Какое состояние, согласно исламу, делает человека недееспособным и снимает с него ответственность за совершенные поступки? Об этом в интервью ИА «Татар-информ» рассказал заместитель директора медресе «Мухамадия» Зульфат хазрат Габдуллин.
Зульфат хазрат, упоминается ли в Коране такое явление, как потеря рассудка, или сумасшествие?
Медицина определяет безумие как тяжелую форму психического расстройства, в то же время есть и такая точка зрения, что сумасшествие — это одержимость бесом. Однако в исламе безумию дается другое объяснение. Всевышний Аллах отделил людей от животных только одним качеством — он дал людям разум. Всевышний говорит в своем Коране: «Воистину, мы предложили людям этот дар, но все кроме человека побоялись взять его». Разум человека — это дар Всевышнего, его милость. В суре «Верующие» говорится: «Он — Тот, Кто сотворил для вас слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!», это означает, что Аллах подарил человеку зрение, слух, чтобы видеть и слышать красоту мира, а также сердце и разум чтобы понимать этот мир.
В исламе есть понятие «мукаллаф» — им обозначают находящегося в здравом рассудке, совершеннолетнего мусульманина или мусульманку. На них накладывается обязанность выполнять предписания религии и воздержаться от запретного. Они будут отвечать за свои поступки. Мукаллаф, то есть дееспособный мусульманин обязан совершать пятикратный намаз, соблюдать пост, выплачивать закят, совершать хадж. Если разум человека имеет какие-либо изъяны, то он не является дееспособным, тогда эти обязанности с него снимаются, и он за них отвечать не будет. Пророк Мухаммад сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок».
Если человек потерял рассудок, то он не может сочетаться никахом?
Нет, потому что он сегодня согласится на брак, а завтра скажет — не согласен. Сумасшедший не отвечает за свои поступки.
Можно ли считать сумасшествие мучением, посланным Всевышним в качестве наказания?
Нет, мы сумасшествие не воспринимаем как наказание или мучение от Аллаха. Это может быть лишь испытанием, но не наказанием. Есть такое выражение: «Юродивый будет награжден раем». Если безумие посылается человеку в качестве наказания, разве может он за это быть награжден раем? Возможно, безумие дается как испытание. Для близких, родных больного это считается испытанием. Особенно когда болезнь затрагивает маленьких детей. Иногда дети рождаются умственно неполноценными. Такие дети — испытание для их родителей. Им надо достойно пройти его, тогда они могут быть награждены раем.
Иногда человек временно теряет разум. Это как-то объясняется в исламе?
Такое явление тоже встречается. Мы всегда должны помнить, что разум — это великий дар для человека. Глядя на безумного, мы должны понимать, насколько ценным является разум. Есть такое выражение — сойти с ума от любви. Это и есть пример временного помешательства. Помните историю Лейлы и Меджнун? Я сам знаю случай, когда человек очень сильно полюбил женщину. Она работала «на трассе», но этот человек всячески ее оправдывал, говорил, что она хорошая, что она перестанет этим заниматься. Одно дело, когда сумасшествие — психическая болезнь, но когда человек совершает такие неразумные, необдуманные поступки, это тоже признак временного помешательства. К этой же категории можно отнести случаи суицидов. Особенно среди молодежи много случаев самоубийства из-за несчастной любви. Самоубийцам по исламу не должны читать заупокойный намаз, но в некоторых случаях читают. Потому что человек в момент совершения этого поступка мог быть вне себя, временно потерявшим рассудок, тогда он не отвечает за этот греховный поступок.
Приведу пример. Был у меня брат-мусульманин, совершал пятикратный намаз, ходил в мечеть. Однажды его стали мучить головные боли. Проверялся у врачей, не помогло. Он был охотником. Однажды не выдержал, застрелился. Сказали, что он в этот момент был не в своем уме.
Еще один вид помутнения разума — это опьянение. Если человек настолько пьян, что не может стоять на ногах, не помнит, где находится, то он тоже считается недееспособным. Если человек в таком состоянии произнесет «талак» для развода, то это не считается. В Уголовном кодексе есть понятия «вменяемый» и «невменяемый». В исламе, безусловно, употребление спиртного является недозволенным. Но это явление было и есть. Каждый отвечает за себя.
Значит, временно потерявшие рассудок, согласно исламу, не отвечают перед Всевышним?
Нет. Рассказывают случай, когда женщину вели на казнь за то, что она совершила прелюбодеяние. Кто-то сказал: «Эта женщина безумна». Но ему ответили: «Она иногда теряла рассудок, но в момент совершения греха была в своем уме». Женщину казнили. Судить в таких случаях — очень сложная задача для казыев, потому что свершивший неверный поступок может оказаться больным человеком. Повторю главные принципы: разум — дар, награда Всевышнего. Увидев безумца, человек должен благодарить Аллаха и просить, чтобы не оказаться в таком положении. И не надо отказываться от лечения.
Иногда лечение не помогает…
Да, когда эта болезнь не лечится, то вся тяжесть заботы о больном человеке ложится на плечи его близких. Есть такое мудрое высказывание, что Всевышний не уничтожает этот свет только потому, что в нем есть животные и юродивые.
Вспомнил еще один пример. Как-то стекольный мастер подговорил дурака разбивать окна соседей, чтобы те были вынуждены покупать новые стекла для окон. Дурак послушался: разбил окна этого стекольщика. Тот спросил: «Почему ты разбил мои окна?» Дурак ответил: «Если разобью другим, то им придется искать стекольщика, а тебе искать не надо». А мы говорим, дурак…
Если старый человек лишится разума и его дети отведут в дом престарелых, будут ли они за это порицаемы?
Конечно, отводить родителей в дом престарелых — это грех. В мире ислама не должно быть ни детских домов, ни домов престарелых. Каждый должен сам ухаживать за своими родителями. Я бывал в детском доме. В таких местах много больных детей. Иногда говорят, что среди есть дети известных людей. Даже состоятельные люди привозят своих детей. Если Аллах дает что-то — значит, не просто так. Может быть, наше спасение, избавление от грехов именно в этом и заложено. Человек берет под свою опеку неразумное животное, ухаживает за ним, воспитывает. Обучает его. Разве он не сможет заботиться, заниматься родителями?
Вы сказали, что безумие иногда объясняют одержимостью. Так ли это? Можно ли изгнанием беса вылечить безумие?
Это не одно и то же. Есть явление одержимости. Демоны живут рядом с нами. Пророк сказал: «Демон проникает через кровеносные сосуды». Надо остерегаться, беречься от демонов. Демон без причины не приходит к человеку. Без разрешения Всевышнего он даже подойти к человеку не может. Чтобы избежать проникновения нечисти, надо, если сказать простыми словами, вести порядочный, позитивный образ жизни, соблюдать физическую чистоту. В одном хадисе говорится: «Демон попробует подойти и спереди, и сзади, и слева, и справа, сверху и снизу. Каким местом человек совершает грех, оттуда и проникнет». Человек совершает грех и тем самым открывает проход демону.
Считается, что во время обряда изгнания беса человек может расплакаться, издавать разные звуки. С чем это связано?
Люди немного преувеличивают, когда рассказывают о таких случаях. В последнее время «изгоняющих» стало очень много. Они это считают какой-то забавой. Но это очень серьезное дело. За него еще отвечать придется. Есть люди знающие, не спорю. Они могут молитвами, заговорами изгнать. Но таких в Казани всего один-два человека. И они больно-то не кричат о своей способности. И занимаются этим не ради денег. Имен называть не буду, кому надо, сам их найдет. А те, кто занимается этим ради денег, все время себя рекламируют. Это неправильно.
Можно ли считать безумием нетрадиционную сексуальную ориентацию?
На этих людей Всевышний наложил проклятие. Аллах уничтожил их города. В Коране сказано, что в то место, где распространится этот разврат, он нашлет голод, засуху, различные болезни. Но гомосексуализм — это не безумие.
Можно ли считать сумасшедшими тех, кто не может справиться с вожделением, жадностью?
Во всем должна быть умеренность. Например, в еде. Всевышний Аллах говорит: «Если ты богат, ты должен уметь делиться им — в виде подаяния». Почему? Потому что ты побеждаешь свою алчность. Человек борется со своей алчностью на протяжении всей жизни. Аллах не нуждается ни в наших намазах, ни в хадже или закяте. Человек выплачивает закят, дает подаяние, чтобы доказать, что он не одержим богатством. Уразу соблюдаем, чтобы доказать, что мы не обжоры. Таким путем ты воспитываешь свою волю, побеждаешь желание, вожделение.
Кто-то хвастается своими греховными поступками, сколько у него было женщин и так далее. Или количеством выпитого алкоголя. Человек опускается до состояния животного. Всевышний дал человеку силу, здоровье. Это дар, и человек посредством своего разума должен управлять, беречь, правильно использовать этот дар. Мы накладываем на экран телефона защитную пленку, надеваем чехол. Телефон мы бережем! А человек разве не стоит так же дорого? Попробуй заменить больной орган на донорский! Один только орган может стоить десятки тысяч долларов. Все это Всевышний дал нам бесплатно. И человек должен понять эту истину и всегда беречь, правильно использовать эти дары, благодарить за них Всевышнего.
Одержимость человека едой, покупками, алкоголем, сексом — все это тоже выглядит как безумие. Так не должно быть, конечно.
Что скажете о сектах? Члены таких организаций попадают под влияние и могут совершать неразумные поступки.
В таких местах люди оказываются в трудное для себя время. А лидеры таких сект очень умело управляют эмоциями людей. К нам в мечети приходят разные люди. Говорят: «Не знал, куда идти от горя, вот встретил этого человека. Пока ходил сам не свой, отняли и деньги, и дом». В этих общинах на людей оказывается сильное психологическое давление.
Как-то разговаривал с членом одной секты. «Тебя же посадят за это», — говорю ему. «Но они же призывают к добру», — отвечает он. Думал также о сектах, связанных с исламом. Их деятельность нельзя связывать с какими-то психологическими отклонениями. Считаю, что они пользуются наивностью, искренностью людей. Вот «ваххабизм». Их главная идеология — вернуть ислам в состояние времен Пророка. Хороший же призыв! Вот так, говоришь человеку нужные ему слова и ведешь за собой. Что такое секта? Мне кажется, исламские секты придуманы врагами нашей религии. Они работают с теми, кто наивно верит, малообразован и имеет узкое мышление.
Алина Айдарова
sntat.ru