«Воистину каждый человек в убытке, кроме тех,
которые уверовали, совершали праведные деяния,
заповедали друг другу -верование и заповедали друг другу терпениев поклонении и сохранении от грехов»
(«Аль-Аср» 2–3).
В последние годы начала распространяться мода на вегетарианство. Не обошла она стороной и мусульман. Так что же стоит за этими загадочными словами – «вегетарианство» и «веганство» – и как они соотносятся с Исламом?
Вегетарианство – это отказ от употребления в пищу продуктов животного происхождения (полное или частичное). Чаще всего его практикуют ради здоровья (иногда – по религиозным соображениям). Веганство (иногда называется «строгим вегетарианством») – образ жизни, исключающий использование продуктов, связанных с эксплуатацией и убийством животных. К нему чаще всего приходят из этических соображений.
Вот некоторые из причин, по которым люди становятся веганами:
• этические причины – веганы считают, что уменьшают страдания животных от современного промышленного животноводства;
• религиозные убеждения (индуизм, джайнизм, буддизм, некоторые направления христианства);
• сохранение и/или улучшение здоровья;
• аллергия на животные продукты или неприятие их организмом;
• веганы отказываются от молока и молочных продуктов в связи с тем, что в современном промышленном животноводстве коровы содержатся в неволе в течение всей жизни. Кроме того, постоянное доение, по мнению веганов, не является нормальным режимом для коровы;
• яйца не употребляются прежде всего по причине жестокого содержания несушек на птицефабриках;
• веганы не употребляют мёд, поскольку пчеловоды хоть и заботятся о выживании, сохранении и содержании в хороших условиях всего улья, но вынуждены отбирать у пчёл полученный ими мёд, а также иногда убивать отдельных пчёл (лишних или неудачных маток и трутней);
• веганы не используют мех и изделия из натуральной кожи, выступают против охоты с целью добычи пушных зверей и ещё менее гуманного, по их мнению, варианта – разведения зверей в плохих условиях на зверофермах и последующее убийство.
Интерпретация положений веганства согласно Исламу
Вообще человек поставлен халифом (наместником) в этом мире, и всё, что здесь есть, создано на службу ему. Но, как рачительный хозяин, человек должен и беречь всё, что ему дано в пользование. Животные созданы быть едой, транспортным средством для людей, но человек, тем не менее, не имеет права причинять им боль, обижать их.
Мусульмане не имеют права причинять страдания любому живому существу без веской на то причины. Однако есть животные, которые созданы Всевышним, чтобы быть едой для людей. А человек создан нуждающимся в мясе. И хотя мусульманам и дозволено мясо в пищу, но только мясо «халяль», когда животные и птицы содержатся в гуманных условиях и лишаются жизни без лишних мучений, как предписано сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Животное, предназначенное в пищу «халяль» (дозволенное), должно содержаться в гуманных условиях, приближённых к естественной жизни.
Закалывание животного должно производиться быстро и с заботой о причинении наименьших страданий животному, при мгновенном перерезании пищевода и трахеи, а так же обычно в этот же момент перерезается и сонная артерия. Пророк (мир ему и благословение) велел остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя положение, направив в сторону киблы: «Аллах повелевает благодеяние во всём. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение» (передано Муслимом со слов Шаддада Ибн Ауса).
При таком способе убоя животное до конца не осознаёт своей смерти. Дело в том, что при пересечении сонных артерий происходит мгновенное обескровливание мозга и как следствие – его неспособность получать и обрабатывать информацию. А поскольку обычно животное не знает, что его ведут на заклание, то и стресса не испытывает. А отсутствие стресса и страха – это гарантия того, что животное будет спокойно, расслаблено и всё произойдёт намного гуманнее. Как уже писалось раньше, животные, которых мы употребляем в пищу, созданы именно для этого. И в них заложена эта функция, а так как Аллах Добр, то соответственно Он и позаботился о том, чтобы не было для них это мучительно и сопряжено со страданиями, дав указания по правильному забою животных для людей и снабдив животных физиологическими механизмами защиты от боли и страдания. Все мы умираем – и у всех у нас есть на земле то, для чего мы были созданы. Лучше умереть, исполнив своё предназначение. Человек создан для поклонения, животные – для наилучшего обеспечения жизнедеятельности человека.
Из Священного Корана: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Священный Коран, сура Аль-Маида; 3)». К разряду запрещённых мясных продуктов относятся (дополнено запретным на основании хадисов):
• мертвечина;
• кровь;
• свинина;
• животное, забитое не с именем Аллаха (Бога), а кого или чего-либо другого;
• животное, убитое через удушение или другим животным; умершее в результате высокого напряжения, удара или падения;
• хищные животные (волк, лев, тигр и др.) и хищные птицы (сокол, ястреб, орёл и др.); мясо собак, ослов и мулов;
По большому счёту, современная не халяльная мясная продукция является результатом переработки мертвечины. На мясокомбинатах животных убивают с помощью электрического тока (процедура весьма болезненная, кстати, но чистая – кровь при этом остаётся в туше, а не на инструментах или полу). Электрический ток, проходя через тело, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведёт к электролизу крови и других содержащихся в организме растворов, что приводит к изменению их физико-химического состава. Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей организма, что сопровождается их гибелью.
В целом – изменения физико-химического и биологического состава тела таковы, что оно может трактоваться как мертвечина (особенно с учётом того, что его окончательная разделка происходит не сразу, а через какое-то время, за которое эти изменения стремительно накапливаются). Конечно, это не ощущается визуально, но, тем не менее, такое мясо в итоге становится опасным для употребления, теряет многие из тех питательных веществ, ради которых его, собственно, и употребляют в пищу.
При закалывании животного путём перерезания сонной артерии этих изменений не происходит, и более того – кровь (возможный источник инфекции и одна из наиболее быстропортящихся субстанций) удаляется из тела. Разделка туши осуществляется непосредственно после убоя, а значит – содержимое кишечника и мочевыделительной системы не успеет просочиться через стенку данных органов и отравить окружающие их ткани. Таким образом – халяль-мясо становится полезным и неопасным для здоровья продуктом.
Популярность халяль-продукции безусловно подтверждают цифры.
Мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяль, оценивается в $ 500 млрд в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд человек. По проведённому мониторингу Комитета по стандарту «Халяль», в России ежегодно производство халяльной продукции увеличивается на 30–40 %.
В последние 10 лет увеличилось число российских производителей халяль-продуктов. Это «Царицыно», «Челны бройлер», «ЭКОЛЬ», «Троицкий консервный комбинат», «САФА», «Халяль-Аш», Казанская птицефабрика, «ЛИСКо Бройлер» и «Евро Мит», «Продукт СПб», Ростовский колбасный завод «ТАВР» и десятки более мелких.
В крупных городах России стали появляться отдельные магазины халяльных продуктов, открылись отделы «халяль» в супер- и гипермаркетах – «Метро», «Ашан», «Реал».
Самое же примечательное в развитии этой продуктовой индустрии то, что в основном она потребляется не мусульманами. Всё больше европейцев начинают предпочитать халяльную продукцию традиционной. До половины немусульманского населения Голландии, Испании, Франции выбирают мясные продукты с этикеткой «халяль».
В чём же причины такого выбора?
Как установили эксперты, главной отличительной особенностью халяльной продукции является её качество. Европейцы в этой продукции увидели новый уровень стандарта, где на каждом этапе производства ведётся чёткий контроль.
И в России намечаются такие же тенденции. Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей РФ, считает, что значительную часть «халяльной» продукции потребляют москвичи, далёкие от Ислама. «Спрос на продукцию, производимую под каким-либо контролем религиозных общин, возрастает прежде всего потому, что люди начинают задумываться, что они едят. «Халяльная» продукция – высокого качества. Например, в этой продукции к минимуму сведено использование химических добавок или субпродуктов, поэтому у потребителей больше доверия к ним», – полагает Аншаков.
Как же Ислам смотрит на остальную продукцию, которую запрещают к употреблению веганы?
О вреде свинины для организма сказано уже очень много. Она как непосредственно (много общих инфекций с человеком), так и опосредованно (избыток холестерина, неусваиваемость свиного жира на клеточном и молекулярном уровне, возникновение избыточных иммунных реакций – поскольку свинья наиболее близка к человеческой антигенной природе) губит здоровье человека. Неслучайно, например, блюда из свинины недавно были запрещены к употреблению в американских школах.
Кроме мяса веганы не употребляют и рыбу. Мусульманам, однако же, её использование в пищу дозволено (причём специально забивать её особенным способом не нужно – достаточно просто выловить из воды, то же самое относится и к другим животным, постоянно обитающим в море). И в этом тоже есть смысл. Поскольку животное постоянно обитает в воде – его тело по химическому составу оказывается близким морю с его огромным количеством разных солей. Именно они предохраняют его от преждевременного разрушения. Тем более что разделка рыбы тоже происходит практически сразу после вылова, как и с речной рыбой.
В связи с последними научными исследованиями стало известно, что полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, крайне необходимы человеку. Они не только предохраняют печень, сосуды и сердце, но и очень полезны для работы головного мозга. У человека, регулярно употребляющего рыбу, эффективность работы мозга на несколько процентов выше общего среднего показателя. Увеличивается и скорость реакции, и уровень IQ.
Яйца и молоко – щедро предлагаемые нам природой по Милости Всевышнего продукты. Они также отрицаются веганами, но при этом крайне важны для организма, особенно в питании детей, а молочнокислые продукты – и для взрослых. Известный учёный И. И. Мечников открыл огромную пользу йогурта из-за содержащихся в нём полезных веществ и бифидобактерий. Согласно современным представлениям, регулярное употребление кисломолочных продуктов продлевает активную продолжительность жизни.
В чём правы веганы?
Конечно, в чём-то веганы правы – излишнее употребление мяса и вообще белковой пищи ведёт к перегрузке печени и, безусловно, вредно. Известен изощрённый способ казни, применявшийся в древнем Китае: осуждённого кормили только мясом (не давая никаких иных продуктов питания), и примерно через месяц человек умирал (вероятно, от печёночной комы). Однако животная пища незаменима, и сами веганы признаются в том, что не смогли бы придерживаться такой диеты без дополнительного употребления витаминов, минералов и пищевых добавок.
Пользу мёда тоже крайне сложно переоценить. Тем более что при правильном уходе пчёлам оставляется достаточное количество мёда для питания и выращивания потомства.
Мусульмане не отказываются от использования кожи. Но охота, кроме как добыча дичи для пропитания, в Исламе запрещена. Получается, что и кожу можно использовать только животного, убитого на охоте (либо домашнего животного, тело которого послужило пищей), которая произошла в рамках наложенных Всевышним ограничений. Никаких забав травлей животных, расстрела их на сафари и прочего отдыха и снятия напряжения путём убийства беззащитных зверей в Исламе нет и быть не может.
Можно ли мусульманину быть вегетарианцем?
Со слов большинства богословов, мусульманин может придерживаться принципов вегетарианства по состоянию здоровья или по собственному нежеланию есть определённые продукты пищи. Однако ему не следует ставить вегетарианство себе как самоцель и тем более – призывать к нему других людей.
Хотя известны примеры некоторых мусульман-суфиев – вегетарианцев: шейх Исмаил, Ходжа Моинуддин Исти, Хазрат Низаммуддин Аулия. Но они не только отказывались от мясоедения, но и вообще вели скромный образ жизни, употребляли простую пищу в минимальных количествах и не проповедовали отказ от мясной пищи обязательным для всех мусульман.
Таким образом, мусульмане, не отказываясь от употребления пищи животного происхождения, всё-таки придерживаются традиций гуманизма и заботливого отношения к животным, следуя Воле Создателя и принимая Его Милости.
http://www.islam.ru