. А вторая проблема — будет ли рынок этой продукции вне Кубы. Вот два момента, которые надо учитывать при инвестициях в этот регион.
НА КУБЕ ЕЗДЯТ НА СТАРЫХ МАШИНАХ С ЛЫСОЙ РЕЗИНОЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ
Ильдус Янышев — депутат Казгордумы:
— Я был на Кубе в декабре прошлого года: там действительно открыт рынок для новых автомобилей. Там ездят на старых машинах, используют старые запчасти. Думаю, что спрос на шины будет огромный, поскольку на автомобилях там практически лысая резина 1960 – 1970 годов. Если мы построим на Кубе свой завод, думаю, через три-четыре года по мере того, как режим там будет демократизироваться, мы захватим рынок, это стратегически правильное партнерство. Думаю, поставлять резину туда в виде экспорта невыгодно. В случае со строительством татарстанского завода наверняка будет достигнута договоренность о каких-то пошлинах, защищающих внутренний рынок Кубы от иностранных производителей, ведь мы не конкуренты Michelin. В этом отношении все, что будет производиться на территории Кубы, будет иметь преимущество перед импортными товарами.
Если мы хотим экспансию, а наш рынок уже перенасыщен, то это хоть и рискованный, но перспективный рынок для нас. У нас нет других возможностей, мы не сможем открыться в Европе, Америке, ни даже в Бразилии. Хотя рисков много. Мне рассказали историю, как один израильтянин инвестировал деньги в строительство завода по производству натуральных соков на Кубе. Завод полного цикла вместе с выращиванием цитрусовых. Но через пять лет, когда завод был достроен, ему просто не продлили договор аренды. На Кубе землю не продают. Ему сказали, мол, забирай свое оборудование, если хочешь. А он просто все бросил и ушел.
Стоит также отметить, что кубинцы — не самые трудолюбивые люди. Думаю, проблемы будут с кадровыми ресурсами.
Сергей Валентей — доктор экономических наук, научный руководитель РЭО им. Плеханова:
— Я считаю, что наш уход с Кубы был, мягко говоря, неверным решением… Порядочные люди так не поступают. Это были наши естественные союзники, которых мы постоянно поддерживали. И вдруг в угоду каким-то там политикам взяли и бросили страну на произвол судьбы. Это был достаточно подлый поступок, если называть вещи своими именами. Сейчас наши отношения, слава Богу, возрождаются. Куба достаточно богата полезными ископаемыми, о сахарном тростнике вы и сами знаете, и очень перспективным является туризм. Кубинцы — неплохие строители, так что можно было бы вложиться и в строительный бизнес. А вообще, там довольно специфическая ситуация. Если вести там добычу полезных ископаемых, то встает вопрос: куда все это будет вывозиться? Потому что везти оттуда, допустим, в Россию никель будет довольно накладно. Но сейчас мы живем в рынке, и отношения с Кубой, безусловно, нужно развивать.
http://www.business-gazeta.ru/article/106074/