Уничтожать или оставлять языческие памятники мусульманам?

0
60
Уничтожать или оставлять языческие памятники мусульманам?
Акция ИГИЛ в Ираке прогремела на весь мир. В эти дни весь мир по-настоящему взбудоражили сообщения о том, что группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» захватила древний исторический город Пальмира на востоке Сирии и готовится разрушить его уникальные исторические памятники. Та Пальмира, остатки которой сохранились до сегодняшнего дня, была основана римлянами в 212 году н.э. Нынешние развалины, изображение которых стало хрестоматийным и помещается едва ли не во всех учебниках истории – это то, что осталось от языческого храма «бога-солнца» Ваала-Гелиоса и некоторых других культовых и гражданских построек.

 Когда формирования ИГИЛ захватили Пальмиру две недели назад, было объявлено о том, что оставшиеся от язычества развалины будут разрушены. Позднее, однако, представители ИГИЛ уточнили, что не будут подвергать исторический город разрушениям дотла. Тем не менее, статуи, символизирующие античных божеств, все-таки будут уничтожены. Есть сведения, со ссылкой на неназванного жителя Пальмиры, что уже уничтожена статуя божества в виде льва, стоявшая у входа, как предполагают археологи, в святилище, посвященное доисламской арабской богини Аль-Лат.

Ситуация с Пальмирой – не первая в подобном ряду. Ранее информагентства распространили сообщения о разрушении ИГИЛ памятников древней месопотамской культуры в Нимроде (Ирак). А прецедент был создан резонансной акцией движения «Талибан», в ходе которой были уничтожены две гигантские статуи Будды высотой 55 и 34 метра, высеченные в скалах близ афганской деревни Бамиан.

Автор этих строк никоим образом не является богословом или факихом и ни на йоту не претендует на подобные звания. Но в данной статье, опираясь на простую и рациональную логику, попытаемся в меру возможностей разобраться, насколько подобные действия оправданы с точки зрения ислама.

Разрушение статуй Бамиана в свое время талибы обосновали в специальной фетве. В ней приводятся кораническое обоснование подобных действий на основе аята из суры «Аль-Маида» (Коран 5:90): «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы и гадательные стрелы) являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее – быть может, вы преуспеете». А также цитата из суры «Аль-Хадж» (Коран 22:30) «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей».

Из Сунны приводятся следующие хадисы из сборника имама Ахмада с отсылкой к халифу Али: «Я передаю вам то, что Посланник Аллаха передал мне и наказал сравнять могилы с землей и разрушить идолов». Есть также мнение, что не последнюю роль здесь сыграла до сих пор значимая в Афганистане этническая составляющая. Разрушение Будд из Бамиана произошло в пику проживающей здесь народности хазарейцев, в настоящее время являющихся мусульманами-шиитами, а в доисламские времена исповедовавшие буддизм.

Ведущий суннитский улем мира доктор Юсуф аль-Кардави в 2000 году приезжал в Афганистан, пытаясь убедить талибов не разрушать буддийские скульптуры Бамиана. Этого ему сделать не удалось и, как утверждают некоторые исследователи, общение с талибами изменило взгляды на эту проблему самого ученого. Через 10 лет после разрушения «будд Бамиана», аль-Кардави сформулировал фетву об отношении мусульман к антропоморфным памятникам и статуям. «Нужно сказать, – пишет доктор аль-Кардави, – что негоже мусульманам воздавать почести выдающимся людям уммы в виде возведения статуй, даже, если их заслуги таковы, что они и после ухода остаются «живее всех живых». В подтверждение богослов приводит следующие слова Пророка из хадиса: «Не превозносите меня так, как превозносят христиане Иисуса, сына Марии. Напротив, зовите меня Абдалла (слуга Аллаха) и «Расульалла» (Посланник Аллаха)». Часто верующие, завидев Пророка останавливались и почтительно приветствовали его. Тогда он сказал: «Не поступайте так, как неарабы-аджамы (ираноязычные племена, жившие на северо-востоке Аравии – авт)… и не превращайте мою могилу в место празднеств». Традиция передает, что потом Пророк вознес такое дуа: « О, Господь мой, не дай превратить могилу мою в идола, которому поклоняются».

История же ислама свидетельствует, что на тех землях, куда приходили мусульмане (Персия, Индия, Африка) памятникам доисламской духовности ущерба не наносили. Исключения составляют режим мамлюков в Египте средних веков и нового времени, когда камни пирамид Гизы использовались для строительства дорог, а по лицевой части статуи сфинкса палили из пушек, оттачивая артиллерийские навыки.

Итак, какой же вывод выстраивается по вопросу взрывать или не взрывать доисламские руины? Да, принципиальное отношение к джахилийе (эпохе невежества или доисламской эпохе – IN) и ее видимым проявлениям – часть веры мусульман. В то же время вряд ли следует ровнять эти артефакты и память о них с землей, если они не отвлекают мусульман от Единобожия и поклонения Всемогущему Творцу. Именно на этом основывался Пророк, выкинувший из Каабы идолов после обретения Священной Мекки, и тем же – праведный халиф Умар ибн Хаттаб после овладения Аль-Кудсом-Иерусалимом, когда ни один христианский храм с иконами и статуями не был поврежден, и, более того, пришедшие мусульмане гарантировали их сохранность и безопасность.

Для сохранения памятников доисламских религий есть и еще один резон. Сиротливо стоящие идолы и развалины языческих храмов – хорошее наглядное пособие по предмету «как не надо поклоняться Вышнему», поскольку они наглядно демонстрируют всю ограниченность и духовную профанацию идолопоклонничества по сравнению с глубиной, универсальностью и невыразимой тайной поклонения Единому Богу.

http://www.islamnews.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here