«Человек может умереть либо из-за эпидемии, либо из-за банкротства и бедности»

0
131

Почему предпринимателям надо выступить за ослабление режима самоизоляции

В предыдущем блоге депутат Госсовета РТ Николай Атласов уже высказывал свой взгляд относительно введенных «выходных» и режима самоизоляции, а также их последствий для экономики. На сей раз постоянный блогер «БИЗНЕС Online» счел необходимым обсудить риски и последствия этих мер.

Николай Атласов: «Будем откровенны: местные власти крайне ограничены в инструментах влияния на режим самоизоляции. Решение о нем принималось на республиканском уровне и регулируется постановлениями правительства»Николай Атласов: «Будем откровенны: местные власти крайне ограничены в инструментах влияния на режим самоизоляции. Решение о нем принималось на республиканском уровне и регулируется постановлениями правительства»

КОМПЕНСАЦИЙ БИЗНЕС НЕ ДОЖДЕТСЯ, БУДЕТ ОКАЗАНА ЛИШЬ ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА

Прошло достаточно времени, чтобы понять, насколько сильно страдает от режима самоизоляции малый и средний бизнес. Мы пока не способны оценить эти потери в конкретных цифрах, но ощущаем их на себе. Перед многими предпринимателями маячит реальная перспектива утраты бизнеса, не говоря уже о кратном росте безработицы для наемного персонала. При этом не будем наивными, никаких серьезных компенсаций от государства малый и средний бизнес не дождется. В лучшем случае окажут лишь меры паллиативной поддержки.

В этой ситуации очень многие предприниматели стали концентрировать свое недовольство на местных властях. Будем откровенны: местные власти крайне ограничены в инструментах влияния на режим самоизоляции. Решение о нем принималось на республиканском уровне и регулируется постановлениями правительства. Именно на данном уровне необходимо обсуждать вопрос. При этом следует избегать политических спекуляций и искусственного нагнетания конфронтации, стараться находить допустимые варианты решения проблемы в рамках действующих правил.

Например, почему бы не рассмотреть возможность введения разумных послаблений в действующий режим самоизоляции? Я понимаю, что это вызовет негативную реакцию со стороны медицинского сообщества, которое в силу профессионального видения проблемы настаивает на жестких мерах.

Но, во-первых, мы не можем принимать решения лишь на основании мнения только одной профессиональной группы. Врач — безусловный авторитет, когда речь идет о лечении конкретного больного. Но, когда обсуждается проблема эпидемии, она имеет не только медицинское измерение, но также социально-экономическое и даже политическое. А потому при выработке решений следует оценивать их последствия с учетом всех сторон. Еще раз повторю мысль, высказанную в прошлой статье: борьба за здоровье людей не может осуществляться ценой разрушения экономики, так как последствия таких действий приводят к аналогичному результату: человек может умереть в любом случае — либо вследствие эпидемии, либо по причине моральных и физических страданий, вызванных банкротством, социальным падением и бедностью.

Во-вторых, есть примеры, когда реализация противоэпидемических мер не предполагает введения ограничений в передвижении или же режим самоизоляции действует выборочно — только в отношении самых уязвимых категорий населения (Южная Корея, Швеция, Швейцария, Беларусь, в России — Тверская область).

В-третьих, режим самоизоляции в большинстве регионов России, в том числе в Татарстане, функционирует с изъятиями, при которых значительные группы населения не подпадают под его действие. Если рассматривать самоизоляцию как эффективный метод противодействия эпидемии, то он может быть таковым лишь при условии его тотального распространения. А у нас крупные сегменты общества, связанные с управлением, безопасностью, стратегическим производством, строительством, транспортом, снабжением и продовольственным обеспечением, исключены из этого режима. Понятно, что мы не можем всех загнать в самоизоляцию. Но надо тогда признать, что и в действующем виде она не настолько эффективна, как кажется.

СТРИЧЬСЯ И ОБЕДАТЬ — ПО БРОНИ

Не думаю, что работники крупного производства находятся в более безопасных условиях, чем на малом предприятии. И в том, и другом случае безопасность зависит от мер противоэпидемической профилактики и контроля, а также степени концентрации сотрудников на единицу площади. Здесь уровень угрозы определяется скорее технологическими особенностями производства, а не размером предприятия. На производствах с автоматизированными линиями степень концентрации сотрудников невысока. А вот швейным фабрикам, напротив, присуща плотная рассадка персонала, при которой риск заражения значительно выше. Но парадокс в том, что швейные фабрики стараются не закрывать, а переориентировать их производство на пошив медицинских масок.

Таким образом, действующий в Татарстане режим самоизоляции не обеспечивает должный уровень безопасности, но влечет за собой тяжелые экономические последствия. И чем дольше будет длиться самоизоляция, тем тяжелее последствия.

С учетом этого есть смысл ослабить режим самоизоляции и дать возможность производственным предприятиям и организациям сферы обслуживания работать. Но с соблюдением строгих правил безопасности. Речь в данном случае идет не только о санитарной обработке помещений, но и о соблюдении ограничений по концентрации персонала и клиентов. Например, парикмахерские, салоны красоты, различные мастерские, предприятия общепита и прочие заведения подобного рода могли бы работать на условиях предварительной записи (бронирования). Это позволило бы регулировать плотность клиентов с учетом санитарных требований. Можно в крайнем случае выставить условие — ограничение заполняемости, например 50% от существующих возможностей. Эта мера даст возможность бизнесу удержаться на плаву.

Что касается магазинов непродовольственной сферы, то в отношении них можно ввести ограничения по количеству одновременного пребывания посетителей по нормативам в зависимости от площади торгового зала. В конце концов, продовольственные магазины работают, но ведь никто в них не контролирует число покупателей.

Даже если вопрос регулирования становится актуальным, можно оперативно рассмотреть возможность использования действующего цифрового пропуска.

В заключение хочу еще раз отметить. Необходимо уже сейчас в оперативном порядке рассмотреть возможность ослабления режима самоизоляции в отношении малых производств и предприятий сферы услуг. Эпидемия пройдет. Но эта мера позволит нам сохранить существующие предпринимательские структуры, уберечь их от разорения.

Депутат Государственного Совета РТ 
Николай Атласов

Фото: «БИЗНЕС Online»

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here