Домой Жизнь татар А не записаться ли мишарином после заявлений историка Дамира Исхакова

А не записаться ли мишарином после заявлений историка Дамира Исхакова

0
А не записаться ли мишарином после заявлений историка Дамира Исхакова

На татарстанском телеканале ТНВ вышла новая передача под названием «Точка опоры», одним из ведущих которой выступил профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов, известный изучением письменного наследия татар и их древних рукописей. Отрадно, что в медийном пространстве поднимается тема татарской идентичности с участием нерядовых представителей национальных интеллектуальных кругов.

Впрочем, само обсуждение вызвало противоречивые чувства, а все потому, что в ходе передачи известным историком Дамиром Исхаковым был сделан ряд антимишарских выпадов, которые иллюстрируют истинное отношение части «казанской» интеллигенции к одной из крупнейших субэтнических групп татарского народа.

В ответ на реплики помощника депутата Саратовской областной Думы Дауда Давыдова и предпринимателя и общественного деятеля из Ульяновской области Радика Гафурова о том, что в сохранении татарской идентичности важнейшую роль играет религия ислам, Исхаков заявил буквально следующее: «Это татарско-мишарский взгляд здесь отражен. Именно у них на первое место вышло религиозное сознание. Это не случайно. Они живут достаточно дисперсно, и у них этническая культура плохо сохранилась, да она и не была у них слишком мощной и из-за этого они сейчас уцепились за религиозный фактор, но религиозный фактор является глобалистской тенденцией и очень быстро может смыть этническое начало. Это очень опасная вещь. Поэтому если мы будем цепляться за этот фактор, то мы очень быстро перестанем существовать». Дальше он, развивая свою мысль, пришел к совершенно неожиданным выводам: «Когда у нас ваххабизм усилился? Когда обессилело этническое начало. Тогда ваххабизм и усилился».

С одной стороны, господин Исхаков сокрушался о том, что татары разобщены, а с другой – своими заявлениями знатно поработал на это разобщение, с размаха «отрубив» мишарей от остальных татар, да еще и объявив, что у них практически отсутствует этническая культура. Плохо же вы знаете мишарей, господин Исхаков!

Но дело даже не в этом. Видимо Дамир Мавлявиевич напрочь забыл о польско-литовско-белорусских татарах, которые сохранились как этноконфессиональная общность, утратив свой язык, но сохранив свою национальную принадлежность и социальный статус именно благодаря религии ислам.

Более того, исторически социальный институт служилых татар сложился вокруг их вероисповедания и даже после его ликвидации продолжал играть особую роль в сохранении субэтноса татар-мишарей, так как в Российской империи учитывалась конфессиональная принадлежность, а не национальная.

И ни к какому «ваххабизму», к сведению историка Исхакова, это не привело! Наоборот, когда в среде казанских мусульман набирали силу разного рода модернистские течения, которые привели многих из них впоследствии к массовому отходу от религии и принятию атеистической идеологии, мишари продолжали сохранять в своей среде традиционный ислам.

История мишарей и польско-литовской татарской знати – как раз пример верного служения Российскому государству при сохранении своей религии, которая в свою очередь сохраняла и их, ведь те представители служилого сословия, которые принимали крещение, какого бы высокого положения в тогдашнем обществе не удостаивались бы, переставали принадлежать к татарскому этносу. Пример русской знати с татарскими фамилиями – самое яркое этому подтверждение.

Мы, мишаре, продолжатели былого могучего кипчакско этноса, хранители лингвистического наследия кипчаков – хозяев Дикого поля. Мы в не меньшей степени пострадали от дискриминации и насильственной христианизации в эпоху царизма, и сохранились не благодаря, а вопреки. И сегодня за нашей спиной не стоит республика с ее административными и финансовыми возможностями. Поэтому критиковать приверженность исламу и принижать его значение в сохранении идентичности мишарей по меньшей мере антинаучно. Удивительно и то, что никто из ведущих и соучастников этой передачи не поправил казанского историка, а кое-кто даже солидаризировался с ним.

В этой связи, хочется выразить осторожную надежду, что представители интеллектуальных кругов Казани все же будут более аккуратны в своих формулировках, чтобы у многих нижегородских, пензенских, ульяновских, касимовских и других татар не возникло ощущение того, что о них далеко невысокого мнения в Татарастане. А в преддверие предстоящей переписи населения такие программы противопоказаны вдвойне – как вызывающие у людей недоуменные вопросы и желание записаться «мишарами», отмежевавшись от борцов за «чистоту» татарского народа.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

islamnews