«БЛАГОДЕЯНИЕ — МИРА ВЫСШИЙ УДЕЛ…»

0
85

«Имя Марьям Тимербулатовны Султановой (в девичестве Акчуриной) вписано в историю не только Башкирии, но и страны I как яркое выражение прогрессивной и активной жизненной позиции мусульманских женщин того времени, стремившихся поднять их роль и самосознание в борьбе за свободу, духовное и культурное развитие.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - scale_1200

В дореволюционной России меценатство и благотворительность были обычным явлением для состоятельных людей прогрессивных взглядов, не чуждым интересам народа, его духовному развитию. Можно привести массу примеров того, как достигшие определенного материального уровня купцы, промышленники Уфы и Уфимской губернии выступали спонсорами строительства мечетей, школ, медресе, больниц, приютов, библиотек, занимались изданием книг, газет и журналов. Достаточно назвать такие фамилии, как Базилевский, Чижовы, Демидовы, Аксаковы, Видинеевы, Поповы, братья Хусаиновы, Рамеевы, Апа- наевы, Шараф, Каримовы, Акчурины, Султановы…

В конце XIX века улица Спасская (ныне улица Новомостовая) была одним из самых поэтичных уголков Уфы. И на самой Спасской, и на примыкающих к ней улицах Воскресенской (улица Тукаева), Большой Ильинской (улица Заки Валиди), Пушкинской с ранней весны до глубокой осени всегда было много зелени, благоухали сады, цвела акация. Центр города компактно умещался в этом про- странстве, где концентрировались важные государственные учреждения — дом губернатора, Дворянское собрание, Первая Соборная мечеть — величественное здание с минаретом высотой в 29,9 метра. Здесь находятся дома, открывающие целую страницу в истории дореволюционного образования и благотворительности в нашем крае.

Речь идет о домах №1 по улице Новомостовой и №33 по улице Тукаева. Они построены в конце XIX века, принадлежали одному из знатных людей своего времени — Почетному гражданину Уфы, крупному фабриканту Тимербулату Акчурину, активная предпринимательская деятельность которого пришлась на вторую половину XIX — начало XX веков и охватывала не только Симбирскую губернию, но и все Поволжье.

Потомственный владелец мануфактурных магазинов в дореволюционной Уфе Тимербулат Акчурин оставил заметный след в истории благотворительности нашего края. Профессор Казанского университета культуры и искусства Наиль Таиров на меджлисе памяти Марьям Султановой в мечети «Ихлас» привел интересные факты из истории рода Акчуриных.

«Акчурины не ограничивались возведением школ и медресе, они финансиро- вали образование молодых людей в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Крыму и за рубежом. При их поддержке были построены мечети в Симбирске и Самаре. Они оказали материальную помощь при строительстве мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве и Нижнем Новгороде.

В свое время Тимербулат Акчурин избирался депутатом Симбирской думы. Его суконная фабрика, расположенная в Гурьеве, даже производила сукно для пошива шинелей для военнослужащих Российской армии. Вторая его мануфактура под названием «Самайка» вырабатывала до полмиллиона аршин тканей в год.

В 1881 году, когда разразился голод, Тимербулат Акчурин организовал бес- платную столовую для бедных в селе Старое Тимошкино в предместье Уфы. Ежедневно в ней получали питание 320 человек. В 1895 году за свою деятельность меценат был удостоен золотой медали «За усердие». В годы русско-японской войны им была открыта больница для лечения раненых воинов.

В 1905 году в селе Старое Тимошкино возник пожар, в результате которого превратились в пепел 240 подворий. Акчурин помог крестьянам отстроить дома заново, обеспечил тысячу селян одеждой, продуктами питания, дровами, посевным материалом и деньгами.

Сын Тимербулата Хасан Акчурин создал музей, в экспозиции которого были уникальные предметы и денежные знаки 20 тысяч наименований из арабских стран, мусульманского мира, а также монеты чеканки татарских ханов. К сожалению, судьба данной коллекции после 1918 года не известна».

Тимербулат Акчурин подарил дома №1 и №33, а также дом №10 по Новомостовой улице в качестве приданого своей дочери Марьям.

Имя этой прогрессивной женщины широко известно в тюркском и исламском мире как одного из ярких представителей мусульманской интеллигенции.

В Уфе в конце 1907 года было создано Уфимское мусульманское дамское благотворительное общество, по разрешению исполняющего должность губерна- тора графа А.П.Толстого был зарегистрирован его Устав, в котором определены основные цели — «культурно-просветительские, нравственно-воспитательные и трудовспомогательные». Общество состояло из мусульманок всех званий и состояний. Учредительницами Уфимского мусульманского дамского благотво- рительного общества стали передовые образованные женщины из обеспеченных и знатных семей города и

губернии — дворянки Марьям Тимербулатовна Султанова (в девичестве — Акчурина), Суфия Сеитгареевна Джанту- рина, Софья Мухамедьяровна и Зюлейха Мухамедьяровна Сул- тановы, жена генерал-майора Махи-Парвазь Султановна Шейхалиева, Фатима Мухаме- дьяровна Басимова и др.

Это общество стало первой организацией мусульманских женщин в России. Через пять лет, в 1912 году, такое же общество возникло в Орен- бургской губернии, его возгла- вила Фатима Миркамилевна Адамова.

Председателем Уфимского мусульманского дамского общества была избрана Марьям Султанова. Марьям была от природы умной, одаренной девушкой. Окончила Казанскую женскую гимназию, мечтала стать учительницей. В 1886 году Марьям Тимербулатовна вышла замуж за старшего сына муфтия Мухамедьяра Султанова Арслана-Али

— человека передовых взглядов, пред- водителя Стерлитамакского уездного дворянства, продолжительное время служившего поверенным в Уфимском окружном суде, а затем почетным мировым судьей по Белебеевскому и Уфимскому округам.

Еще до встречи с Марьям Арслан Али Султанов много занимался благотворительностью. В 1899 году учрежден Уфимский попечительский комитет о бедных мусульманах, одним из учредителей которого был дворянин А.Султанов.

После женитьбы молодые супруги все свои свободные средства переда- вали этому комитету и всеми силами способствовали прогрессу в мусульман- ском обществе, заботясь об образова- нии и мужчин, и женщин.

Уфимское мусульманское дамское общество, созданное для оказания благотворительной помощи мусульманским учебным заведениям, содействия прогрессу, открывало школы для мусульма- нок, материально помогая учителям и учащимся, библиотеки и читальни, «дома трудолюбия», где девочки обучались различным ремеслам и грамоте, приюты для сирот, лечебные учреждения. Дамское общество оказывало материальную помощь и приюту для престарелых мужчин и мальчиков-магометан (он распола- гался на улице Воскресенской, 54).

Кроме того, Общество вносило плату за обучение в гимназии детей из мало- имущих семей. Пособия выдавались также на приобретение одежды, учебников и школьных принадлежностей. Характерно, что в благотворительной деятельности женщинам помогали мужчины — мужья, братья. Они и сами входили в состав попечительских и благотворительных обществ, комитетов, союзов и выделяли им для развертывания деятельности капитал.

Супруги Султановы открыли бесплатную русско-башкирскую школу для девочек. Обучали приглашенные Марьям Тимербулатовной учительницы- мусульманки. Обучение велось как светским, так и религиозным дисциплинам. Своих детей у супругов не было.

После смерти мужа в 1908 году Марьям Султанова передала в дар девочкам- сиротам двухэтажный дом, в котором размещалась общественная организация женщин-мусульманок. Здесь же был и приют для девочек-сирот. В одноэтажном деревянном доме было более десяти комнат. Места хватало и для классных комнат, и для спален, и для столовой, и для обучения девочек шитью и вязанию, изготовлению обуви из материи и кожи.

В 1911 году в приюте жили и обучались 15, в 1912 году — 16 и в 1914 году — 14 девочек от 7 до 15 лет. За 1911 год на содержание приюта по расходной книге Общества ушло 323 руб. 36 коп., за 1912 год — 400 руб. 44 коп. и за 1914 год

— 527 руб. 92 коп. Марьям Султанова содержала приют до конца 1920 года.

Развитие просвещения среди мусульманского населения и увеличение количества периодических изданий на родном языке вызвали необходимость открытия библиотек и читальных залов. Официальное открытие первой мусуль- манской библиотеки-читальни Уфы состоялось 23 февраля 1914 года в доме, находившемся в собственности Общества. Библиотека работала без выходных. Женщины могли посещать ее ежедневно с 14.00 до 16.00, кроме воскресенья; мужчины — с 19.00 до 22.00 и в воскресенье — целый день.

К моменту открытия в библиотеке насчитывалось около 500 книг. Во время церемонии открытия было собрано пожертвований в размере 43 руб., которые также были потрачены на приобретение книг, газет и журналов.

Денежные средства, поступавшие в Общество, состояли из членских взносов, доходов от капиталов и имущества; пожертвований (членов общества, посторонних лиц и различных учреждений) как деньгами, так и движимым и недвижимым имуществом; сбора по подписным листам и книжкам; публичного сбора и «сбора в кружки»; пособий от правительства и раз- личных общественных учреждений; платы за слушание лекций, за учение и т.п. Были также пожертвования в виде продуктов питания, одежды и прочих необходимых вещей.

Пожертвования в пользу Общества поступали не только от лиц мусульманского вероисповедания, но и от русских купцов, даже от представителей других регионов.

К числу постоянных благотворителей Общества можно отнести троицкого купца М.Г.Яушева, который ежегодно выделял в пользу Общества определенное количество головных платков и разной материи.

Купцы и государственные деятели, прибывавшие в Уфу с различными дела- ми, нередко оставляли Обществу свои пожертвования. Очевидно, сказывались обширные торговые связи уфимских купцов, под покровительством которых Общество находилось.

Все поступившие в Общество суммы разделялись на неприкосновенный, специальный, запасной и расходный капиталы. Неприкосновенный капитал формировался за счет поступлений, «сделанных при условии их неприкосновенности». Эти средства организация накапливала для получения прибыли, которую она впоследствии расходовала на реализацию уставных целей. Капитал, который образовывался из пожертвований с точно определенным назначением, носил название специального (в его составе был неприкосновенный капитал).

Когда перед общественностью Уфы встал вопрос о необходимости строи- тельства нового здания для медресе «Галия», в котором наряду с богословскими дисциплинами преподавались светские науки, первыми внесли деньги на строительство Суфия бикэ Янтурина, семья бая Садри Назирова, Сабиржан Шамгулов. Жена муфтия Мэдина Султанова купила на одеяла для шакирдов тысячу метров сукна, известный оренбургский поэт Заки Рамиев выслал 500 рублей для покупки кроватей. Марьям Тимербулатовна подарила будущему медресе 900 аршинов желтого и 100 аршинов зеленого сукна.

О высокой образованности Марьям Султановой говорит и факт ее знакомства с ученым Ахмет-Заки Валидовым, которому она оказала помощь в приобретении собственной исторической библиотеки, содействовала деньгами.

Знакомство произошло благодаря сыновьям ахуна и имама Первой Соборной мечети Хайруллы Усманова — братьям Ибрагиму и Габдельбарыю, подарившим Султановой книгу «История тюрков и татар» Ахмет-Заки Валидова. В 1912 году она гостеприимно принимала в своем доме ученого.

«…Воспользовавшись этой помощью, я выписал исторические сочинения, изданные на арабском языке в Европе, на фарси в Бомбее и Калькутте, труды иранского и персидского историков Мирхонда и Хондермира, такие значительные произведения, как «Бабурнаме», каталоги восточных рукописей, хранящих- ся в европейских библиотеках… Таким образом, с помощью Марьям-ханум я превратился в обладателя собственной исторической библиотеки…» — писал А.З.Валидов в своих воспоминаниях.

Известный краевед Уфы Флюра Давлетхановна Ахмерова, изучая материалы по благотворительной деятельности Султановых, в своей книге «Ты сам свой высший суд: какой ты след оставишь на земле?» написала о знакомстве супругов Султановых со Львом Николаевичем Толстым, много сделавшим для голодающих крестьян Самарской и Уфимской губерний.

Арслан-Али Султанов навещал писателя в его имении Ясная Поляна. Передал писателю две книги на татарском языке с дарственной надписью: «Глубокоува- жаемому Великому просветителю Льву Николаевичу Толстому от его почитателя мусульманина башкирца Арслан-Али Султанова. 1889 г., г.Уфа». Эти книги хранятся в государственном музее Толстого в Москве.

Более ста лет тому назад в Оренбурге вышла в свет книга известного про- светителя, богослова, ученого и писателя, члена Оренбургского духовного собрания Ризаитдина Фахретдинова (1859—1936) «Знаменитые женщины», где содержится свыше 360 сведений о замечательных женщинах-мусульманках. Есть там сведения и о Марьям Султановой.

В частности, в книге говорится, что Марьям Тимербулатовна знала турецкий язык, орфография ее была правильной, почерк красивый. В 1926 году с братом и родственниками она совершила Хадж в Мекку и Медину и посвятила это паломничество памяти своего отца.

До сегодняшнего дня сохранились дома Султановых на улице Тукаева и на Новомостовой. На козырьке над крыльцом можно обнаружить монограмму, означающую начальные буквы ее имени и фамилии. Имя Марьям Султановой носит и медресе, которое относится к Духовному управлению мусульман Башкортостана.

В 50-х годах прошлого века в доме по улице Новомостовая, 1, где Марьям Тимербулатовна Султанова создала приют для девочек из татарских и башкир- ских семей, поселились мои родные. Дедушке Ахмерову Давлетхану Фарва- зетдиновичу, пришедшему с фронта, дали в этом доме квартиру. В этом доме жила и моя мама — Флюра Давлетхановна Ахмерова, занявшаяся изучением жизни и деятельности супругов Султановых и других передовых людей своего времени. Именно Флюра Давлетхановна впервые рассказала читателям об этой удивительной женщине в 1999 году в своей книге «Ты сам свой высший суд…». От соседей, живших здесь с 30-х годов прошлого века, мама узнала о доброй и мудрой хозяйке детского приюта.

Дом Марьям Султановой на Тукаева, 33
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - scale_1200
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - scale_1200
Открытие мемориальной доски
Открытие мемориальной доски

vatandash.rbsmi

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here