Нияз Игламов о юбилее театра им. Камала, новом сезоне и приезде в Казань самого знаменитого в мире российского оперного режиссера. Секреты начинающегося сезона раскроет сегодня на пресс-конференции главный национальный театр Татарстана. В декабре он отметит 110-летний юбилей, а пока завлит камаловцев и самый известный в республике театральный критик Нияз Игламов в материале для «БИЗНЕС Online» вспоминает литературно-художественный кружок молодой татарской интеллигенции «Субботяне», рассказывает о плане будущих празднеств и ждет огненных комментариев наших читателей.
В предстоящем сезоне татарский мир и театральная общественность России отметят 110 лет со дня рождения театра им. Камала
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В предстоящем сезоне татарский мир и театральная общественность России отметят 110 лет со дня рождения театра им. Камала. Это произойдет 22 декабря. Любителей театра в течение сезона ждут многочисленные сюрпризы: подарки, праздники, акции и, конечно, премьеры. В преддверии юбилея хочется освежить в памяти читателей некоторые вехи татарской театральной истории, чтобы погасить иногда возникающие споры и отчасти ликвидировать белые пятна.
Зимним, вьюжным вечером 1906 года литературно-художественный кружок молодой татарской интеллигенции «Субботяне» (они собиралась по субботам, отсюда название) представил почтенной публике два спектакля по турецким пьесам «Беда от любви» и «Жалкое дитя». На следующий год стараниями Ильяса Кудашева-Ашказарского возникнет первая профессиональная татарская труппа, название которой — «Сайяр» («Передвижная») — даст сам Габдулла Тукай. Действительно, труппа первые годы своего существования много гастролировала по городам Поволжья и Урала, Средней Азии и Закавказья, лишь наездами посещая Казань. Из-за творческих разногласий труппу вскоре покинет ее создатель, а место руководителя займет «отец татарского театра» Габдулла Кариев. В сезоне 1911/12 годов татарские меценаты передадут сайяровцам здание «Восточного клуба», татарский театр обретет стационар, что позволит выйти на новые творческие рубежи, даст почву для возникновения полноценной драматургии, режиссуры, сценографии и музыкального оформления. Кочевая жизнь закончится, название сохранится вплоть до 1918 года, когда вихри Гражданской войны разбросают татарских актеров по городам и весям. Новая жизнь театра начнется уже в советское время: у руля Первого государственного показательного драматического татарского театра имени Красного Октября встанет Карим Тинчурин — актер, драматург, режиссер, педагог, продолжатель традиций дореволюционной татарской сцены и создатель театра современного образца. При нем еще в 1926 году, первым из национальных театров СССР, коллектив удостоится статуса «Академический». В том же году будет проведен первый юбилей театра. Эта концепция становления татарского театра сложилась в советские годы. К ней есть вопросы. Попробуем разобраться.
Многие национальные театры, например, узбекский, берут за начало творческого пути публикацию первой пьесы на родном языке. В 1887 году в типографии Казанского императорского университета была напечатана «Несчастная девушка» Габдрахмана Ильяси, первая татарская пьеса. Но, очевидно, этот факт не имел символического значения для родоначальников татарского театра. Первый публичный спектакль на татарском языке был сыгран силами демократической молодежи в Оренбурге в 1905 году. До последнего времении этот факт обходили стороной историки театра. Точнее, писали о нем в своих трудах, разумеется, но концептуально осмыслить его не брались, а день рождения татарского театра традиционно отмечали 22 декабря. Это не рождало никаких противоречий ни 90 лет назад, ни 50, ни 30. А ведь из участников кружка «Субботяне» лишь один Фатих Амирхан в дальнейшем примет участие в судьбе татарского театра — как автор рецензий и драматург. Остальные в лучшем случае останутся благодарными зрителями, а то и вовсе отойдут от театральных дел. Рождение профессионального театра связано с другими именами. На первый взгляд, событие того декабрьского вечера имеет не самое прямое отношение к истории татарского сценического искусства…
Не загадка ли это? Не подтасовка ли фактов? Но подумаем, а ведь в 1926 году, относительно спокойном — до репрессий еще далеко, живы и здоровы почти все свидетели зарождения театра, еще существует свобода слова — никто не поставил под сомнение правомерность именно этой даты, не выступил против масштабных торжеств, не оспорил повода для поздравительной телеграммы от самого Станиславского! Значит, для татарского общества тех лет вполне очевидным было символическое значение события. Думается, здесь сыграли роль следующие обстоятельства. Впервые после столетий жизни на правах инородцев, людей второго сорта в Российской империи татары получили равные права и атрибуты государственности. Была организована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в Казани, а рассеянный по всему пространству огромной страны народ получил во владение духовный и культурный центр, древний стольный град. Во многом поэтому татары в массе своей восторженно и искренне приняли революцию. С высоты сегодняшних дней можно, конечно, иронизировать над мечтами и чаяниями столетней давности, но будем исторически справедливы — в 1926 году энтузиазм и восторг от новой жизни, чувство социальной справедливости захватили татарское общество. Дата 22 декабря пришлась ко двору, ведь нужно было закрепить за Казанью приоритет во всех областях общественной и культурной жизни. Хотя бы потому, что до революции Оренбург, Уфа в меньшей степени, но и Троицк, Уральск были более «татарскими» городами, нежели Казань, там было больше гражданских свобод для инородцев, татары не жили в резервации в низине за водоразделом Булака и Кабана.
Зимним вьюжным вечером 1906 года литературно-художественный кружок молодой татарской интеллигенции «Субботяне» представил почтенной публике два спектакля по турецким пьесам «Беда от любви» и «Жалкое дитя»
Есть еще один момент. Первые постановки «Сайяр» хронологически наложились на дату первого спектакля (разница в несколько месяцев была слишком мала), простые казанцы на первых порах существования труппы могли просто не заметить разницы — кто играл, когда, кого. Сайяровцы также исполняли пьесы «Жалкое дитя» и «Беда от любви», а их профессиональный уровень, надо полагать, на первых порах мало отличался от игры любителей. Внес свою лепту и окончательно все «запутал» классик татарской драматургии Галиасгар Камал, уже в 1908 году написавший одноактную пьесу «Первое представление». Профессиональная труппа «Сайяр» с успехом играла спектакль, посвященный первому татарскому спектаклю в Казани, сыгранному любителями. Все пазлы, как говорится, сошлись. А поскольку татарскому театру во все времена была присуща плавная преемственность поколений (например, ядро коллектива театра в 1922 году образовали актеры труппы «Сайяр»), то организаторы первого юбилея ничтоже сумняшеся вели отсчет от даты первого театрального представления в Казани. Это никого не удивляло в 1926 году и справедливо сегодня. Ибо труппа «Сайяр» символически наследовала спектаклю «Субботян» и положила начало тому театру, который с 1939 года носит современное название: «Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала».
Поэтому можно спорить о дате и месте зарождения татарского театрального искусства вообще, а 22 декабря навсегда останется днем рождения театра им. Камала.
ЮБИЛЕЙНЫЕ СЮРПРИЗЫ
7 октября стартует новый театральный сезон, 111-й по счету. Календарный казус — 110-летие состоится в 111-м сезоне. Театр основательно подготовился к открытию сезона. Впервые за последние несколько лет состоится праздничный концерт на Фонтанной площади перед театром. Этот формат впервые был использован в 1996 году, еще при Марселе Салимжанове. Режиссером действа стал молодой тогда Фарид Бикчантаев, придумавший красную дорожку, проход актеров, их прибытие на самом разном транспорте, другие веселые кунштюки. Конечно, сейчас все привыкли к подобного рода презентациям, много сделал для закрепления формата КФМК, и вообще за 20 лет Казань де-факто превратилась из крупного провинциального города в современный мегаполис, третью столицу. Поэтому казанцев сложно удивить массовыми уличными мероприятиями, народными гуляниями, концертами на открытом воздухе. Впрочем, сложно не значит невозможно, и мы попробуем. Уже совсем скоро, за неделю до предстоящего события, жителей Казани и ее гостей ждут перформансы и флешмобы в самых людных и неожиданных местах, но эта часть сюрпризов пусть до поры останется под покровом тайны.
Итак, 7 октября в 16:00 часов на Фонтанной площади начнется праздничный концерт с участием друзей театра — коллег, звезд эстрады, поэтов, музыкантов. Будут показаны отрывки из самых популярных спектаклей, разыграны ценные призы, состоится фотосессия с любимыми актерами, будет проведена акция «Обними театр Камала», в которой смогут принять участие все желающие. До 24:00 часов будет работать касса, где можно будет приобрести билеты со значительной скидкой. А ровно в 19:00 часов оркестр театра заиграет вступление к знаменитой «Голубой шали», откроется занавес и…
7 октября в 16:00 часов на Фонтанной площади начнется праздничный концерт с участием друзей театра — коллег, звезд эстрады, поэтов, музыкантов
В течение сезона мы также будем радовать зрителя всевозможными сюрпризами, год обещает стать крайне насыщенным событиями. В частности, выйдет из печати в дополнение к изданию «Татарский театр. Сто лет» третий том, посвященный последнему десятилетию, новейшей истории театра. Это коллективный очерковый труд театроведов, филологов, журналистов, обладающий энциклопедической ценностью, с оригинальными иллюстрациями и фотографиями. Будут изданы и другие книги, аудио и видеодиски. Наконец-то у нас появится брендовая сувенирная продукция, которая поступит в продажу.
В связи с юбилейными празднованиями сместятся сроки проведения фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» — он пройдет с 19 по 25 ноября 2016 года. Кроме традиционной программы, включающей лучшие спектакли молодых режиссеров Татарстана и сопредельных регионов, впервые будет сделан акцент на образовательном компоненте. Режиссеры Адольф Шапиро и Дмитрий Черняков (знаменитый оперный постановщик, чьи спектакли идут в Большом театре и «Метрополитен-опера»), сценограф Ксения Перетрухина и композитор Александр Маноцков проведут с молодыми режиссерами мастер-классы и семинары. Темой режиссерской образовательной лаборатории «Ремесло+» станет формирование постановочной группы и работа с сотворцами: художником, хореографом, композитором, художником по свету, создателем мультимедийных инсталляций. Лабораторией традиционно руководит Олег Лоевский. Вне всякого сомнения, неделя под патронажем корифеев современного театра («Гугл», как говорится, в помощь!) даст мощный толчок для творчества молодых режиссеров.
Фестиваль «Науруз» будет по традиции посвящен театральной культуре одного из тюркских народов. В июне 2017 года нас ждет основательное знакомство с якутским театральным искусством. Но подробнее мы об этом поговорим после формирования афиши фестиваля, в марте-апреле следующего года.
Накануне юбилейного вечера будут подведены итоги конкурса «Новая татарская пьеса». На некоторое время мы попрощаемся с форматом анонимного конкурса и сосредоточим свои усилия на образовательных программах для молодых татарских драматургов. Ну а 22 декабря состоится торжественный вечер, посвященный 110-летнему юбилею. Сценарий пишется, список гостей уточняется, масштаб события не разочарует самого придирчивого критика…
В настоящий момент полным ходом идут репетиции спектакля «Без ветрил» Карима Тинчурина, который ставит главный режиссер Омской драмы, в прошлом худрук Казанского ТЮЗа Георгий Цхвирава
ПРЕМЬЕРЫ
В настоящий момент полным ходом идут репетиции спектакля «Без ветрил» Карима Тинчурина, который ставит главный режиссер Омской драмы, в прошлом худрук Казанского ТЮЗа Георгий Цхвирава. Это был его личный почин. Мы, когда зовем режиссеров на постановки, не ограничиваем их в выборе материала — Шекспир так Шекспир, Кальдерон так Кальдерон, поэтому для нас приятной неожиданностью стало желание постановщика воплотить татарскую классику. Это впервые, когда приглашенный режиссер берется за татарский материал, буквально за 110 лет первый случай. Я знаю, что здесь могут быть разные мнения, но лично для меня пьеса «Без ветрил», пожалуй, лучшая татарская пьеса. Вообще, у нас же исторически так сложилось, что почти 4 десятилетия — с 30 по 70-е годы XX века — пришлись на расцвет соцреализма. Многие татарские пьесы той поры не то что ставить, читать неловко. Прекрасный был в свое время драматург Риза Ишмурат, но все это уже невозможно представить на сцене. Или Тази Гиззат — гений в своем роде, талантище, мастер характеров, композиции, но соцреалист, тематически его не приблизить к нынешним реалиям. Да и в русской советской драматургии ровно такая же ситуация, если не хуже. Кто сегодня рискнет поставить «Оптимистическую трагедию», например?! А ведь отменная в своем роде пьеса!
Но в русской культуре был XIX век, были запретные авторы ХХ века, у нас же ни Островского, ни Булгакова не было. Один-единственный Исхаки погоды не делает, тем более как драматург. Поэтому особенную для татарского сценического искусства значимость приобретают произведения, которые легко прививаются на новой почве, свободно конвертируются в любые времена. Таких пьес у нас от силы 20 – 30, и «Без ветрил», на мой взгляд, лучшая из них. Дело в том, что на 1920-е годы пришелся расцвет так называемого «русского авангарда», представленного именами Маяковского, Эрдмана, Мейерхольда, Эйзенштейна, Довженко, Родченко, Татлина, Малевича и мн. др. Многие лучшие произведения татарской литературы и театра советской эпохи тоже родом из 20-х. Татарский ренессанс, начавшийся на рубеже XIX – ХХ веков, продолжился и после революции. Лишь в начале 30-х ситуация в татарской культуре пойдет на спад, точнее, примет общие для той эпохи очертания тем, сюжетов, образов, исчерпает себя национальная форма, зато вовсю заявят о себе эпигонские тенденции в литературе, театре, музыке. Только после ХХ съезда положение начнет меняться в лучшую сторону, а «татарское» в искусстве станет содержательным, а не формальным признаком…
Но в сезон 1925/26, когда Тинчурин пишет и впервые ставит «Без ветрил», еще существует относительная свобода слова, ужасы военного коммунизма уже забыты, а НЭП еще в разгаре, словом, уникальное время для того, чтобы создать пьесу о судьбе татарского народа в промежутке между 1910 и 1925 годами. Конечно, многое драматург был вынужден приспособить к идеологическим нормам РАППа и СУЛФа, подвергнуть сатирическому осмеянию симпатичных ему героев, показать положительную роль партии и торжество коммуниста Сунгата, но монологи, которые Тинчурин доверил «отрицательным» персонажам, сегодня звучат как пророчество, как предостережение, проверенная временем истина. И образы героев приобретают объем, сложность, пространство для актерско-режиссерских трактовок. Вся история татарской нации за 15 насыщенных событиями лет укладывается в два с небольшим часа сценического времени. Постановщик пытается уйти от сатирического обличения в сторону философского обобщения. Не случайно режиссером придуман жанр спектакля — воспоминания о будущем.
7 ноября в день рождения Марселя Салимжанова театр традиционно представит премьеру. Ильгиз Зайниев вынесет на суд публики сатирическую комедию Зульфата Хакима «Чудо-таблетка» («Есть ли средство от мздоимства»). Особенность творческой манеры драматурга, сила и привлекательность его текстов — в их злободневности. Зульфат Хаким как мало кто умеет находить странных героев в немыслимых предлагаемых обстоятельствах, сгущая действие до гротеска, фантасмагории, оправдывая жанром и стилем некоторую условность происходящего. Иными словами, автор «Чудо-таблетки» не реалист-бытописатель, но скорее создатель ярких театральных антиутопий, грозный изобличитель хмурой неприглядной действительности. Вот эту черту его драматургии режиссер Зайниев и берет на вооружение, отказываясь от реалистической, жизнеподобной манеры создания сценического текста. Действие спектакля имеет больше отношения к фантазии, чем к реальной жизни, но тем жестче звучат сатирические мотивы, тем демоничнее объект язвительных выпадов драматурга. Сюжет — как всегда у Хакима — нетривиален. В некоем районе РТ сельский учитель химии изобретает лекарство от взяточничества. Об изобретении узнают сильные мира сего и решают встать на пути прогресса…
Последней премьерой сезона станет «Мой белый калфак» Ильдара Юзеева в постановке Фарида Бикчантаева. Чем привлекла худрука Камаловского эта полузабытая пьеса четвертьвековой давности, написанная в разгар перестройки? Почему рассказ о первом телемосте между татарами США, Европы и ТАССР необыкновенно актуален именно сегодня? Как зрители спектакля станут участниками действия? Все это станет известно уже после Нового года.
Все это премьеры большой сцены. А зрителей малой сцены также ждут приятные неожиданности. В частности, от Ильгиза Зайниева и режиссеров-студентов Бикчантаева. Ими будут поставлены тексты современных татарских авторов. Кроме этого, выразил свое желание поработать с татарскими актерами один из самых известных молодых режиссеров России, но в силу определенных формальностей я пока не рискну назвать его имя.
Таким в самом кратком и беглом изложении постарается быть новый сезон в театре им. Камала. Искусство — дело тонкое, живое искусство театра — вдвойне. Что-то случится так, что-то иначе, от чего-то, возможно, придется отказаться, а что-то, напротив, добавить в список событий. Будем своевременно информировать, уточнять, анонсировать. Будем рады вас видеть на наших спектаклях, будем рады открытому диалогу, конструктивной критике и — ладно, чего там — анонимной ругани в комментариях. Ведь самое страшное для театра — не вызывать совсем никаких эмоций. И такие примеры, по несчастью, в Казани имеются. Но это не наш случай. С новым театральным сезоном вас, друзья!