Home Главные новости В стране и мире Быть ли в Волгограде татарскому культурному центру?

Быть ли в Волгограде татарскому культурному центру?

0
126

По рассказам стариков, татары в Зацарицынском форштадте на реке Царица поселились во времена Екатерины II. Бедные дома, стоявшие над оврагом, образовывали поселение Ендовище, известное в памяти Волгоградских татар как «Иске авыл» — Старый аул. С развитием г. Царицына, во второй половине XIX в. зацарицынская часть по улицам Елецкой, Ковровской, Клинской, Козловской, заселялась преимущественно купцами и мещанами из татар, прибывшими из Самары, Симбирска, Саратова, Пензы и Астрахани. Эти улицы образовали новое поселение Таганы. Так возник исторический район Зацарицынского форсштадта Ендовище-Таганы. В 1908 г. в Царицыне проживало 3040 татар. В 1869 г. по заказу купца Амерханова Невматулы, была построена 1-я Соборная Царицынская мечеть, а в 1912 г. по заказу Амерханова Башира Невматуловича была построена 2-я царицынская соборная мечеть. Описание этих мечетей есть в «Своде историко-архитектурного наследия Царицына – Сталинграда – Волгограда (1589 – 2004гг.)» (С.А. Аргасцева, Л.В. Гуренко, Е.П. Жорова и др. Волгоград: Издательство «Панорама». 2004 г. – 240 с.)

На пересечении современных улиц Елецкой и Козловской располагалась Царицынская Соборная мечеть, основанная купцом Невматулой Амерхановым с разрешения Царицынского городского головы в 1869 году а была открыта в 1970 г. Мечеть была выстроена деревянной и сориентированной на юго-запад, в сторону Мекки, располагалась под углом к красной линии переулка, немного отступив вглубь квартала . Мечеть стала центром татарского населения Царицына. Указом сената в 1885 году царицынская мечеть переименована в Первую Соборную Царицынскую мечеть.

К началу 20 века здание мечети было обложено кирпичом с элементами декоративного убранства фасадов. В тоже время построены входные кирпичные ворота со стороны улицы Елецкой (ныне Огарева), а над мечетью возвысился деревянный минарет с шатровым завершением. В годы Сталинградской битвы надземная часть здания мечети была повреждена, а после разобрана.

Закрытие соборной мечети в 1939 г. стало ярким примером большевистского цинизма. В дошедшем до нас «Деле о закрытии соборной мечети» решение объясняется просто: «в виду того, что верующих, желающих взять в свое пользование мечеть, не оказалось, принято решение мечеть закрыть и использовать ее под клуб нацменов». Фактически соборная мечеть перестала функционировать на два года раньше, в 1937 г., когда имам был расстрелян, а многие другие верующие сосланы по обвинению в контрреволюционном заговоре…

Вторая Соборная Царицынская мечеть с духовным училищем-медресе была построена в 1912 г. на пересечении ул. Елецкой Моздокской с Котлубанской (ныне 2-я продольная). Заказчиком строительства был купец 2-й гильдии, гласный Городской Думы, Амерханов Башира Невметулович. Мечеть была выстроена двухэтажная, каменная с минаретом и двумя башнями. В 1928-29 гг. мечеть и медресе закрыли.

В 1929 г. по проекту Управления окружного Сталинградского строительного контроля здание мечети переоборудовали в 2-х комплектную школу (им. Нариманова) на 71 человека, а здание медресе в детский сад. В этой школе до 1937 г. татарский язык преподавался на латинской графике.

Во время Сталинградской битвы уцелели лишь два дома купцов Амерхановых: ныне это военная комендатура и гостиница УВД. После революции дома Амерхановых были национализированы. Самому купцу Баширу Амерханову, его жене и пяти детям были выделены комнаты на втором этаже родного дома, где после войны сделали военную комендатуру.

Татарское население Ендовище-Таганов, пережившее войну расселялось по реке Царица и Дар-горе, образовав «Новый аул» — «Яӊа выл». Во времена Хрущева гонения на религию усилились, однако на Дар-горе была семья, которая устраивала у себя в доме молитвенный дом. Участковый хотя и был не мусульманин, доносов не делал. Волгоградская татарская община, жила и развивалась миролюбиво в соответствие с суннизмом ханафитского толка и присущим татарам джадизмом. В 70-80-х татарская активная ячейка работала на заводе медоборудования, организовывались выступления артистов из Казани с концертами и спектаклями, в конце 70-х приезжал даже легендарный Ильгам Шакиров. В Волгоградском центральном универсаме можно было купить татарские виниловые пластинки. В годы перестройки усилиями волгоградских татар на Дар-горе появилась небольшая мечеть, которая была достроена к концу 90-х по адресу улица Поворинская, 22.

С 1989 г. в Волгограде работал татарский культурный центр. В 1997 г. была зарегистрирована Общественная организация Волгоградская региональная национально-культурная автономия татар – ОО ВРНКТ. Приблизительно 20 лет назад активисты ВРНКТ вспомнив о том, что здание военной комендатуры по адресу Огарева 20 это бывший дом купца Амерханова, возле которого была мечеть и медресе, обратились, к городской администрации с просьбой передать это здание татарскому народу. В администрации города ответили что, предоставят это здание татарской общине только в том случае, если взамен предоставят здание для военных, что оказалось не возможным. В 1997 г. зданию был дан статус памятника культурного наследия. Духовное управление мусульман Волгоградской области совместно с архитекторами сделало экспертизу территории возле Огарева 20, где был зафиксирован фундамент мечети. В связи с этим бывший жилой дом купца Амерханова с купеческими складами и полуразрушенным зданием медресе были отнесены к ансамблю первой соборной Царицынской мечети.

2 апреля, 2017 г. прошло заседание ОО ВРНКТ где большинство делегатов проголосовало за обращение к губернатору, президенту Российской Федерации, Всемирному конгрессу татар с просьбой о передаче помещения на Огарева. 20 с целью создания культурно-образовательного татарского учреждения, в котором можно было бы изучать татарский язык, культуру, историю, создать музей, оборудовать классы, и спорт зал. Также предполагалось открытие курсов по изучения основ ислама.

И вот недавно военная комендатура Волгоградского гарнизона переехала. На сайте ИА «Высота 102» сообщается, что здание заброшено и в настоящее время памятник культурного наследия постепенно превращается в мусорную свалку. Стены здания беспощадно разрушаются, кирпичи валяются буквально повсюду. Через проем в покосившемся деревянном заборе видны огромные ящики, в которые складированы обломки красного кирпича, разбиты окна, выбиты и двери.

Сейчас духовное управление мусульман Волгоградской области изъявила намерение забрать это здание под мечеть, ссылаясь на то, что дом входит в ансамбль мечети, хотя исторически это жилой дом и мечети в нем не было. Другой вопрос, нужно ли это татарам, чьим историческим наследием является данное здание. Нам кажется, что тут важно именно то, что дом купца Амерханова более ценен конкретно для татар, чем для мусульман Волгограда. В Волгограде имеется несколько мечетей, где под одной крыше собираются представители разных национальностей, объединенных исламской верой. Но в Волгограде нет центра татарской культуры.

Волгоградские татары желают изучать родную культуру, историю и родной язык, иметь свой театр и музей. Такие возможности есть только у татар, проживающих в татарских селах Волгоградской области, у городских татар такой возможности нет. Исторической справедливостью было бы передать бывший дом купца Амерханова ОО ВРНКТ. Прекрасным примером исторической справедливости является передача дома купца Асадулаева татарам Москвы, и сейчас в этом доме прекрасный татарский культурный центр.

Мы надеемся, что Председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии татар Гильмутдинов Ильдар Ирекович и всемирный конгресс татар, а также местные власти решат создавшуюся проблему в пользу татарского народа.

Дамир Дружинин

tatar-congress

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here