Одной из самых ярких женщин своего времени была ханша Фатима – супруга последнего хана казахской степи Жангира.
Он был ханом Букеевской Орды, генерал-майором российской армии, имел придворный чин флигель-адъютанта. Историки говорят, что ее вклад в становление и развитие Бокеевского ханства неоценим.
В Уральске вновь вспоминают ханшу Фатиму – в Западно-Казахстанском областном музее впервые открылась выставка, где представлены экспонаты, имевшие отношение к самой образованной ханской особе Младшего жуза.
Она – дочь оренбургского муфтия, первого муфтия Российской империи Мухамеджана Хусаинова.
Была образована, свободно владела русским, татарским, немецким, французским, английским языками. Играла на фортепиано, знала и толковала Коран, знала этикет царского двора. Была большой модницей, любила украшения, европейские наряды, изящные шляпки. Считается, что именно она ввела моду на хивинские шелка при дворе Николая I.
Жангир и Фатима встретились на балу в Оренбурге, куда он, уже будучи ханом, приехал, чтобы обсудить с генерал-губернатором Эссеном церемонию возведения в ханское достоинство. Это была любовь с первого взгляда. Ему – 21 год, ей – 15 лет. Он – в щеголеватом военном мундире, хорош собой, статен, прекрасно образован, свободно переходил с русского на немецкий, знал арабский и персидский языки. Она – ему под стать – красива, умна, с лёгкой и грациозной поступью. Через несколько месяцев дочь оренбургского муфтия Мухаммеджана Хусаинова вышла замуж за Жангира в 1824 году.
Но к этому времени она успела получить европейское образование, изучить иностранные языки. Юная Фатима вошла в дом Жангира в качестве байбише, так как старшая жена хана незадолго до этого умерла.
Девушка, привыкшая к городским удобствам и теплу, была вынуждена терпеть неудобства зимнего жилища в степи. Говорят, именно тогда у хана возникла идея относительно перехода к оседлой жизни. Тогда же хан покупает деревянный дом, переносит его в степь и ставит в версте от того места, где была основана постоянная ставка. В последующем хан получил из российской казны 36 рублей на строительство нового дома в урочище Жаскус, где и основал ханскую ставку.
– Можно с уверенностью сказать, что переход казахов к оседлому образу жизни, инициированный Жангиром, произошел благодаря Фатиме, – считает краевед Акбаев.
– Умная, красивая, образованная жена сыграла важную роль в жизни последнего хана казахской степи – Жангира, – говорит экскурсовод областного музея Ляйлим ЖУМАГАЛИЕВА.
Почти все исследователи, этнографы, историки, побывавшие в Бокеевском ханстве в период властвования Жангира, обращали особое внимание на Фатиму, на ее образованность, очарование. Даже император Николай I, впервые увидев супругу бокеевского хана, был удивлен тем, что в дикой степи могут жить столь образованные и воспитанные дамы.
В 1826 году Фатима и Жангир по приглашению царского двора присутствовали на коронации императора Николая I. Как рассказывали свидетели этого события, ханша Фатима выглядела роскошно.
– В мемуарах тех лет отмечалось, что она была в бальном платье, сшитом из ткани муар ручной работы. Вообще европейские дамы того периода носили платья с открытым декольте и короткими рукавами, но Фатима была восточной женщиной и ее платье было с длинными рукавами, – поясняет “Каравану” экскурсовод.
Копия этого платья представлена в областном музее, оригинал его не сохранился.
– На балу в честь коронации Николая I Фатима сразу же привлекла внимание присутствовавших высоких особ и даже была приглашена самим императором на танец,– рассказал нам краевед Жайсан АКБАЕВ.
Легко и грациозно шла в танце степная красавица. Шепотом из уст в уста передавались слова, сказанные царем:
– Как же вы живете в степи среди людей, отдаленных от цивилизации?
Фатима ответила словами русского поэта:
– И дым Отечества нам сладок и приятен, мой государь!
“Искусственные прикрасы ей не нужны”
Возвращаясь с коронации Николая I, ханская чета посетила Казань, где была встречена профессором местного университета Фуксом. “Жена моя посетила супругу хана и была ею принята очень учтиво и ласково. Ханша поздоровалась с нею по европейскому обыкновению. Она говорит по-русски так хорошо, что трудно заметить, что она не русская. Лицо у нее чрезвычайно милое и приятное, наряд ее придавал ей особенную прелесть, богатство соединялось в нем со вкусом”, – писал в последующем Карл Фукс.
Историки не исключают, что наряд, который так понравился профессору, – это платье ханши в татарском стиле. В дальнейшем оно было передано в музей Казанского университета, с которым хан Жангир поддерживал тесные связи. В Уральском музее представлена копия этого платья.
Фатима вместе с мужем пользовалась особой благосклонностью императорского дома. В 1829 году министр императорского двора князь Волконский дает поручение оренбургскому военному губернатору Эссену лично вручить ханше Фатиме подарок от императрицы Александры Федоровны. В ответном письме императрице ханша пишет о получении диадемы и серег из прекраснейших бразильских топазов.
Побывавший в свое время в гостях у ханской четы барон Бюлер писал: “Хан представил нас своей супруге. Она очень хороша, хотя набелена и нарумянена. Ей эти искусственные прикрасы не нужны. Очаровательная ханша Фатима, ласковый прием которой всегда будет мне приятен”.
Женская мудрость
Фатима была не только красивой, но и очень мудрой женщиной и не раз помогала мужу выйти из сложных ситуаций. Один из таких исторических моментов произошел во время восстания Исатая Тайманова.
Когда восставшие сторонники Исатая окружили ханскую ставку, Жангир в растерянности хотел бежать. Его остановила Фатима, сказав: “Если вы оставите ставку, то навсегда лишаетесь ханского достоинства”. Она посоветовала мужу путем переговоров склонить Исатая к примирению. Богатые подарки, преподнесенные самой Фатимой Исатаю, сделали свое дело.
Недолгая, но яркая жизнь
У Фатимы от Жангира было семеро детей – четыре сына и три дочери. Все четыре сына – Сахибгерей, Ибрагим, Ахметкерей и Губайдолла – воспитывались в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. Губайдолла дослужился в царской армии до генеральского чина. Дочери Злиха, Хадиша и Тайша получили образование в Оренбурге.
У самого хана были особые чувства к Фатиме. Он не раз выписывал из Москвы для своей возлюбленной дорогие наряды и украшения.
Последние годы жизни ханша тяжело болела, и это очень удручало хана. Он не раз возил ее на Кавказ на минеральные воды, но это не помогло. А скоропостижная смерть самого Жангира ускорила уход из жизни и Фатимы. Она умерла спустя три месяца после его кончины. Но прежде пыталась устроить судьбу своих детей. В письме оренбургскому генерал-губернатору Обручеву она пишет: “Генерал! С постели моей, к которой я прикована тяжкой, может, даже смертельной болезнью, окруженная малолетними сиротами, молю вас именем Бога взять под свое покровительство меня и мое семейство, устроить в лицей Сахибгерея, признанного уже государем императором преемником ханского достоинства”.
Однако у царского правительства в это время были уже свои намерения относительно судьбы Бокеевского ханства и потомков хана. Сахибгерей умер при загадочных обстоятельствах. Других детей отправили в разные концы России, чтобы они больше уже никогда не возвращались на родину и навсегда потеряли связь с ней. Наследство хана было разбазарено и растащено, многие ценные вещи вывезены. Сегодня, по словам сотрудников областного музея, в его фондах нет ни одного подлинника документа или вещи, принадлежавших ханской чете.
Фатима умерла в октябре 1845 года в возрасте 36 лет. До последнего она надеялась, что Николай I сдержит свое слово, данное Жангиру, и возведет в ханское достоинство его сына Сахибгерея. Но этому уже не суждено было случиться. Ханская власть в казахской степи была упразднена. И Фатима была последней ханшей, оставшейся в памяти народа.
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА
caravan.kz