Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Рустам Минниханов: «Вопрос не в нас, а в выпускниках, которые оказываются профнепригодными!»

Рустам Минниханов: «Вопрос не в нас, а в выпускниках, которые оказываются профнепригодными!»

0

Президент РТ в очередной раз подверг разгромной критике систему профобразования в Татарстане

Хотя образование — номер один по объему вкладываемых средств, прогресса здесь не видно. Такую резкую оценку положению дел в этой сфере дал сегодня на совете безопасности в казанском Кремле президент РТ Рустам Минниханов. Причина, по его мнению, уже даже не в инфраструктуре, а в «людях, которые в этой системе работают». Он пообещал требовать качество, невзирая на лица: «Любим не любим, с одной деревни, вместе учились…» И это только те оценки, которые прозвучали публично, — журналистов на совещание пустили буквально на первые 10 минут.

«МЫ ДО СИХ ПОР ТОПЧЕМСЯ НА МЕСТЕ!»

Сегодня на заседании совета безопасности РТ в казанском Кремле обсуждали вопросы совершенствования системы общего образования. Основная часть заседания, в котором приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник Минтимер Шаймиев и спикер парламента Фарид Мухаметшин, прошла в закрытом режиме. Как пояснил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь президента Андрей Кузьмин, в этом нет ничего особенного — заседания совбеза традиционно проходят в таком режиме. Но в кратком выступлении президента оказалась квинтэссенция происходящего.

«Остается нерешенным вопрос профориентации, эту проблему мы обсуждали еще в 2012 году с производственниками и руководителями образовательных учреждений, — констатировал сходу Минниханов. — Республика принимает большие меры для развития профессионального образования, однако мы до сих пор топчемся на месте — министерство образования пока не сработало по поставленной задаче. Мы многократно акцентировали внимание на использовании потенциала старших классов для получения первичных профессиональных навыков. Но пока все это игнорируется».

Минниханов отметил, что по количеству потраченных средств сфера образования «номер один». К слову, в 2015 году консолидированный бюджет на образование в республике должен составить 58,1 млрд. рублей. Из них 31,3 млрд. будут выделены из республиканского бюджета. В последние годы расходы были увеличены. За счет этого была улучшена материально-техническая база, часть средств была вложена в развитие стратегии образования и в фонд оплаты труда.

«Но значительного улучшения качества образования мы не видим, — подчеркнул президент. — Здесь вопрос не в той инфраструктуре, которую мы создаем, а в людях, которые в этой структуре работают. У нас есть примеры, когда между 10 школами-лидерами и школами-аутсайдерами разница в баллах ЕГЭ составляет почти 32 балла. А ведь мы используем нормативное финансирование, разницы нет. Мы даже на сельские местности, на малокомплектные школы тратим больше денег, чем в городах. А результат какой? Поэтому сегодня будет разговор серьезный — профпригодность, квалификационные требования. Сегодня мы резко что-то изменить не можем. Но необходимо задать стандарты, которые мы должны соблюсти».

МИНИХАНОВ ПООБЕЩАЛ СТРОГИЙ СПРОС С ОТВЕТСТВЕННЫХ

По словам Минниханова, это дает определенные результаты — Татарстан многие годы подряд является лидером в ПФО по результативности участия команд школьников во всероссийских олимпиадах, средний показатель ЕГЭ по абсолютному большинству предметов выше аналогичных показателей в среднем по стране, но не столь значительно, как бы хотелось. Президент Татарстана заявил, что в ходе заседания «очень серьезно необходимо пересмотреть работу методических кабинетов», изучить профессиональный уровень районных отделов образования на местах, и предупредил, что многим разговор об этих проблемах может показаться «неприятным».

«Вопрос не в нас, вопрос в тех выпускниках, которые после этого оказываются профнепригодными! Мы им делаем медвежью услугу. Любим не любим, с одной деревни, вместе учились — этого быть не должно. Строго будем спрашивать с вас! И родители вправе спрашивать с нас, почему их дети получают такое образование. В любой точке республики мы должны обеспечить…» — обратился он к собравшимся в зале руководителям. — Вы видите, как другие страны обращают пристальное внимание на качество образования? Каких результатов достиг Сингапур! Это за счет четкой системы».
После вступительного слова президента с докладом выступил министр образования Татарстана Энгель Фаттахов. Основные тезисы его доклада позднее появились на сайте правительства. Министр согласился со значительными инвестициями в сферу образования республики в последние годы — это и информатизация школ, и оборудование предметных кабинетов, и капитальный ремонт. За последние три года произошло двукратное увеличение заработной платы учителей и директоров школ.

Однако, по его словам, республиканские показатели по ЕГЭ хоть и неплохие, но не лидирующие. В среднем они на 3,2 балла выше, чем среднероссийские. Но все же это не соответствует вкладываемым средствам. При этом велик разрыв между лучшими и худшими школами. Большое количество учеников сдает ЕГЭ по математике не выше чем на 40 баллов — и средний балл оказывается высоким лишь за счет стобалльников. Грубо говоря, все равно что средняя температура по больнице… При этом руководитель министерства сообщил, что в ряде районов республики более 30% претендентов на медаль на ЕГЭ не набрали и 50 баллов. А в Верхнеуслонском районе не добрались до 50 баллов абсолютно все 100% претендентов на медаль!

Энгель Фаттахов

В ТАТАРСТАНЕ БУДУТ ЗАКРЫВАТЬ ШКОЛЫ, ГДЕ МЕНЕЕ 80 УЧЕНИКОВ

Затронул министр и проблему малокомплектных школ. Судьба их незавидна: перспектив развития нет, признал Фаттахов. В Татарстане, по данным министра, 1403 школы, из которых 244 малокомплектные. В ряде районов малокомплектных школ больше половины. При этом выпускники малокомплектных средних школ показывают более низкие результаты ЕГЭ — разница составляет около 5 баллов.

«В малокомплектные школы невозможно привлечь молодого перспективного учителя, здесь невысока конкуренция учеников, отсутствует доступ к профориентации, — перечислил министр ключевые проблемы. — При этом из-за малокомплектных школ наиболее высокие финансовые затраты в расчете на одного ученика несут наиболее отстающие районы».

В Татарстане не должно оставаться средних школ с численностью учеников менее 80 человек, резюмировал министр.

Президент Татарстана, комментируя доклад министра, подверг критике руководителей районных отделов образования, чьи потенциальные «медалисты» набрали менее 50 баллов по результатам ЕГЭ. Минниханов поддержал идею сокращения числа малокомплектных школ. По мнению главы республики, в малокомплектных средних школах невозможно обеспечить достойный уровень образования.

МИННИХАНОВ ПОТРЕБОВАЛ РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ПООЩРЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ

Повышать средний балл выпускников по результатам ЕГЭ, по мнению президента Татарстана, следует в первую очередь за счет улучшения результатов отстающих и сокращения их отставания от лучших учеников.

«Как только мы «подтянем» наших худших выпускников, средний балл резко вырастет», — считает Минниханов.

В прошлом году в основном этапе ЕГЭ приняли участие порядка 19 тыс. человек. Среди предметов по выбору наиболее востребованные у татарстанских выпускников — обществознание, физика и биология. Количество апелляций по госэкзамену значительно увеличилось в сравнении с 2013 годом (при этом удовлетворены были лишь 14% от общего числа обращений, большая часть заявлений была отклонена по причине отсутствия выполненных заданий С).

Подводя итоги экзаменов в июле, Фаттахов заявил, что «есть предметы, которые у нас вызывают большую тревогу». К примеру, «слабым звеном» была названа физика — ЕГЭ по физике сдавали 5930 ребят, средний балл, который они набрали — 47,7 — по сравнению с 2013 годом снизился на 11,3 балла. 16% из всех сдававших вообще не смогли преодолеть минимальный порог. Анализ работ показал, что у выпускников не сформированы навыки по решению задач по электродинамике и динамике.

Анализируя итоги государственного экзамена, Минниханов обратил внимание на неэффективность существующей системы материального стимулирования учителей.

«Средняя заработная плата учителей сегодня достаточно высокая — на уровне средней по республике. И мы вправе требовать результат», — заявил президент и поручил минфину совместно с министерством образования и науки и другими ведомствами разработать новую систему расчета заработной платы учителей, которая будет учитывать результаты работы преподавателя.

К слову, по итогам 9 месяцев прошлого года средняя заработная плата педагогов республики составила 28 422 рубля (103,7% от средней зарплаты по РТ), а педагогических работников детских садов — 25 330,7 рубля (112,3% от средней зарплаты сотрудников сферы общего образования).

КАК МИНОБРАЗ «ЗАКРЫЛ» КОЛЛЕГИЮ

На фоне совета безопасности неожиданностью стало известие о том, что запланированная коллегия министерства образования пройдет без прессы.

«Это обычная рабочая коллегия, по факту итоговая коллегия у министерства образования бывает в августе, — объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства Алсу Мухаметова. — Когда учебный год закончился, а новый еще не начался, мы подводим итоги и ставим задачи. На сегодняшней коллегии будут обсуждаться рабочие моменты. Будут говорить о законодательстве, о внедрении федерально-государственных образовательных стандартов, информативно-правовой базе».

К слову, в ежедневном плане правительства коллегия министерства обозначена как «итоговая». Да и в прошлом году итоговая коллегия минобраза проходила в начале февраля в открытом режиме с участием премьер-министра Ильдара Халикова. Августовский же «педсовет» действительно проходит в расширенном составе — при участии не только чиновников и педагогов, но и представителей бизнеса. В частности, в ходе последней августовской конференции не только подводились итоги. Министр говорил о необходимости формирования базовых ценностей, без которых так или иначе школа обойтись не может (тем более что интернет приобретает все большее влияние на умы молодежи). Не обошлось и без вошедших в последнее время в моду рейтингов. Лучшими в Татарстане по результатам рейтингов признаны Набережные Челны, Казань и Бугульма. А член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков, приглашенный на конференцию, рассказал о том, какие профессии будут востребованы в 2030 году — это специалист по созданию искусственных органов, хирург по лечению памяти и даже утилизатор информации.

«ПРОФОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЬЯВОЛЬСКИ ИНТЕРЕСНЫМ…»

Что не так с профобразованием, как вы оцениваете эту работу и как заинтересовать молодежь? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Наиль Валеев — депутат Госсовета РТ, экс-министр образования:

— Это проблема общероссийского масштаба. На глазах происходит деградация системы российского образования. Многие реформы идут во вред — вхождение в Болонский процесс, неведомый никому, введение ЕГЭ… Мы отучили детей мыслить, писать сочинения, сейчас возвращаться к этому уже труднее! Учителей заставляем натаскивать детей на ЕГЭ, требуя с них результат, а нужно детей учить мыслить, как это делается во всем образованном мире. Если Финляндия и Америка изучают нашу советскую систему образования, почему мы от нее отказываемся? Вот это вопрос больше к минобразования России. Необходимо вернуться к советской системе образования и взять у нее все лучшее, десятилетиями наработанные методики…

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

— Профориентация старшеклассников в Татарстане ведется не на должном уровне. Мы сейчас нуждаемся в инженерных технических кадрах. К сожалению, в большинстве школ старшеклассники все больше выбирают ЕГЭ по гуманитарным наукам. Естественно, потом это их ориентирует в большей степени на гуманитарную сферу, а потребность как раз в технических специалистах. Второй момент — по-прежнему идет ориентация в старших классах на высшую школу, а не на среднюю специальную, что тоже не совсем правильно. Сегодня востребованы люди со среднеспециальным образованием! Надо отдавать себе отчет — все юристы и финансисты не смогут найти себе работу. И третий момент — наши специалисты ездили в Южную Корею и видели там интересный опыт профориентации. У них она идет по другим принципам. Они не спрашивают у школьников, кем те хотят быть. Они выявляют склонности детей к тем или иным наукам, направлениям или мечтам. Они спрашивают: о чем ты мечтаешь? Отсюда вырисовывается психологический образ. И с помощью этого потом формируются классы и их интересы.

Наши специалисты говорят, что республиканская программа профориентации в 2011 – 2014 годах тоже дала положительный эффект. Они считают, что эту программу с некоторыми изменениями следовало бы продлить.

Если говорить о нашей компании, то мы применяем многоуровневую систему подготовки специальностей. Если коротко… Один канал подготовки — через наши колледжи, которые готовят для нас кадры. У нас на каждом заводе есть центры подготовки, где людей перед приходом на работу обучают. Действует принцип наставничества. Продолжаем работу в кластере с КГТУ-КАИ.

Виктор Классен — генеральный директор ЗАО «Радиокомпания «Вектор»:

— Профориентация — это особый слой подготовки. Это среднеспециальное профессиональное образование. Приведу вам один пример. Мы в свое время при поддержке руководства Татарстана и технопарка «Идея» выиграли в российском минэкономразвития конкурс на центр цифрового производства 3D-прототипирования. Удивительно, но туда постоянно приходит чистопольская молодежь — школьники, старшеклассники, и им это безумно интересно. Мы в свое время обязались, что будем заниматься начальной профориентацией, читаем им лекции, показываем слайды. В общем-то всех допускаем до компьютеров, принтеров и другого уникального оборудования.

На самом деле главное — чтобы старшеклассникам было безумно интересно заниматься. Тогда будет хорошее профобразование! И тогда туда будут рваться ребята. Если же это делается по принципу, где сливки общества идут в университеты, а в технологию и производство — троешники, двоешники и слабаки, тогда, конечно, никакого прорыва вперед не будет. Поэтому профобразование должно быть дьявольски интересным. Тогда это заработает. А если этим будут заниматься только чиновники, это будет очень скучно. Должна быть не обязаловка, а неподдельный интерес.

Какова наша практика работы? На прошлой неделе я был в КАИ, КФУ и Иннополисе. У меня было две задачи. Первая — подготовка кадров, вторая — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мы работаем с этими тремя университетами. Кроме того, у нас в Чистополе есть факультет «Восток» — мы и здесь ведем подготовку кадров. Так мы ведем инженерную подготовку кадров для своего предприятия.

Фото: prav.tatarstan.ru
http://www.business-gazeta.ru/article/125464/