Что говорится в Исламе о ношении обуви

0
45

Некий человек жаловался на то, что у него нет обуви, пока не встретил того, у которого нет ног…

Обувь – это, пожалуй, самая распространённая и неотъемлемая часть атрибутики в обиходе каждого из нас. Она обеспечивает защиту организма от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и предохраняет стопу от механических повреждений. Это – часть нашего одеяния, без которой мы не мыслим свою жизнь. Неизвестно точно, кто впервые сделал обувь и таким образом решил защитить свои ноги.

По своему назначению обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую, комнатную, спортивную и специального назначения. Список разновидностей обуви достаточно широк.

Прочитав эти строки, кто-то может сказать: «Издание-то исламское, а при чём здесь обувь?» Ответ очень простой – в Исламе есть свой взгляд на всё и вся. И обувь не исключение.

Ношение обуви является Сунной. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Припасайтесь обувью, ибо поистине, пока мужчина обут, он как бы на коне» (приводит имам Муслим).

((استكثروا من النعال؛ فإن الرجل لا يزال راكباً ما انتعل)) [رواه مسلم برقم (2096)]

К обуви Ислам предъявляет определённые требования.

Обувь из свинтуса

В Исламе к обуви предъявляются такие же гигиенические требования, как и к одежде. К сожалению, в производстве обуви часто используется свинтус, т. е. кожа свиньи. И правоверные вынуждены при выборе «хранителей» ног интересоваться у продавцов, «чистую» ли обувь они покупают.

Нельзя носить обувь, сделанную из кожи свиньи или собаки, потому что в ней легко испачкаться нечистью (наджасой). Свинья и собака являются, согласно шафиитскому мазхабу, нечистыми животными.

Если даже сама обувь не сделана из собачьей или свиной кожи, очень часто внутренняя подкладка и стелька обуви бывают изготовлены из свинтуса. Эти две детали обуви непосредственно соприкасаются со стопой, и практически невозможно избежать того, чтобы ноги не испачкались наджасой.

Нечистота от собаки и свиньи удаляется семикратным промыванием, в том числе один раз водой, смешанной с чистой землёй.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землёй». Желательно, чтобы промывание водой, смешанной с землёй, не было последним из этих семи.

Согласно маликитскому мазхабу кожей свиньи разрешено пользоваться после её дубления.

Не отвлекайте мужчин стуком каблуков!

Особого внимания заслуживает женская обувь, точнее такая её деталь, как каблук.

Сколько бы врачи ни говорили о вреде ношения туфель на высоком каблуке, мода берёт своё, воспроизводя всё новые и новые «шедевры» под разными именами и разной длины каблуков – 5, 7, 15 сантиметров… и это не предел!!!

Высота 7 сантиметров и выше уже достаточно высоковата и может принести много неудобств хозяйке туфель. Такая обувь ощутимо усиливает нагрузку на спину, колени и щиколотки, что может привести к различным заболеваниям ног. Кроме того, из-за высоких каблуков наш центр тяжести смещается вперёд, а спина для сохранения равновесия уходит назад. Происходит смещение позвонков и таза, усиливается изгиб спины, вслед за этим смещаются внутренние органы. Всё это грозит воспалительными процессами пищеварительной системы и органов малого таза, остеохондрозом и искривлением позвоночника.

Если у вас есть предрасположенность к артритам, варикозам и другим заболеваниям ног, то от высоких каблуков лучше отказаться вовсе.

Многие любительницы высоких каблуков заявляют: «О вреде высоких каблуков мы наслышаны. Так уж мы, женщины, устроены: нашему сердцу дорог задорный стук острых каблучков по асфальту и восхищённые взгляды, которыми нас при этом провожают мужчины!»

Но что они скажут, когда узнают о том, что сказано в Коране об отвлекающем звуке, который издаётся стуком ног?

وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعاً

 (اية 31 سورة النور)

<…> «И пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения.

Обращайтесь (о верующие!) к Аллаху с покаянием и просите у Него прощения». <…>

Серьёзный повод, чтобы воздержаться от постукивания каблучками, вызывая при этом самую разную реакцию мужской половины человечества.

Некоторые положения Ислама, касающиеся ношения обуви

– В книгах по мусульманскому праву указывается, что нежелательно (а в некоторых книгах запрещается) без обуви заходить в туалет, каким бы чистым он ни был. Некоторые, к сожалению, пренебрегают этим правилом, особенно дети.

– Порицается ношение обуви только на одной ноге. Имам ан-Навави сказал: «Нежелательно ходить без причины в одной обуви, надев одну туфлю или один ботинок». На нежелательность этого действия указывает хадис, который привели имамы Муслим и аль-Бухари и другие от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не ходит в одной туфле – либо обе одевайте, либо снимайте обе». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «…либо ходите босиком».

وذلك لما روى البخاري ومسلم وغيرهما عن أبي هريرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال { لا يمشي أحدكم في نعل واحدة لينعلهما جميعا أو ليخلعهما جميعا } وفي رواية { أو ليحفهما جميعا } .

Ибн Хаджар пишет: «Это правило распространяется на любую парную часть одежды, как, например, кожаные носки. Сюда же относится вытаскивание из рукава только одной руки и накидывание одежды только на одно плечо». См.: «Фатх уль-Бари». Т. 10. С. 324.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал: «Если у кого-нибудь из вас порвётся ремень сандалии, пусть не ходит только в одной, пока не починит порвавшийся ремень» (имамы Муслим и аль-Бухари).

وَعَنْ هَمَّامٍ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ : قَالَ رسول الله صلى الله عليه وسلم إذَا انْقَطَعَ شِسْعُ نَعْلِ أَحَدِكُمْ أَوْ شِرَاكُهُ فَلَا يَمْشِي فِي إحْدَاهُمَا بِنَعْلٍ وَالْأُخْرَى حَافِيَةٌ … لِيُحْفِهِمَا جَمِيعًا أَوْ لِيُنْعِلْهُمَا جَمِيعًا » رَوَاهُ مُسْلِمٌ

Нежелательность такого положения заключается в том, что шайтан ходит в одной обуви. Абу Джафар ат-Тахави в своей книге «Мушкилю Асар» приводит хадис, что от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Воистину шайтан ходит в одной обуви».

قال: إنَّ الشيطان يَمشي في النعل الواحدة

– Передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую первой одевают и снимают последней» (Сахих аль-Бухари).

عن أبي هريرة أنَّ رسول الله قال: ((إذا انتعل أحدكم فليبدأ باليمين، وإذا نزع فليبدأ بالشمال، لتكن اليمنى أولهما تنعل، وآخرهما تنزع))؛ رواه البخاري

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) порицал надевание обуви стоя. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Давуд.) Поэтому желательно надевать обувь сидя. В этом и удобство, и следование сунне Пророка (мир ему и благословение). Следование сунне увеличивает любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и вознаграждается многократно Всевышним Аллахом.

ما روي عن جابر ، قال : نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم أن يتنعل الرجل قائما

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) носил кожаную обувь, одна пара его обуви сегодня сохранилась до наших дней и находится в музее Турции.

Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Он сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь и выполнял любую работу по дому».

عن عائشة رضي الله عنهاقالت : كان يخيط ثوبه ويخصف نعله ويعمل ما يعمل الرجال في بيوتهم – رواه أحمد.

Хождение босиком – это сунна

Очень полезным является хождение босиком. Современная медицина это подтверждает. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Так что этот метод лечит не хуже точечного массажа.

Об этой пользе знал и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он повелевал своим сподвижникам, чтобы они время от времени ходили босиком (приводит Абу Давуд (№ 4160) с достоверным иснадом).

“النبي صلى الله عليه وسلم كان يأمر أصحابه أن يحتفوا أحياناً” [رواه أبو داود برقم (4160)]

Хотя сейчас XXI век, в мире есть немало людей, которые ходят босиком не потому, что они решили соблюдать сунну, а потому, что им просто нечего носить на ногах.

Когда у одного праведника украли обувь, он обратился к Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах, если этот человек нуждающийся, сделай для него благодатной то, что он взял у меня, а если же он не нуждающийся, то наставь его на истинный путь, пусть он оставит воровство и больше не будет ослушиваться Тебя».

В конце хочу призвать читателей чаще благодарить Всевышнего Аллаха за те блага, которыми Он одарил нас, и дай Бог, чтобы мы ходили в нашей обуви только в хорошие места.

Приятной прогулки в удобной и любимой обуви, о которой Вы теперь знаете всё…

“Ислам.ру”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here