В 9 день месяца джумадаль-ахир (12 января), в мечети «Кул Шариф» г. Казани состоялась презентация и официальное начало реализации нового проекта Духовного управления мусульман РТ – рукописного мусхафа Благородного Куръана. Мероприятие прошло в рамках заседания республиканского Оргкомитета по подготовке и празднованию 1100-летия официального принятия ислама Волжской Булгарией. Традиционно мероприятие началось с чтения Священного Куръана.
Перед собравшимися с презентацией проекта и напутственным словом выступил муфтий Татарстана, главный инициатор и идейный вдохновитель проекта Камиль хазрат Самигуллин. По его словам, проект свидетельствует о том, что Россия – это полноправная часть исламского мира: с богатым богословским наследием и с уникальными научными школами. Одна из них – российско-мусульманская культура каллиграфии – на глазах у многочисленных муфтиев России была воссоздана. Камиль хазрат напомнил, что в Российской империи в XIX-м и начале XX века существовала собственная мусульманская каллиграфическая школа, которая переживала подлинный расцвет. Но революция и смена алфавитов мусульманских народов на кириллицу в прошлом веке привели к полному застою этой школы.
Проект, который был презентован, стал свидетельством возрождения ее традиций.
– Для чего нужен рукописный мусхаф? – продолжил Камиль хазрат. – Во-первых, нужно понимать, что школа каллиграфии без главного исламского служения – то есть служения Куръану – невообразима. Потому что истинная духовная цель мусульманского каллиграфа – не написание шамаилей, а именно создание Мусхафа Шарифа! Во-вторых, мало кто знает, что российские мусульмане имеют собственную историю составления Куръана. Она начинается еще до революции. В 1803 году в Казани вышел в свет первый печатный Куръан, подготовленный мусульманами. Издание «Казан басма» получило общемировую известность, переиздавалось множество раз, но среди ученых не прекращались споры по поводу ошибок, допущенных в издании. Специально для разбора недочетов и переиздания «Казан басмы» в Казани в 1909 году собрались даже 300 мусульманских ученых, среди которых были Ахмадхади Максуди, Шайхульислам Хамиди, Муса Бигиев и др. По результатам собрания вышла книга Мусы Бигиева на старотатарском языке под названием “Тасхих ресми хат”. Более того, ранее были написаны и другие фундаментальные труды по разбору недочетов в «Казан басма». Например, «Фаваид аль-Мухимма», автором которой является Шигабутдин Марджани. Таким образом, благодаря этим спорам, выдающиеся российские мусульманские богословы сформировали полноценную методологию издания Куръана!
Таким образом, методология, о которой рассказал гостям презентации Камиль хазрат, разархивирована специалистами ДУМ РТ и по сей день сохраняет свою актуальность.
Кроме того, Камиль хазрат напомнил, что помимо исторических, существуют и современные международные стандарты составления Куръана. В них, например, оговаривается количество страниц, количество строк на странице и пр. Эти стандарты, которые делают удобным заучивание и чтение текста Куръана неарабскими читателями будет использовано в новой работе ДУМ РТ – рукописном мусхафе. Таким образом, он станет произведением каллиграфического искусства, написанным отечественным хаттатом под наблюдением отечественных богословов и с учетом отечественного богословского наследия. Одновременно мусхаф будет иметь и научную ценность: он станет первым шагом к возрождению утраченных российско-мусульманских традиций в исламской каллиграфии.
После слов муфтия хазрата презентация перешла к самой важной и волнительной части – к торжественному началу написания первой суры Куръана «Фатиха». Эту ответственную миссию выполнил основной исполнитель проекта – казанский каллиграф Артур Писаренко. Он – ученик известного хаттата, основателя и директора Центра арабской каллиграфии и исламских искусств «Ан-Намир аль-Мухаттат» при РИИ Рамиля Насыбуллова. В присутствии и с благословления многочисленных гостей – участников заседания Оргкомитета, муфтиев, известных мусульманских религиозных деятелей России, представителей органов власти, научной общественности и СМИ профессиональный каллиграф прописал строки величайшей суры, в которой утверждаются единобожие, всемогущество Всевышнего, а также указывается путь к счастью людей. Как и другие суры, она начинается с «басмалы» – фразы, с которой мусульмане традиционно начинают дела и соответственно откроется Год 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии.
Примечательно, что опыт подготовки рукописного мусхафа в современном мире существует в КСА, Турции, ОАЭ, Бахрейне, Кувейте, Катаре, Ливии, Марокко и Пакистане. Теперь за такую наработку взялись в Казани. Специалистам предстоит для точного и безошибочного написания тех или иных слов обращаться к первоисточникам, научным исследованиям, перепроверять каждую букву и огласовку. Вместе с тем, помимо правильного и художественного написания слов и букв в Мусхафе, важно помнить и об их разборчивости, т.к. читатели-неарабы могут не понять арабскую вязь. При работе над Мусхафом во избежание канонических ошибок казанские специалисты будут опираться на труды Мусы Бигиева “Тасхих ресми хат” и Шигабутдина Марджани «Фаваид аль-Мухимма», в которых также описана методология составления Мусхафа.
К работе над Мусхафом в качестве консультанта привлечен всемирно известный мусульманский ученый из Дубая, богослов, глава Комиссии по подготовке Куръана Дубайской международной премии Священного Куръана (DIHQA), обладатель наивысшей степени по хифзу Куръана, потомок пророка Мухаммада ﷺ шейх Маъмун ар-Рави. Ученый имеет опыт руководства над аналогичным проектом. Кроме того, в состав комиссии включены специалисты из других регионов России и зарубежных стран.