В 2020 году Камышлинский татарский народный театр отметил свой вековой юбилей. Целый век в культурной жизни не только села, а всего татарского населения Самарского края!
В голодные, холодные 20-е годы прошлого столетия организовать драматический кружок, который перерос в народный театр, задумали молодые оптимисты – камышлинцы. Тогда они не представляли, что театр будет иметь вековую историю, и благодарные потомки вспомнят первых его созидателей, артистов и не только вспомнят, но и расскажут всему татарскому миру.
Людская память зафиксировала первые спектакли коллектива. Было это в далеком 1920 году, когда расположенная вдалеке от больших городов и культурных центров татарская деревня, с трудом преодолевая силу косных обычаев, поворачивалась к новой жизни. Многовековые обычаи не допускали мыслей о преобразовании земной жизни, раскрепощении женщины, сохраняли полуфеодальные отношения и нравы в быту. И самодеятельное искусство явилось тем оружием, которое билось за революционное обновление села и просвещение татарских масс. Первыми актерами стали коммунисты и комсомольцы деревни – Миргасыйм Ханнанов, Бибинур Хасанова, Камал Зарипова, Хуршидя Мингазова, Газиз Валиуллин, Талип Вафин, Хумара Вафина. А первыми зрителями были дети бедноты.
В то время в Камышле клуба еще не было. Репетиции проводились в доме местного учителя Агля Яруллина, который был и руководителем коллектива. Свои постановки коллектив до 1930 года показывал в местных школах. Как и все искусство, спектакли театра носили классовый характер. В своих театрализованных представлениях-агитках коллектив высмеивал «кулаков», всех, кто выступал за незыблемость старых нравственных устоев. И в то же время своим словом горячо агитировал за все новое, прогрессивное.
Сценарий, в основном, писали сами артисты. «Серле шалаш» («Секретный шалаш») – так называлась одна из самых первых постановок театрального кружка. Тема шалаша знакома всем, кто воспитывался в советское время: Ленин, озеро Разлив, подготовка к революции… И пьеса рассказывала о самом, как тогда казалось, главном – ленинской программе преобразования мира.
Пешком, неся на себе весь нехитрый реквизит, актеры-агитаторы обходили соседние села, показывая людям спектакли. И наградой им была популярность театра, которая неуклонно росла, несмотря на неодобрение старшего поколения, а порой (бывало и такое) физические расправы с поклонниками драмкружка.
В 1930 году в селе Камышла был построен сельский дом культуры, и возможности коллектива расширились. Руководителем театра до 1934 года был учитель Фатыйх Бикашев.
В репертуаре тех лет были пьесы Галиаскара Камала «Первое представление», Мирхайдара Файзи «Галиябану», Шарифа Камала «Хаджи-эфэнди женится».
В годы коллективизации одним из самых активных участников драмколлектива стал известный впоследствии татарский поэт Анвар Давыдов. Сейчас его имя носит районный Дом культуры. С 1934 по 1936 годы коллектив возглавлял Кыям Хасанов, ветеран гражданской войны и труда.
В предвоенные годы исключительной популярностью пользовалась драма Мирхайдара Файзи «Галиябану», рассказывающая о трагической судьбе татарской девушки в дореволюционной России. Через любовь познала Галиябану счастье жизни, через любовь нашла в себе силы сопротивления старым представлениям, и на этом пути ее молодое сердце переполнилось ненавистью к несправедливым порядкам старого строя. Исполняла роль Галиябану замечательная самодеятельная актриса Хадича Мифтахова.
Великая Отечественная война внесла в репертуар серьезные коррективы. В эти годы коллектив ставил пьесы татарских драматургов, проникнутые духом патриотизма, преданности Родине и ненависти к врагу. Это – драма Ризы Ишмуратова «Возвращение», Тази Гиззата «Бишбуляк» и другие. В 1942 году коллектив собрал в фонд обороны страны 28000 рублей.
С 1939 по 1952 год бессменным руководителем коллектива был Сагит Галиуллин. В послевоенные годы в состав коллектива влилось много талантливых исполнителей: Кыям Хасанов, Газы Мустафин, Шарифя Валитова, Ганни Мустафин, Бадар Мингазова, Мухтабар Тухбатшин, Халит Мингазов и многие другие. Состав расширился до 40 человек. С 1952 года душой коллектива стала Марьям Якупова, вдохновенно исполнявшая ведущие женские роли. Заметный след оставили после себя режиссеры супруги Рабига и Мукатдас Латыповы.
С годами и по мере роста мастерства артистов обогащался репертуар: театр уже брался за постановку сложных, многоактных спектаклей, отражающих различные стороны жизни татарского народа: «Искра», «Священное поручение», «Ночной сигнал» Т.Гиззатова, «Асылъяр», «Ак калфак» М. Файзи. По-прежнему, сохраняла свою актуальность классика, поэтому в репертуаре многие годы шла «Галиябану».
В 60-70 годы коллективом было поставлено немало современных пьес, показывающих новую жизнь татарского народа, ее успехи в социалистическом строительстве, зло и остро высмеивались тунеядцы, лодыри. Основой репертуара стали «Окрыленная Ласточка» ( Х.Валитов), «Гульчачак», «Неписанные законы» (Ю.Аминов), «Сватья» (Г.Насыри),«Зеленая шляпа» (Т.Закиров), а также произведения других авторов.
1970-й год стал переломным в работе театра. Несколько обновилось его руководство, в коллектив влилось много молодых исполнителей: 3улейха Галиева, Фания Мусина, Наиль Гайнуллин, Сагит Багаутдинов, Асхат Сытдыков, Таскиря Гайфиева, Гадиля Гарифова, Флюра Насырова и многие другие. Этих молодых артистов сценическому искусству учили ветераны коллектива: Мухтабар Тухбатшин, Бадар Мингазова, Ганни Мустафин, отдавших театру 40 и более лет своей жизни.
А как они были преданы родному театру! После тяжёлой рабочего дня, несмотря на усталость и житейские заботы (например, Мухтабар Тухбатшин работал конюхом в колхозе, а Бадар Мингазова – техничкой в аэропорту), они всегда вовремя приходили на репетиции и первыми были готовы для выездных спектаклей, помогали как руководству коллектива, так молодым артистам, никогда не унывали. Словом, были истинными патриотами театра.
Душой и вдохновителем коллектива многие годы был Ганни Мустафин, необыкновенно талантливый, способный и разносторонний человек. Он ко всем спектаклям создавал эскизы и декорации, постоянно обучал молодежь сценическому искусству.