В соцсетях появился пост одного из активных членов башкирского национального движения Радика Бахтиева, где он называет популярного татарского певца Анвара Нургалиева “башкирским мишарином”. «Миллиард.Татар» публикует ответ самого артиста.
Новая национальность
”Я из Альшеево, моя столица – Уфа, я башкирский мишар” – говорит с гордостью Анвар Нургалиев” – подписал Бахтиев свой пост. И приложил 4-секундный кусок видео из выступления, где артист, общаясь со зрителем, говорит: “Ну я тоже немного мишар, я “мягкий” мишар, башкирский”. Этой вырванной из контекста фразы автору поста оказалось достаточно, чтобы причислить артиста к новой “национальности”.
Радик Бахтиев – лидер движения “Мы башкиры”, сотрудник Всемирного курултая башкир. Ярый сторонник теории “северо-западные башкиры”, используя которую башкирские националисты пытались объявить татарские районы Башкортостана башкирскими, а их язык – диалектом башкирского языка. Во время переписной кампании эта теория продвигалась особенно активно. Когда просто переписать татар в башкиры не получилось, стали агитировать жителей татарских деревень записаться мишарями, и даже открыли мишарский центр в Балтачевском районе с целью доказать, что татары и мишари – совершенно разные народы. Именно тогда были придуманы разные новые “этнические группы”, иногда даже такие нелепые, как, например, “лесной башкир”. Кажется, Бахтиев теперь пытается внедрить еще одно, с не менее странным названием – “башкирский мишар”.
Анвар Нургалиев: “Я татарин и останусь татарином”
Анвар Нургалиев всегда подчеркивает, что он – татарин, поэтому было довольно неожиданно услышать, как он называет себя представителем какой-то новой, несуществующей в природе национальности. Что же это было на самом деле? С этим вопросом корреспондент “Татар-информа” обратилась к самому артисту. Анвар Нургалиев назвал это видео провокацией.
“Я просто в шутку так выразился – “башкорт мишәре”. А наши уже выхватили и мусолят теперь, раздувают эту тему. Я всегда был татарином, и татарином останусь!” – сказал певец.
Артист считает, что нельзя делать какие-то серьезные выводы из обычного общения со сцены. “Я даже не помню, какого года это видео, скорее всего, снято еще до пандемии. Видимо, где-то в Нижегородской области, или в Нурлате. Там ведь мишарские края, мне хотелось показать близость со своим зрителем, вот и сказал что-то вроде: “О-о, я тоже мишар, башкирский”. Не надо здесь воспринимать буквально, Башкирия – это место, где я вырос, у нас ведь говорят “Башкортстан татары” (“башкортостанский татарин”), надо понимать именно в этом контексте” – пояснил артист.
Анвар Нургалиев недоумевает, для чего отдельным людям надо распространять это видео, интерпретируя его по-своему.
“В каком паблике это вышло? Отправьте, пожалуйста, мне. Недавно в Перми меня тоже спросили: “Вы себя считаете башкирским мишарем?”. Я сказал: “Нет, я татарин, а это была просто сказанная со сцены шутка”.
Я вообще не понимаю, зачем раздувать эту тему? Им что, больше нечего обсуждать? Я татарин, мой отец татарин, и моя мама – татарка. Моя деревня – чисто татарская деревня. Если человек татарин – он татарин, а если башкир – значит, башкир.
Наверняка это видео обрезали. Вон, Фирдус (Тямаев, певец – ред.) тоже на своих концертах кричит – “Мишари, вперед!”, и я тоже иногда в мишарских районах так говорю – просто чтобы подчеркнуть, что это близкие мне, родные люди. Если честно, еще десять лет назад я даже не знал, что существует мишарский диалект, для меня мой язык был просто татарский язык. То ли эрудиции у людей не хватает, почему они шутку воспринимают как что-то серьезное?” – удивляется Анвар Нургалиев.
“Видимо, нам и пошутить теперь нельзя. Иногда ради веселья на концерте выдумываешь разные истории, ну ладно, тогда о них тоже пишите, будто было на самом деле” – добавляет артист.
“Могу уверенно сказать – я был татарином, останусь им и в будущем. Все мои концерты на татарском языке, я не использую другой язык. Мои родители прожили свою жизнь как татары, и похоронены как татары. Язык человеку дается с молоком матери. Мама и язык – понятия неразделимые. Считаю, что своим концертами, песнями я вношу вклад в развитие своей нации” – говорит певец.
Анвар Нургалиев подчеркивает, что не разделяет людей на национальности, и с уважением относится к культуре всех народов.
“Я уважаю все народы, отношусь к ним одинаково. Каждый из них особенный. У меня много друзей среди русских, чувашей, я общаюсь с половиной Башкортостана” – говорит он.
Ильдар Габдрафиков: «Это никому не надо, кроме самих националистов”
Известный ученый-этнолог, старший научный сотрудник отдела этнополитологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН Ильдар Габдрафиков считает, что башкирские националисты используют случай с Анваром Нургалиевым для продвижения своих идей.
“Ну какой Анвар Нургалиев башкир, откуда ему быть башкиром? Он татарин. Просто хотел сказать, что мишар из Башкирии. От слова “башкир” ничего же не меняется. Его татарское самосознание тоже не меняется. Это же обычное дело, когда приезжих из Башкортостана в шутку называют башкирами. Когда мы приезжаем в Казань, нам тоже так говорят, это образное выражение. А видео выложили, чтобы лишний раз поднять шум, это называется “чесать там, где не чешется”. Сейчас в мире много других вопросов, поэтому всем надо жить в согласии – мишар ты, тептяр или башкир. Проблемы у нас общие – как обустроить свою жизнь, растить, кормить, одевать детей, выпустить их во взрослую жизнь. Из ничего выдумывают проблему.
Все мы образованные, культурные люди – должны быть выше всего этого. Только националисты раздувают эту проблему, показывают свое лицо. Им все кажется, что татары – это враги башкир. Националистам надо разгонять национальную тему. А народу это не надо – ни башкирам, ни татарам” – считает ученый.
За разжигание меж национальной розни, надо судить этого Бахтиева. Куда власти смотрят.
Comments are closed.