Мнение: «А был ли праздник?»

КатегорияПресса, Татары в регионе
Автор admin

На вопрос: что такое Навруз? – каждый «национально ориентированный» человек отвечает по-своему. В силу знаний об этом национальном обычае народов мусульманского Востока и традиций отмечать его – как в прошлом, так и в настоящем.
Повезло тем, кто побывал на межнациональном празднике 22 марта в МТЛ «Арена» — они получили уникальную возможность посмотреть классический Навруз образца 2012 года.
За пять дней до этого, 17 марта, в той же МТЛ «Арене» областная национально-культурная автономия и примкнувшие к ней организации провели «Навруз», который  называется «татарским». Почему мы взяли это слово в кавычки? Да потому, что не было еще, начиная с 90-х, ни одного года, чтобы перед очередным  днем весеннего равноденствия с новой силой не разгорались споры: наш ли этот праздник или не наш, если наш, то почему до самого недавнего времени о нем мало кто знал, а если таковой имеет место быть, то почему до сих пор нет определенной традиции праздновать его  и так далее.
Позиция большинства мусульманских деятелей известна давно – это праздник огнепоклонников, традиция зороастрийской религии и т. д. и т. п. Словом, никак не наш. Не то, что Сабантуй. Культурная общественность тоже разделена во мнениях  – одна ее часть «за», другая «против». Некоторый намек на то, как следует относиться к «Наврузу»,  дает Казань – проведением ежегодных весенних фестивалей театров тюркских народов с таким названием. И, собственно, всё – остальные мероприятия по этому поводу в столице Татарстана проходят мимо внимания татарского населения.
То, что на поставленные выше вопросы за эти двадцать с лишним лет никто татарам не смог дать внятного ответа, можно было увидеть и 17 марта в Самаре… Наша коллега Наталия Харитонова, материал которой  мы с удовольствием напечатали в номере газеты «Азан», добросовестно выполнила свою работу, подробно описав все, что происходило на празднике. Но не все так просто. Мы знаем всю историю проведения национальных татарских праздников и помним многое.
Во-первых, потому что были самыми первыми и непосредственными их организаторами. И помним, как в марте 1990 года, когда в первый раз проводился «Навруз», оставшаяся без билетов часть публики штурмом «взяла» Дворец спорта авиационного завода и таким способом прорвалась в зрительный зал. Помним и то, как в городской Дворец спорта на мартовский праздник сначала приходило до четырех тысяч человек… Помним также и то, что потом, в течение нескольких лет, их количество неуклонно уменьшалось и, в конце концов, дошло до постыдно ничтожного. И совсем недавнюю историю – как в прошлом году, с перебазированием «Навруза» в МТЛ «Арену», праздник получил шанс на спасение. Люди увидели новый вид рекламы  — огромные баннеры по всему городу — и обрадовались. Поверили в то, что на новом месте и праздник должен быть совсем другим, в назначенный день дружно заполнили (на две-трети — и то хорошо) зал.
Но увидели совсем не то, что хотели, убедившись, что праздник по-прежнему — и в 2011 году — проходит все по тому же сценарию, что десять, пятнадцать и двадцать лет назад. Невероятно простому, всегда состоящему из: а) речей ведущих; б) поздравлений гостей; 3) концерта. А перед официальной частью – всегда  татарская национальная борьба, в которой татарские борцы побеждают все реже и реже. А также армрестлинг, поднятие гири и перетягивание каната.
Помня новый горький опыт прошлого года, в этом году многие люди снова не пришли. В результате, как напоминание о пустом Дворце спорта несколько лет назад, 17 марта в огромном зале МТЛ «Арены» не было и тысячи человек, причем, по некоторым сведениям, больше половины из них  пришло сюда по пригласительным билетам оргкомитета. Но те, кто не пришел, думается, многого не потеряли – праздник 2012 года прошел почти по такому же, что и в 1990 году, сценарию. А, по сути, еще более отошел от традиций народного, здесь народу была отведена роль статиста.
Если раньше на сцену выходили народные самодеятельные коллективы из городов и районов области, то ныне «народный характер» праздника обеспечивали казанские звезды.
Если раньше вне концертного зала для публики организовывались дополнительные площадки для плясок, игр, викторин и конкурсов, — и праздник превращался в народное гуляние. Ныне для публики был только один базар в фойе. И неудивительно — ведь люди, которые всегда и хорошо создавали то гуляние, сейчас  для организаторов «Навруза» стали персонами «нон грата». Это – тоже  результат развития татарского национального движения в последние годы.
Если раньше на этом празднике говорили о деятельности татарских организаций, о знаменательных событиях и делах за период с прошлого «Навруза», то ныне вместо этого зрители слушали рассказ о каком-то мифическом ученом средневековья Абу-Райхане Бируди и смотрели, как организаторы награждали почетными грамотами себя и работающих на своих предприятиях подчиненных.  А выступление казанских артистов для публики тоже не было открытием. Она уже до этого видела их на самарских сценах и еще чаще смотрела по телеканалу «ТНВ».
Вообще, весь день не покидало ощущение, что это мероприятие, организованное на самом минимальном уровне, нужно было только его организаторам. Но было ощущение и еще хуже: что надежды на лучшее будущее татарской национальной культуры и общественной жизни, порожденные в октябре 2009 года с созданием областной татарской автономии, к весне 2012 года окончательно рухнули. Ожидавшихся объединения, сплочения, координации нет и в помине. Как и организации, объединяющей татарскую общественность Самарской области.
Правда, ведущие пытались придать обычному, в общем-то, культмассовому мероприятию заявленный оттенок, многократно повторяя заветное слово «навруз». Но, как в восточной поговорке о халве, одно слово (без действия) было не в силах превратить действо в сам праздник «Навруз».
Не зря же говорят: словами делу не поможешь…
Может, действительно, «Навруз» не татарский праздник? Он совсем другой и это хорошо показало прекрасное зрелище 22 марта. И татарской национально-культурной общественности Самары пора перестать, по выражению китайцев, искать кошку в комнате, зная наверняка, что ее там нет. А, честно признав заблуждения, как наши соседи — башкиры, пусть с опозданием, начать встречать весну по обычаям не среднеазиатских народов, а своим. Или, чтобы совсем не потерять лицо перед своей аудиторией, к примеру, отныне проводить традиционные весенние фестивали народных коллективов.
Или возобновить праздники «Уйна, гармун!», которые уже не проводятся четырнадцатый год по причине личной неприязни.
Ну а насчет вопроса «а был ли праздник 17 марта 2012 го­да?» можем уверенно ответить: конечно, был. Для организаторов. Но все равно непонятно, как его называть…

P.S.  И еще одно уточнение к истории — науки, требующей точности и не терпящей вольного к себе отношения: в 2012 году татарский «Навруз» проводился не в 24-й, а в 23-й раз.

Шамиль Галимов.

«Азан».

Комментарии

  1. admin

    Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые комментарии, содержащие употребление нецензурных слов,оскорбления в адрес других пользователей.

Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Убедительно просим Вас ответственно подойти к своим комментариям, в высказываниях сохранять взаимоуважение, быть толерантными по отношению друг к другу. Критические комментарии по поводу деятельности власти должны быть обоснованными. Также на сайте запрещается публиковать суждения о доминировании одной религии над другой. Администрация сайта будет пресекать комментарии, сообщения экстремистского толка.