Домой Ислам Ислам в стране и в мире “Ак мечеть” взывает к голосу предков

“Ак мечеть” взывает к голосу предков

1

Белая мечеть вобрала лучшие черты исламской архитектурыТретий Всероссийский форум татарских религиозных деятелей “Национальная самобытность и религия”, судя по географии участников и приглашенных гостей, смело можно назвать эпохальным событием в жизни татарского народа. Вряд ли на земле Татарстана можно было встретить столько уважаемых в исламском мире людей, оказавших свое почтение традиционному празднику “Изге Болгар жыены”. Вроде бы дата и не круглая, но по своему значению она не уступает большим юбилеям.

Так считает глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров, возглавлявший на форуме делегацию мусульман сурского края, согласившийся дать интервью IslamNews.

Абдуррауф хазрат! Можете ли Вы поделиться наиболее яркими впечатлениями о посещении праздничных мероприятий в Татарстане?

АЗ. Самое яркое впечатление оставило общение с людьми. Личные встречи с мусульманскими политическими и общественными деятелями, исламскими учеными-богословами из России, государств ближнего и дальнего зарубежья, простыми людьми избравшими религию ислама. Можно сказать, что форум стал официальной прелюдией тех торжеств в древнем Болгаре, которые привлекли внимание мусульман многих стран мира. Прежде всего потому, что построенный там аритектурно-исторический комплекс многие правоверные расценили как мощную заявку на возрождение татарского народного эпоса.

Мне хотелось бы напомнить об одной печальной странице в истории татарского народа. В 1944 году, после разноса Иосифом Сталином татарского обкома ВКП(б) за идеализацию Золотой Орды и эпоса “Идегей”, над казанскими татарами, вслед за крымскими, нависла угроза депортации. Выбор у татарской интеллигенции тогда был невелик – либо разоблачение “феодально-байской” старины, либо отправка на лесоповал.

Горькие плоды атеистической пропаганды мы пожинаем по сей день. На протяжении 70 лет в нашей стране велась беспощадная борьба с религией. Тысячи улеммов и имамов сгинули в пучине советской истории. Было разрушено 15000 мечетей, к 1988 году в России осталось только 80 Домов Аллаха.

Многовековая цепочка исламских знаний, передаваемых нашими предками из поколение в поколение, была прервана. Богословская школа практически полностью разрушена. Вряд ли в 70-80 -х годах прошлого века многие из мусульман верили в то, что нарушенная преемственность будет восстановлена.

В Казани, насколько мне известно, проходила премьера спектакля “Любовь бессмертная”, как раз посвещенного произволу в годы сталинских репрессий. Могли бы напомнить его основную фабулу?

АЗ. В основе драматургического произведения Ркаила Зайдуллы, поставленного на сцене ТГАТ им. Г.Камала режиссером Ильгизом Зайниевым, зрителям представили трагическую судьбу одной из первых татарских женщин-просветительниц, единственной в мусульманском мире женщины-казый и основательницы первого медресе для девочек – Мухлисы Буби. Сегодня, когда татарский народ начал возвращаться к своим истокам, испытывает большую тягу к национальному сознанию и вере, пример этой женшины, ее борьбы и стойкости в годы сталинского режима, приобретает особую актуальность. Во всяком случае члены пензенской делегации смотрели театральное представление со слезами на глазах.

Судьба Мухлисы Буби – это собирательный образ татарской интеллигенции: поэтов, писателей, философов, общественных и религиозных деятелей , которые были физически уничтожены и вместе с трудами преданы забвению.Сегодня имена этих людей, беззаветно преданных татарской культуре, возвращаются из плена забвения, но постановка заканчивается тревожным рефреном -предостережением, переносящим зрителя в наши дни – в родном ауле Мухлисы Буби хотят закрыть татарскую школу. Я думаю, что через подобное сито прошли многие представители исламского просвещения. Но даже перед лицом смертельной опасности они сумели сохранить в своих душах веру и чувство собственного достоинства, поскольку верили в то, что Аллах не оставит в беде свою умму.

Эти надежды нашли свое подтверждение на празднике “Изге Болгар жыены”?

АЗ. Этими чаяниями мусульмане СССР жили все годы советской власти. Я бы сказал, что “Изге Болгар жыены”, во всяком случае в жизни татарского народа, – это кульминация нашей веры в Аллаха, сила духа татарского народа и его беззаветной преданности умме пророка, мир ему.

Думаю, что значение казанского форума, признанного многими исламскими государствами, трудно переоценить, ибо его плоды несут благо не только российскому обществу, но и всему миру. Считаю,что форум стал значительным событием для всего исламского мира, поскольку доказал, что исламская религия имеет большое значение в жизни многонационального и многоконфессионального российского общества. Само осознание этого факта является ключом в понимании многих проблем современного мира, в частности искоренения такого позорного явления, как исламофобия.

Хотелось бы выразить слова сердечной признательности всем организаторам, спонсорам, гостям и участникам такого солидного и замечательного исламского форума. Ведь правоверные получили уникальную возможность пообщаться с братьями по вере, обменяться своими взглядами, прислушаться к другим мнениям, поделиться накопленным опытом взаимодействия на пути возрождения исламской духовности, выработать рецепты в решении накопившихся в мире и России проблем.

Какие важные моменты отложились в Вашей памяти после форума?

АЗ. Их было очень много. По прибытию в столицу Татарстана, первым делом, делегация от ЕДУМ Пензенской области, в которую вошли 11 человек, приняла участие в пятничном намазе в мечети “Кул – Шариф”. Мы там совершили дуа за здравие первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. По воле Аллаха, благодаря усилиям и авторитету этого человека, у мусульман появилась возможность построить в Казанском Кремле мечеть “Кул- Шариф”, которая стала символом не только Казани и Татарстана, но и всего татарского народа.

В президиум форума вошли самые достойные
В президиум форума вошли самые достойные

Само мероприятие было организовано в режиме жесткого графика, поэтому, сразу после обеда в НКЦ “Казань”, мы разделились на секции и включились в работу. Форум начался с чтения священных сур Корана в исполнении казыя Казани, имам-хатыба мечети “Шамиль” Махмуда Шарафутдинова.

Что запомнилось особенно?

АЗ. Хотелось бы отметить главную мысль, которая прозвучала на форуме – о единении уммы пророка, мир ему. Она проходила красной нитью во всех выступлениях религиозных, общественных и политических деятелей, представлявших разные страны и континенты, не только татар, но и мусульман других национальностей.

В приветственном слове к участникам и гостям высокого собрания президент Татарстана Рустам Минниханов призвал имамов сохранять национальный язык и религию предков. Он с радостью сообщил о том, что форум татарских религиозных деятелей – это хорошая площадка, где можно обсудить проблемы волнующие татарских религиозных деятелей.

Глава РТ напомнил также о том, что большинство наших соотечественников проживает за пределами Татарстана и проявляют большое уважение к татарскому народу, но им необходимо помочь в сохранении языка, религии, культуры и традиций предков. В моей памяти отложилось то, что президент Татарстана отметил большие заслуги своего предшественника Минтимера Шаймиева, благодаря усилиям которого удалось установить тесные контакты с соотечественниками, проживающими за пределами Республики.

В свою очередь Минтимер Шарипович отметил, что усилия по возрождению религии и объединению представителей татарской национальности дают свои плоды. В подтверждение своих слов он привел пример, что сегодня в РТ более тысячи мечетей, а совсем недавно их было 13. Очень содержательным и интересным был его доклад о проекте возрождения Болгара, результаты которого религиозные деятели смогли оценить на “Изге Болгар жыены”. На том месте, где в 922 году булгары приняли ислам, созданы все условия для того, чтобы мусульмане не только из РФ, но из-за рубежа смогли приезжать на священную землю.

Казань собрала весь цвет исламской уммы
Казань собрала весь цвет исламской уммы

Трепетное отношение к открытию Белой мечети в Болгаре выразил и глава управления по делам религии Турецкой Республики, в прошлом исследователь татарской истории и культуры – Мехмет Гермез.В своей речи он упомянул имена татарских мусульманских богословов, внесших огромный вклад в мировую культуру: Р. Фахретдина, Ш. Марджани, М. Бигиева.

Из духовных деятелей кто-то произвел на вас впечатление?

АЗ. Мне больше всего запомнилось выступление генерального секретаря организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдина Ихсаноглу, с которым мне вживую удалось пообщаться после форума. Он очень эрудированный и всесторонне развитый человек, обладающий высоким интеллектом и большим уровнем знаний, владеющий многими языками мира.

Пензенский муфтий с Экмеледдин Ихсаноглу
Пензенский муфтий с Экмеледдин Ихсаноглу

Как восприняли участники форума отсутствие главы СМР Равиля Гайнутдина?

АЗ. Судя по его приветствию к участникам форума, которое зачитал сопредседатель СМР Мукаддас Бибарсов, он не смог присутствовать на мероприятии по уважительной причине. Если принимать во внимание тот факт, что он принял участие в юбилее Республики Ингушетия, можно сказать что казанский форум Гайнутдин просто проигнорировал. При всем уважении к братьям ингушам, мне кажется, что отсутствие главы СМР на таком важном, с политической точки зрения съезде представителей татарского народа, на котором принимались важные и серьезные решения, выглядит, по меньшей мере, очень странно.

Во всяком случае муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов нашел возможность приехать в Казань и выступить перед участниками форума. Своим вниманием форум почтил даже генеральный секретарь организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдин Ихсаноглу, который ради события в Булгаре изменил свой рабочий график, отказавшись от участия в важном международном форуме.

Вы выступали на пленарных заседаниях?

Я принимал участие в работе секции “Ислам в информационном поле”, где модератором являлся начальник отдела образования и науки ДУМ РТ Валиулла Якубов. Там я рассказал об опыте нашего муфтията в информационном пространстве России. Кроме того я выступил с докладом на открытии форума. Рассказал о периоде добулгарской истории, о принятии ислама Волжской Булгарией и ханом Золотой Орды Узбеком, о периоде казанского ханства, о политике крещения в царской России, о распаде СССР, о дроблении мусульманской уммы и ее возрождении.

История повторяется и все возращается на круги своя. Мы видим, что Казань возрождается и становится мусульманским духовным центром России, никто сегодня не может выполнить ту миссию, которую взяла на себя перед Аллахом Казань.

А как Минтимер Шарипович отнесся к критике оппонентов по поводу установки в Болгаре “языческого идола”?

Я этим не интересовался, но передал ему нашу газету “Солнце ислама”, где очень подробно описывается этот неприятный инцидент, а выступая на форуме отметил его важную роль в деле укрепления исламской религии и российской уммы. Ведь если бы не он, то вряд ли бы мусульманам дали возможность построить мечеть “Кул-Шариф” в Казанском Кремле. Поэтому все благие дела и поступки этого человека никто не вправе растаптывать. Мы все должны помнить о том бесценном вкладе, который внес Шаймиев на благо российской уммы и быть ему бесконечно благодарны.

Что касается установки “истуканов” , то не надо путать “идолов” с памятниками. Татарский народ исповедует ислам более тысячти лет и знает, кому поклоняться. Если кто-то и увидел в установке памятника проблему, то ее решать надо было цивилизованно – от сердца к сердцу.

Я вспомнил историю одного халифа, к которому пришел дерзкий и невоспитанный человек, и начал в грубой форме его увещевать, на что халиф ему ответил: “Я не фараон, а ты не Муса”, напомнив ему аят из Корана, где Всевышний обращается к пророку Мусе и его брату Харону, которых Аллах отправил к фараону с призывом к истине.

Я поблагодарил Ментимира Шариповича за то, что ни один регион не может сегодня организовать такое мероприятие, такую общественную площадку, как в Булгаре. Да, время не щадит миры и цивилизации, но даже оно не властно отнять человеческую память, пока она живет в душах и сердцах новых поколений.

Муфтий Татарстана в кругу единоверцев
Муфтий Татарстана в кругу единоверцев

Как вы относитесь к мнению тех мусульман, которые считают, что не стоит раскручивать Болгар, так как поклонения правоверных достойны только главные святыни?

АЗ. Каждый народ, и не только жители Саудовской Аравии, гордится своим прошлым, своей историей. В общей копилке мировых духовных ценностей есть немало исламских литературных памятников достойных уважения и восхищения. Самым древнейшим литературным памятником является шумеро · аккадский эпос о Гильгамеше. Есть калмыцкий эпос “Джангар”, осетино- нартский “Елда”, есть карело-финская “Калевала” и татарский “Едигей”. Все эти памятники, наряду с художественными и архитектурными шедеврами, донесли до нас историческую память народов, красоту их традиций и культуры во всем многообразии.

Праздничные события в Болгаре, по силе эмоций и духу исламской солидарности, мне чем-то напомнили хадж в Мекку. Конечно, для нас, мусульман, главными святынями остаются мечети в Мекке и Медине, а также “Аль-Акса” в Иерусалиме, но нужно понимать, что в регионах, охватывающих большие территории в древности, наши предки также выделяли исторические места связанные с исламом , где мусульмане возводили первые мечети и поклонялись Аллаху.

Мы воочию увидели ту колоссальную работу, которую провел Республиканский фонд “Возрождение” по восстановлению исторических памятников в Болгаре и Свияжске. Мы были впечатлены грандиозными масшабами в реализации проекта, освоением таких значительных объемов в столь короткий промежуток времени. И поверьте, после всего увиденного понимаешь, что татарскому народу есть чем гордиться!

Это отметил и Экмеледдин Ихсаноглу, осмотревший экспозицию основных объектов, восстанавливаемых Республиканским Фондом возрождения памятников истории и культуры РТ. Обращаясь к Минтимеру Шариповичу Шаймиеву он заявил: “При каждой встрече Вы знакомите меня со своими новыми идеями и замыслами, а при следующей встрече я вижу, что они уже воплощены в жизнь”.

Он подчеркнул: “В свое время, будучи членом жюри комиссии по присуждению премии Фейсала, я предложил Вашу кандидатуру на награждение этой премией и, судя по единодушному одобрению, понял что Татарстан и его глава Минтимер Шаймиев известны не только нам, но и всему исламскому и тюркскому миру. Республику Татарстан и его деятельность во благо страны, а также исламского мира я представляю перед другими странами и регионами как пример успешного социально-экономического и культурного развития. Именно это является залогом духовного возрождения”.

В ответном слове Минтимер Шаймиев поблагодарил Экмеледдина Ихсаноглу за внимание к республике и многолетнее успешное сотрудничество: “Благодаря Вашим мудрым советам, поддержке и помощи, Татарстан обрел признание тюркского и мусульманского мира, наладил дружеские отношения со странами – членами ОИС. Мы знаем и видим, где бы Вы ни были, везде отзываетесь о Татарстане как о развитой Республике, сочетающей современность с лучшими историческими традициями. Надеемся, что и в дальнейшем будем вести совместную деятельность по сохранении и развитию культуры и религии наших народов”, – сказал он.

Так разве такие высокие оценки не добавляет татарам гордости за свою нацию? Как раз именно такие проекты и закрепляют узы исламского братства, расширяют горизонты сотрудничества Республики Татарстан со всеми странами и эти шаги находят достойное продолжение при содействии Президента Татарстана Рустама Минниханова.

Белая мечеть вобрала лучшие черты исламской архитектуры
Белая мечеть вобрала лучшие черты исламской архитектуры

Справка
Организаторами Третьего Всероссийского форума татарских религиозных деятелей и праздника “Изге Болгар жыены” выступили: духовное управление мусульман РТ, центральное духовное управление мусульман России, исполком Всемирного конгресса татар, министерство культуры РТ, Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры РТ “Возрождение”

В церемонии открытия форума приняли участие: президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Ильяс Умаханов, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, премьер-министр Республики Ильдар Халиков, заместитель руководителя аппарата президента РТ -руководитель секретариата государственного советника РТ Зявдат Салихов, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев, председатель исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ) Ринат Закиров, председатель ЦДУМ Талгат Таджутдин, муфтий города Москвы и Центрального региона Альбир Крганов, председатель РАИС, муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов, муфтий Татарстана Илдус Файзов, начальник отдела образования и науки ДУМ РТ Валиулла Якубов, муфтий Чечни Султан-хаджи Мирзаев, муфтий Северной Осетии – Алании хаджи-Мурат Гацалов, представители муфтиятов, татарские общественные деятели, творческая и научная интеллигенция из 62 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана, Бурятии, Карелии, Коми, Марий-Эл, Мордовии, Якутии (Саха), Удмуртии, Чувашии, Алтайского, Красноярского, Краснодарского, Забайкальского, Приморского, Хабаровского краев, Московской, Ленинградской, Архангельской, Магаданской, Воронежской, Владимирской Иркутской, Ивановской, Кемеровской, Калининградской, Саратовской, Самарской, Ульяновской областей и других регионов.

Политический вес и особую значимость мероприятию придало присутствие высоких зарубежных гостей. Самым почетным гостем форума был генеральный секретарь организации исламского сотрудничества (ОИС), фактический халиф мусульман мира – Экмеледдин Ихсаноглу.

В расширенный состав международного форума в Казани также вошли: генеральный директор научно-исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) Халит Эрен, руководитель секретариата генерального секретаря ОИС Хасан Басри Арслан, глава Управления по делам религии Турецкой республики Мехмет Гермез, председатель Консультативного совета мусульман СНГ Аллахшукюр Пашазаде, председатель Совета муфтиев Средней Азии и Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, глава мусульманской общины Сербии, муфтий Муамер Зукорлич, верховный муфтий Польши Томаш Мицкевич, муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим, муфтий мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу-Бекир Шабанович, муфтий Республики Боснии и Герцеговина, доктор Мустафа Церич, муфтий Румынии Мурат Юсуф , представители муфтиятов Кахахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, исламских государств Африки и Азии, мусульманских диаспор Восточной Европы.

Организация исламского сотрудничества ( ОИС) является крупнейшей межправительственной мусульманской международной организацией, объединяющей 57 стран Африки и Азии. Недавно она называлась- организация исламская конференция (ОИК), но после смены вывески на ее эмблеме изображены логотипы мусульманской уммы, что символизирует начавшуюся модернизацию. Среди основных целей ОИС: совместные действия по усилению исламской солидарности, поддержка сотрудничества между исламскими государствами-членами ОИК в политической, экономической и социальной областях, миролюбивая политика, исходящая из основополагающих канонов ислама.

Гopoд Бoлгap. В X-XI веках cтoлица Boлжcкoй Булгapии – одно из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы. В XIII-XIV веках являлся первой столицей Золотой Орды, цeнтpoм Бoлгapcкoгo yлyca (Улус Джучи) в cocтaвe Зoлoтoй Opды.

В 922 году волжскими болгарами – предками казанских татар, официально и добровольно был принят в качестве государственной религии ислам. Земли Древней Булгарии с официальным визитом посетила делегация багдадского халифа во главе с Ахмадом Ибн Фадланом. Мусульманские законы, идеология и культура помогли легендарному правителю Волжской Булгарии – хану Алмушу преодолеть противоречия
между различными племенами и общностями, укрепить институты власти, развивать экономику, военное дело, устанавливать дипломатические отношения. Волжскую Булгария дипломатически признали мусульманской страной, что открыло для контакты цивилизованного мира и раздвинуло границы исламского мира до Средней Волги.

В этом году в Древнем Болгаре прошел традиционный праздник “Изге Болгар жыены”, посвященный 1123-й годовщине принятия ислама Волжской Булгарией. Его кульминацией стало открытие комплекса Белой мечети (Ак мэчет). В торжественной церемонии приняли участие исламские деятели из России, стран СНГ, государств Азии и Восточной Европы.

Архитектурно- исторический комплекс расположен недалеко от въезда в Болгар, рядом с южными воротами болгарского музея-заповедника. В него входят здания новой мечети, резиденции муфтия, медресе и молельная площадь, обрамленная по периметру аркадой из 88 колонн, с фонтаном расположенным посередине.

Главным элементом комплекса, подобно жемчужине вкрапленном в ожерелье архитектурных зданий, является облицованная белым мрамором “Ак мечеть”. Ее открытие стало ключевым событием праздника.Толчком для строительства мечети послужили лучшие произведения мировой исламской архитектуры. Образ мечети является собирательным. Одни усматривают в ней аналогию с мечетью пророка в Медине, другие называют “Тадж-Махалом” на Волге.

Еще издали мечеть поражает изяществом и строгой функциональностью архитектурных форм, а при приближении изысканностью внешнего и внутреннего декоров. Высота двух минаретов мечети составляет 46,5 м, диаметр главного купола – 10 м, высота купола внутри мечети 17 м.. Архитектурные элементы для отделки специалисты подбирали по образцам представленным в музеях, по сохранившимся памятникам, донесшим национальные традиции и культуру татар средневековья.

В дальнейшем комплекс станет резиденцией шейх-уль-ислама или верховного муфтия. Совместно с управлениями мусульман соседних регионов в Болгарах откроют образовательный центр для обучения имамов. Вокруг мечети планируется разбить “райский сад” с фруктовыми деревьями, декоративными клумбами и цветниками, создать искусственное озеро, в зеркальной глади которого будет отражаться “Ак мечеть”.

Организаторы “Изге Болгар жыены” обещают, что каждый год теперь будет сопровождаться новыми историческими событиями. Если в прошлом году в Болгарах появился памятник сахабам (сподвижники пророка), то к 1124-ой годовщине принятия ислама достроят музей булгарской цивилизации, а в ближайшее время начнутся работы над возрождением легендарного источника “Колодец Габдрахмана”.

Главными спонсорами строительства комплекса в Болгарах выступили: Организация исламского сотрудничества ( ОИС), совладелец горно-металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишер Усманов, украинский бизнесмен, основатель компании «Систем Кэпитал Менеджмент» и благотворительного фонда “Развитие Украины” Ринат Ахметов, генеральный директор компания «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов.

Имамы Единого духовного управления мусульман Пензенской области из Пензы, Пензенского, Шемышейского, Городищенского, Неверкинского, Каменского и Спасского районов выражают благодарность за организацию поездки председателю регионального общества татарской культуры Пензенской области “Якташлар” Равилю Идрисовичу Салюкову, а также праведному меценату из Ульяновской области Али Мусеевичу Сулейманову, организовавшего для них вечернюю трапезу в селе Черкилей.

“Ислам инфо”.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Абдрауф-хазрат Аллахы Раббымызнын рахмятляре яусын сина. Форумдагы чыгышын да бик яхшы иде.

Comments are closed.