Домой Главные новости В стране и мире «Да, его специально спаивали! Завистники в термосе выносили вино: «Пей, согрейся!»

«Да, его специально спаивали! Завистники в термосе выносили вино: «Пей, согрейся!»

0

Ровно 20 лет назад умер певец Тагир Якупов. Артиста сравнивали с Ильгамом Шакировым, но в конце жизни он торговал семечками…

Звезду татарской эстрады 70-х Тагира Якупова называют настоящим народным самородком. Он не получил специального музыкального образования, что не мешало ему исполнять, к примеру, сложные романсы Яхина. Однако судьба самого Якупова сложилась во многом трагически. «БИЗНЕС Online» решил вспомнить певца вместе с его подругой детства Санией Халиуллиной, которая много сделала для увековечивания его памяти, а также со знаменитыми артистами, знавшими человека, когда-то олицетворявшего татарский моң.


«КАК НЕ ПОЗАВИДОВАТЬ ТАКОМУ ТАЛАНТУ! ВСЕ ЗАВИДОВАЛИ…»

— Сания Гаязовна, как вы познакомились с Тагиром Якуповым?

— У Тагира была сестра Асия, мы с ней учились в одном классе. Поэтому его я знаю с малых лет, с ним постоянно общалась. Сначала мы учились в казанской школе №12. Многие ошибаются, когда говорят, что Якупов родился в Ново-Татарской слободе. Он появился на свет в доме, который стоял напротив нынешнего дома №64, расположенного на улице Татарстан. Тагир был очень подвижным мальчиком, всегда пел: только звучит звонок на перемену — он сразу выходит и начинает петь. Наш завуч Назир Тагирович всегда говорил: «Тагир, не пой!» А тот отойдет чуть подальше — и опять затянет песню. Мы, девочки, даже думали, что он немного не в себе. На перемене поет, на уроке поет, всегда из уст льется песня.

В 2013 году в филармонии был вечер, посвященный Якупову, завуч школы №12 Наиля Гарифулловна сказала: «Начнешь у Тагира урок спрашивать, а он отвечает: „А можно я только одну песню спою“». Вся его жизнь прошла с музыкой.

— Вы больше общались с его сестрой?

— Да, но Асия умерла рано, и трагически. На пляже «Локомотив» спасала девочку, вытащила ее из воды, а сама утонула. У нее остался трехлетний сын Рафаэль. Муж Асии потом женился на женщине по имени… Асия, чтобы мальчик не знал, что это его мачеха. Рафаэль узнал об этом, только когда умер отец. Я в свое время нашла Рафаэля, отдала ему диски его дяди, показала могилу матери.

К сожалению, разные семейные дела преследовали Тагира Якупова и при жизни, и даже после смерти. Когда Тагир умер, начался дележ квартиры его родственниками. У него была жена Гузель, она любила выпить и умерла через полтора года после смерти мужа. Для Тагира тогда на Ново-Татарском кладбище нашел место Шамиль Зиннурович Закиров — знаменитый директор Камаловского театра. Когда умерла Гузель, я тоже к нему обратилась, хотела, чтобы они были похоронены рядом. Он отказал, говорит: «Хороните где хотите, но Гузель рядом с Тагиром места нет», — хотя и дал деньги на ее похороны. Детей у Тагира и Гузель не было, они об этом даже не мечтали и не думали.

«Так как я дружила с Асией, то через нее общалась и с Тагиром. Раньше, когда мы учились, в школе регулярно проходили родительские собрания, после которых обязательно показывали концерт, где обязательно пел Тагир»

«Так как я дружила с Асией, то через нее общалась и с Тагиром. Раньше, когда мы учились, в школе регулярно проходили родительские собрания, после которых обязательно показывали концерт, где непременно пел Тагир»

— Как часто вы общались с Тагиром Якуповым при жизни?

— Так как я дружила с Асией, то через нее общалась и с Тагиром. Раньше, когда мы учились, в школе регулярно проходили родительские собрания, после которых обязательно показывали концерт, где непременно пел Тагир. Я, когда говорила маме, что надо идти на родительское собрание, та отвечала, дескать, пойду, если там будет Тагир. Родители ждали его выступления. Помню, один раз моя мама после выступления сказала: «У этого парня очень мелодичный голос, но его жизнь будет недолгой». Семья Якуповых жила дружно, я имею в виду родителей Тагира, его братьев, сестер. Сначала у них ослеп отец, потом — мама, Тагир до конца жизни ухаживал за ней.

Тагира всегда ущемляли, когда он работал в филармонии. Как не позавидовать такому таланту! Все завидовали. Да что там — и я, и вы, наверное, подумали бы: «А почему так рано, почему не мне?» — и так далее. Очень много было завистников. Мне рассказывали такой эпизод. В оперном театре шел концерт, в первой его части Тагир хорошо пел, а после антракта у него заплетался язык, несколько раз повторял слова куплета одной из песен… Оказалось, что его буквально спаивали за сценой. Но Тагира везде любили, ведь его голос был подобен трелям соловья.

Да, его специально спаивали! Один раз мы разговаривали с артистом Тинчуринского театра, он вспоминал, как ездили на левые концерты, а там завистники в термосе выносили вино и давали Тагиру: «Пей, согрейся!»


— Но вы общались, когда артист был в зените своей славы?

— Да, общалась, он к нам домой также заходил, кормили его. Раньше было тут кафе «Волжанка», сейчас там ресторан «Пиросмани»; так вот, там работала девушка, с которой он встречался. Их невестка рассказывала, что, когда он был на гастролях, то все время привозил гостинцы: раньше ведь индийский чай был в дефиците, посуду всякую покупал. Он все время был в пути, на его концерты ходили, людей было много. Есть у нас в Казани театра имени Кариева, там работает до сих пор Нури Сафин, они были большими друзьями.


Зиля Сунгатуллина — народная артистка России, профессор Казанской консерватории:

— Тагир Якупов в татарском песенном искусстве занимает свое особое место благодаря своим моң, внутренней культуре, культуре исполнения. Это человек, который очень хорошо исполнял как народные песни, так и произведения наших композиторов. Романс Рустема Яхина «Син кайда идең», песню «Моңлы гармуннар» он пел чудесным голосом, от сердца. Народ его не забывает, своим исполнением он вошел в сердце народа. Якупов показал, как нужно исполнять татарскую песню, несмотря на то, что у него не было музыкального образования. Романсы Яхина он пел с таким умением, с каким не могли исполнить люди с академическим образованием. Мы вместе участвовали с ним в концертах, вместе были на телевидении. Он был очень скромным, стеснительным, терпеливым. Тагира очень любили, если бы он смог взять себя в руки, думаю, его жизнь, в том числе и творческая, была длинной. Он занимал свое место в плеяде таких исполнителей, как Габдулла Рахимкулов, Усман Альмеев. Все удивлялись Якупову, тому, как он мог исполнять романсы Яхина, ведь для этого нужно быть готовым, а он пел своим природным голосом.


«После смерти композитора Сары Садыковой все стали искать ее пианино, даже предлагали его купить за двойную цену, об этом объявляли по радио. И вот после этого мне пришло в голову: а не собрать ли мне в одном месте вещи Тагира?»

«После смерти композитора Сары Садыковой все стали искать ее пианино, даже предлагали его купить за двойную цену, об этом объявляли по радио. И вот после этого мне пришло в голову: а не собрать ли мне в одном месте вещи Тагира?»

«ИДУ В МИНИСТЕРСТВО, В ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — ВЕЗДЕ ОТВЕЧАЮТ: «ДА ВЕДЬ ОН ПЬЯНИЦЕЙ БЫЛ!»

— Почему вы взялись за увековечение памяти Якупова?

— После смерти композитора Сары Садыковой все стали искать ее пианино, даже предлагали его купить за двойную цену, об этом объявляли по радио. И вот после этого мне пришло в голову: а не собрать ли мне в одном месте вещи Тагира? И после того, как умерла Гузель, я собрала все вещи Якупова, которые были никому не нужны, и увезла к себе на дачу, где они хранились 13 лет, хотя надеялась отдать их в музей.

По телевидению показывали фильм про певца, ведущим там был Габдельфат Сафин, он показывал, что вот в этом доме жил Тагир Якупов… Я пошла искать Сафина, отправилась в его газету «Акчарлак», там журналист меня принял, предложил съездить на дачу и посмотреть на эти вещи. А там было все: его мебель, одежда, книги, весь дом был забит вещами Якупова. Я все время думала, что придет время и эти вещи понадобятся. Хотя меня дочь ругала: «Зачем ты, мама, хлам собираешь, кому они нужны…» В Казани я ездила по многим организациям, музеям, заезжала в филармонию, говорила, чтобы хотя бы тюбетейку взяли, а мне отвечали, что у них нет места. Иду в министерство, в другие организации — везде отвечают: «Да ведь он пьяницей был!» Я отвечала: «Даже курицы пьют и когда становятся пьяными, то издают непотребные звуки, я сама лично это видела на свадьбе в деревне!»

«Я сказала, что готова отдать вещи, но хотела бы, чтобы они остались в Казани, и все знали про Тагира. Но дочь меня уговорила. В итоге я всё отдала в музей Тюлячинского района. Там около 400 вещей — от стаканов, которыми они с женой пользовались»

«Я сказала, что готова отдать вещи, но хотела бы, чтобы они остались в Казани, и все знали про Тагира. Но дочь меня уговорила. В итоге я все отдала в музей Тюлячинского района. Там около 400 вещей — от стаканов, которыми они с женой пользовались, до шифоньеров»

— Но все-таки вам удалось достучаться до прессы.

— Меня как-то позвали на вечер в газету «Акчарлак», там я познакомилась с корреспондентом ТНВ. Сняли сюжет, его показали по телевидению. Это все увидел Дауд-эфенди из Тюлячей, он там отвечал за культуру по району. Дело в том, что отец Тагира Габдулла-абый — выходец из Тюлячинского района, из деревни Карачтау. Я сказала, что готова отдать вещи, но хотела бы, чтобы они остались в Казани и все знали про Тагира. Но дочь меня уговорила. В итоге я все отдала в музей Тюлячинского района. Там около 400 вещей — от стаканов, которыми они с женой пользовались, когда они торговали семечками, до шифоньеров. Ноты, похвальные грамоты, даже пропуск в Кремль на концерт… Было еще два пиджака с брюками.

— Судя по вещам, Тагир Якупов не был зажиточным человеком….

— Богатым он не был, они вместе с женой в последние годы торговали семечками на углу около школы №80 после того, как их уволили из филармонии. Но все деньги пропивали…

— Он ведь был известной личностью, его не узнавали прохожие?

— Наверное, узнавали, но им было все равно, чувства стыда не было. Смерть его была трагична, хотя люди его любили… У него никогда не было зазнайства, надменности ни в школе, ни дальше по жизни. Остальные артисты ведь сами знаете, как себя ведут.  А он шел прямо по своему пути, прожил жизнь, пусть она и была такой сложной.


Фердинанд Салахов — народный артист Татарстана:

— Тагир Якупов — очень хороший певец, природный самородок с очень мягким голосом, с красивым тембром. В госансамбле он получил хорошую школу, там своя школа хорового пения. Он очень мало прожил, но ведь каждый делает свою судьбу сам, человек сам хозяин своей биографии. Он весьма мало проработал, но в тоже время сделал очень много фондовых записей. Якупов как-то себя не берег, мне кажется, ему никто не мешал стать большим певцом, имея такой божий дар. Он блеснул — и сломался. Я работал вместе с ним, это был очень простой человек, в то же время не был примитивным. Очень талантливый, но алкоголизм его погубил. Никто же ему в рот насильно не вливал. Мы по квартирам мотались, в любой ему бутылку открывали, он не отказывался, видимо. Как человек он был очень мягким, добрейшим, отзывчивым. Не сберегли… Никто же не будет к нему охранника приставлять.


«Жена Тагира Гузель работала в разговорном жанре в филармонии… Помню, когда выносили тело Тагира, женщины стояли и судачили, одна из них, как оказалось, мать Гузель сказала, мол, Тагир научил ее дочь пить. Хотя это и не правда»

«Жена Тагира Гузель работала в разговорном жанре в филармонии… Помню, когда выносили тело Тагира, женщины стояли и судачили: одна из них, как оказалось, мать Гузель, сказала, мол, Тагир научил ее дочь пить. Хотя это и неправда»

«В МОЛОДОСТИ ОН НЕ ПИЛ И НЕ КУРИЛ»

— Когда началась дружба артиста с алкоголем?

— Вот в чем дело: в молодости он не пил и не курил, девочек в школе не обижал, просто ходил по коридорам и пел… А всё началось позже.

Жена Тагира Гузель работала в разговорном жанре в филармонии… Помню, когда выносили тело Тагира, женщины стояли и судачили: одна из них, как оказалось, мать Гузель, сказала, мол, Тагир научил ее дочь пить. Хотя это и неправда.

— Их обоих уволили из филармонии — почему? И по какой причине не было других концертов, шабашек так называемых?

— Его, можно сказать, выгнали из филармонии. Там какие-то сокращения были грандиозные, даже легенду эстрады Флеру Сулейманову выгнали, но она успела устроится в радиокомитете. Шабашек не было, они с женой полностью погрузились в пьянство, торговали семечками, сигаретами, часто брали в долг деньги, хотя, к чести будет сказано, долги он возвращал вовремя. Заходил к моей маме, просил: «Галия-апа, дай денег». Даже заложил свой фотоаппарат.

Но душа у Тагира была чистая. Как-то с мужем я возвращалась, шла мимо Тагира, который продавал семечки. Он, услышав, что мой муж пролежал в больнице, говорит, мол, сам недавно лежал в больнице и остались лекарства — пусть возьмет их себе. .

— В общем, Тагир и его жена выживали благодаря семечкам?

— Да, торговали семечками, сигаретами. Сначала на базаре покупали сырые семечки, потом дома их жарили и торговали. У них были граненные стаканы большие и маленькие, их все я сдала тоже в музей. Вдвоем продавали, потом все пропивали.

— Сам Якупов понимал пагубность своих привычек?

— Не могу сказать, об этом никогда речи не заходило. 

«Единственная помощь от филармонии — выделили старенький автобус. Народ очень уважал Якупова, наверное, нет того человека, которому не нравилось пение»

«Единственная помощь от филармонии — выделили старенький автобус. Народ очень уважал Якупова. Наверное, нет того человека, которому не нравилось его пение»

— Все-таки во многом вина была на работодателе — филармонии?

— Я уже сказала, что была какая-то волна сокращений: осталась без работы Флера Сулейманова, потом живущий напротив моего дома Зуфар Сафин. Всего человек 10–15 артистов остались без работы. После того, как ушел старый директор филармонии, новый взял обратно Флеру Сулейманову, многие вернулись.


Ринат Тазетдинов — народный артист РСФСР, артист театра им. Камала:

— Я о Тагире Якупове могу говорить только в восхитительных тонах. Это был человек с гениальным голосом, его любил весь народ, любили так же, как Ильгама Шакирова. К сожалению, жил он неправильно. Его сгубила водка, а искусство — это такая вещь, что, когда начинаешь увлекаться [чем-то пагубным], все потеряешь. Я очень жалею, что Тагир так сгубил себя. Я общался с ним, он даже был у меня в гостях — пришел пьяным, поэтому впечатления были не очень. А вот как певец он оставил потрясающее впечатление. Он был не хуже Ильгама. Да, Ильгам — это мировой уровень, ему нет равных, но у Тагира был свой моң, неповторимый. А конец жизни был плохой. Как можно было его сберечь? Думаю, что никак, ведь если человек сам не захочет, то никто не может ему помочь. Я очень жалел этого парня с чудесным голосом, это был подлинно народный певец.



«ОДНА ИЗ УЛИЦ В ТЮЛЯЧАХ НАЗВАНА ЕГО ИМЕНЕМ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ И В КАЗАНИ ПОЯВИЛАСЬ ТАКАЯ»

— Как умер Тагир Якупов?

— У себя дома. Помню, я возвращалась с рынка, навстречу мне попалась Гузель, говорит: «А Тагир-то умер». «Как, — говорю, — умер, я ведь вас недавно вдвоем видела? Семечки продавали…» Я к ним пошла домой, собрались соседи, из филармонии никого не было. Только после того, как Шамиль Зиннурович сообщил о смерти певца в СМИ, об этом сказали по радио, на телевидении, приехало много людей из районов. Единственная помощь от филармонии — выделили старенький автобус. Народ очень уважал Якупова. Наверное, нет того человека, которому не нравилось его пение. У меня на телефон закачано 43 песни в исполнении Тагира, перед сном частенько надеваю наушники и слушаю: так хорошо становится.

«Не выдержала, спросила у продавщицы: «Почему не ставите песни Тагира Якупова?» А она отвечает, что даже не знает такого певца. Ну как так,  не знать великого исполнителя!»

«Не выдержала, спросила у продавщицы: «Почему не ставите песни Тагира Якупова?» А она отвечает, что даже не знает такого певца. Ну как так — не знать великого исполнителя!»

— Камень на могиле у Якупова хороший. Это тоже подарок Шамиля Зиннуровича?

— Нет, его поставили на деньги Габдельфата Сафина, а могилу разыскала Земфира Гильмутдинова, которая работает в филармонии. Она подняла вопрос об установке камня. Сафин сразу же согласился. Земфира все организовала, а я добилась того, что на стене дома №17, расположенного на улице Карима Тинчурина, где жил Якупов, установили мемориальную доску. В Тюлячах благодаря Дауду-эфенди учредили специальную стипендию имени Якупова, ее вручают талантливым исполнителям, одна из улиц в Тюлячах названа его именем. Я хочу, чтобы и в Казани появилась такая улица, почему бы нет, у нас столько строится новых домов! Это моя мечта.

— Диски с песнями Якупова выходят?

— Эта история началась так. Есть подземный переход на Кольце, там из ларьков всегда звучат песни, причем так себе артистов. Не выдержала — спросила у продавщицы: «Почему не ставите песни Тагира Якупова?» А она отвечает, что даже не знает такого певца. Ну как так,  не знать великого исполнителя! Я попросила у нее контакты поставщиков кассет и дисков, она дала телефоны. Позвонила в «Барс-Медиа», а там отвечают, что из старых певцов выпускают только Ильгама Шакирова и Альфию Авзалову.

Позвонила в «Аксу» — там Рустам Сарваров заинтересовался, смогли решить вопрос с авторскими правами. Сейчас они выпускают эти записи маленькими тиражами.

— А есть спрос на песни Якупова?

— Иногда я вижу его диски в продаже, иногда — нет. Когда нет, то спрашиваю, отвечают, что все раскупили. Народ интересуется, хотя молодежь, надо сказать правду, даже не знает это имя. А он ведь пел от всей души, четко проговаривал слова, сейчас не так: глотают окончания… Все говорят, что его исполнение бальзамом ложится на сердце.


Разиль Валеев — народный поэт РТ:

— Тагира Якупова я очень хорошо знал, мы общались с ним и в зените его славы, и в последние годы, когда было его падение. Мы гуляли вместе, помню, искали ему концертный костюм, обошли несколько магазинов, нашли, показали Ильгаму Шакирову. Некоторые любят сравнивать этих двух великих певцов, это не уместно. Каждый занимал свою нишу. Тагира Якупова я считаю подлинно народным исполнителем, он пропустил через свое сердце всю боль, радость, чаяния народа. Кстати, Якупов считал Ильгама Шакирова своим наставником, Ильгам-абый относился к Тагиру как к своему сыну, братишке. К сожалению, судьба Тагира Якупова была трагической, особенно в последние годы. Видя его, у меня душа болела, мы старались ему помочь, пристроить на работу. Он, уйдя со сцены, остался совсем один, без человека, который бы за ним ухаживал. Он по своему характеру не был человеком, который мог делать деньги, быть бизнесменом. Он не учился, как Ильгам Шакиров в консерватории, несмотря на это, был высокопрофессиональным певцом. Я частенько слушаю его песни, там нет ни одной фальшивой ноты. Но, к сожалению, у него как у человека не было силы воли. Кроме того, ведь многое зависит и от окружения, от супруги, у него с этим были проблемы. Те, кто ему помогал идти на дно, были как раз близкие люди, таскали его по всяким пьянкам. Тагир пытался создать семью, но, к сожалению, она лишь способствовала его падению.


Якупов Тагир Абдуллович (13.05.1946, Казань – 2.11.1999, там же) — певец, заслуженный артист РТ (1977).

Проработал солистом-вокалистом в Государственном ансамбле песни и танца РТ Татгосфилармонии им. Тукая с 1964 по 1973 год, в эстрадной группе филармонии с 1973 по 1982 год. Он обладал очень редким от природы теплым, сдержанным тембром. Публика сразу полюбила простые, незамысловатые, очень близкие сердцу песни Якупова, исполняемые им вместе с хором ансамбля, такие как «16 девушек», «Родной язык», «Миляуша», «Русская балалайка», партия юноши-гостя из «Вечерних посиделок», «Зулейха», «Года младые потерял на жизненном пути», «Наласа», «Песня сибирских татар», «Друзья мои» и т. д. Все эти и многие другие песни исполнялись Якуповым очень виртуозно, образно, глубоко, чувственно. Они вошли в золотой фонд татарского музыкального искусства и по сей день хранятся в архиве радио «Татарстан».

Альфред Мухаметрахимов
Фото: Василий Иванов

business-gazeta