Домой Ислам COVID-19 внес коррективы в погребальный обряд мусульман

COVID-19 внес коррективы в погребальный обряд мусульман

0
COVID-19 внес коррективы в погребальный обряд мусульман

ДУМ приняло специальную фетву с разъяснениями похоронной церемонии

Духовное управления мусульман (ДУМ) России выпустило фетву (богословское заключение), допускающую возможность захоронения умерших от коронавируса мусульман вопреки исламским нормам — без омовения и савана. Как пояснили “Ъ” в муфтияте Москвы, речь идет о тех случаях, когда возникают «непреодолимые обстоятельства», например родственникам покойного выдают тело в закрытом гробу или совершается кремация умершего. В то же время священнослужители надеются, что им удастся сохранить порядок похорон умерших в соответствии с требованиями ислама. С этой целью муфтиям региональных управлений рекомендовано обратиться к местным властям с просьбой разрешить хоронить умерших от COVID-19 мусульман в соответствии с требованиями их религии.

Фетву о возможности захоронения умерших от коронавируса мусульман без савана и омовения — обязательных в исламской традиции процедур — Духовное управление РФ приняло 7 апреля. Такое исключение, отмечается в документе, делается «ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения ею других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного». Обязательной остается погребальная молитва над умершим, однако совершаться она, согласно рекомендациям, должна при минимальном участии людей, с соблюдением дистанции между молящимися в два метра. Обычно в погребальной молитве принимает участие большое количество людей — и стоят они плечом к плечу.

Следует отметить, что в случае смерти в стационаре больного с установленным диагнозом COVID-19 или отнесенного к категории «подозрительный и вероятный случай COVID-19» патологоанатомическое вскрытие проводится в соответствии с федеральным законом №323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан» и приказом Минздрава РФ №354 от 6 июня 2013 года «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий». В последнем документе отмечается, что отмена вскрытия не допускается, а похороны тел осуществляются в закрытых гробах.

По словам члена Совета улемов России муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, в принятом ДУМ документе речь как раз идет о тех случаях, когда родственникам в закрытом гробу выдали тело или же останки после кремации. «Хочу уточнить, что не сами родственники покойного принимают решение о захоронении в закрытом гробу или кремации, а уполномоченные органы власти, после чего никакого другого варианта, кроме как согласиться с этим, у людей не остается»,— отметил муфтий.

Как христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и пастафариане реагируют на коронавирус в РФ

Господин Аляутдинов напомнил, что кремация тела в исламе запрещена. «Мы порекомендовали региональным духовным управлениям, входящим в состав ДУМ РФ, подготовить соответствующие обращения к губернаторам, администрации города или иным высокопоставленным лицам, в чьей власти отдавать распоряжение, с просьбой хоронить умерших от коронавируса мусульман согласно требованиям нашей религии, предав тело земле,— рассказал господин Аляутдинов.— Однако в случае неудовлетворения такой просьбы кремация тела будет считаться вынужденным обстоятельством, допустимым шариатом».По словам господина Аляутдинова, уже были случаи, когда родственникам умерших от коронавируса выдавали тела в закрытых гробах — их пришлось хоронить без обычного ритуала.

«Исламские ученые всего мира едины во мнении, что мусульмане и мусульманки должны быть похоронены на мусульманском кладбище с соблюдением всех мусульманских традиций, однако если такой возможности нет, то допускается погребение в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать»,— пояснил муфтий.

В региональных мусульманских общинах в целом согласны с требованиями фетвы, которую выпустило ДУМ РФ. «Наши мнения расходятся только в том, как следует совершать погребальную молитву в случае захоронения в закрытом гробу или кремации, когда омовение невозможно. По фетве это рекомендуется сделать перед погребением, а мы считаем, что последнюю молитву надо совершить над могилой»,— заявил “Ъ” заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. Он напомнил, что, согласно Ханафитскому мазхабу (одна из четырех школ в суннитском исламе), нельзя совершать погребальную молитву над телом или останками умершего, если не было проведено омовение. «Так как после погребения омовение уже невозможно, допускается молитва перед могилой»,— уточнил священнослужитель. Он также отметил, что пока преждевременно говорить о необходимости кремации умерших от коронавируса мусульман. «Мы обращались в Минздрав РФ, там ничего не сказали о необходимости кремации умерших от вируса»,— отметил господин Батров.

Муса Мурадов

kommersant