Улус Джучи, более известный под названием Золотой Орды, навсегда вошел в анналы истории как одно из наиболее крупных и мощных средневековых государств. Но не многие специалисты знают о том, что его население также отличалось высокой культурой, в первую очередь городской. Города в Золотой Орде были преимущественно сосредоточены в Нижнем и Среднем Поволжье, Подонье, Крыму, на Северном Кавказе, в Хорезме. В них прослеживалась преемственность с предыдущими культурами: хорезмийской, постхазарской, булгарской. Большое влияние оказывали на них процессы миграции, в первую очередь – населения со сложившимися культурными традициями из Средней Азии, Ирана, Закавказья. Археологи усматривают также следы культур Китая – киданьской, чжурчжэньской. Нетрудно заметить, что большая часть городской культуры была основана на исламских традициях, которые несли в себе не только хорезмийцы, булгары, буртасы, саксины, но и часть кипчаков, а также большая часть переселенцев из Мавераннахра и Закавказья.
Этому способствовала и градостроительная политика ханов. Недаром отличавшиеся наибольшим стремлением к строительству новых городов ханы Берке, Узбек, Джанибек были и наибольшими проводниками идеи исламизации государства. Они привлекали в свои городские центры множество мусульман как из самой страны, так и из-за ее пределов: улусов Чагатая (Мавераннахр, Семиречье, Кашгар), Хулагу (Иран, Ирак, Закавказье), и даже из далекого Египта. Сюда, в центр Евразии, ехали не только ремесленники и купцы, но также ученые, факихи, поэты и путешественники. В результате этого в цветущих и радующих глаз и слух городах (Сарай – Дворец, Гюлистан – Страна цветов и т.д.) возникли очаги учености, распространяющие свет исламских знаний на ближние и дальние окрестности.
К сожалению, нам сегодня крайне мало известно о культуре золотоордынской цивилизации, и наши сведения о ней отрывочны. Причиной тому – как систематическое уничтожение архивов, так и закрытость темы на протяжении длительного времени. В результате культура нашей родной Золотой Орды, располагавшейся преимущественно на территории России, Казахстана и Украины, известна нам менее, чем история Древнего Египта, Спарты или Афин. По оценке выдающего отечественного исследователя В.В. Трепавлова, нам пока мало известна и духовная культура золотоордынцев – как они думали, что их волновало.
По тем отрывочным сведениям, которые до нас дошли, преимущественно в трудах путешественников из других стран (Ирана, Марокко, Египта, Сирии), мы знаем, что такие центры Золотой Орды, как Сарай, Булгар, Солхат, являлись центрами ученой мысли в мировом масштабе.
По словам сирийца Ибн Арабшаха, прожившего долгие годы в Самарканде и Египте, «когда Берке-хан был пожалован почетною одеждою Ислама и водрузил в землях Дештских [Дешт-и-Кипчак – Кипчакская степь] знамена в честь исповедания ханефийского [ханафитского мазхаба], то он пригласил к себе ученых из всех краев да шейхов со всех сторон и концов, чтобы они научили людей уставам религии своей и указали им пути своего единобожия и правоверия, раздавал им [за это] богатые подарки, и на тех из них [ученых], которые пришли [на его призыв], излил [целые] моря даров. Были у него в это время, а после него у Узбека, да у Джанибек-хана, мулла наш Кутбеддин, ученейший Эррази, шейх Саадеддин Этефтазани, сейид Джелалетдин, толкователь «Хаджибии», и другие знаменитости ханефийские и шафийские, а потом, после них, мулла наш Хафизеддин Эльбазази, и мулла наш Ахмед Эльходженди – да помилует его Аллах! При содействии этих сейидов, Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась [такая] добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его» (Цит. по: Тизенгаузен В. Золотая Орда в источниках. Т.1. – М., 2003).
В этом отрывке историка и географа есть и оценка степени развития исламских наук в Золотой Орде и в ее столице – Сарае: здесь было больше ученых, чем в Египте, считавшемся в то время средоточием ученой мысли. Представлены здесь и имена известнейших ученых Улуса Джучи, а также методы их привлечения и стимулирования ханами (призвал и одарил подарками). Определены также главные направления исламской мысли в государстве (ханафитский и шафиитский мазхабы), бывшие в то время наиболее развитыми в стране. Как не вспомнить о том, что и сегодня эти два мазхаба доминируют на богословском поле подавляющего большинства мусульман России и стран СНГ!
Кроме столицы, исламское образование развивалось во многих других местах: Булгаре, Мохши, Хорезме, Крыму и других с компактным мусульманским населением. Среди них в первую очередь интересен Булгар, постройки которого в современном Татарстане, посещаемые сегодня тысячами людей, возведены в золотоордынское время. Здесь были построены мечети и медресе при них. Одним из наиболее известных центров исламской учености являлся крымский Солхат. В последнем при помощи мамлюкских правителей Египта была построена мечеть. Как обычно происходило в те времена, при ней существовало медресе. Здесь необходимо отметить и то, что дипломатическое и военное сотрудничество с мамлюкским Египтом переходило в обмен учеными и знаниями, причем двусторонний. При дворах мамлюкских султанов, наших с вами земляков по происхождению, находилось немало ученых из Золотой Орды.
От крупных городских центров Ислам распространялся также в сельские районы и в среду кочевых племен. Именно в XIV веке археологами фиксируется исламизация похоронного обряда у кочевников Нижнего Поволжья. Между прочим, память о Баба Туклесе, который был вероучителем Узбек-хана, до сих пор сохраняется у ногайцев и казахов. В это же время происходит окончательная исламизация башкир, связанная с именем Хусаин-бека, чей мавзолей и поныне сохраняется в Чишминском районе Башкортостана. В том же веке в вассальном Золотой Орде Дагестане коалиция мусульманских владетелей вынудила принять Ислам последнего правителя-немусульманина – аварского нуцала. Такое событие в стратегически важном районе не могло произойти без ведома центральной власти.
Несмотря на то, что многие подробности в процессе исламского образования в Золотой Орде нам остаются неизвестными, кое-что можно установить из того, как был поставлен этот процесс в постордынских государствах, в том числе регионах с компактным мусульманским населением в Московской Руси. Например, отмечается колоссальная роль сейидов в руководстве мусульманской религиозной жизнью. Также явно видна роль суфизма в распространении и укреплении позиций Ислама, в том числе среди кочевников. Очень многие шеджере (татарские, башкирские, ногайские, казахские генеалогии) возводятся к реальным предкам золотоордынского времени, выделявшимся особой ролью в распространении Ислама. Также в это время возникают места зиярата, связанные с какими-то учителями (кэшэнэ Хусаин-бека, могила Баба Туклеса) или местами, где происходило обучение (Булгар, Сарай).
Все эти факты показывают, что традиции исламского образования ордынского времени продолжали жить и развиваться в наших народах. И этому процессу не смогли помешать никакие перипетии истории.
“Ислам минбэре”.