Домой Главные новости В стране и мире DiDi и «Яндекс» закрыли гонку гарантов: заработки в казанском такси резко пошли вниз

DiDi и «Яндекс» закрыли гонку гарантов: заработки в казанском такси резко пошли вниз

0
DiDi и «Яндекс» закрыли гонку гарантов: заработки в казанском такси резко пошли вниз

С завершением строительного и дачного сезона борьба агрегаторов за водителей закончилась — желающих таксовать все больше и больше

«Ряды таксистов в ближайший месяц будут только пополняться, а число заказов до Нового года останется на одном уровне, поэтому агрегаторам нет смысла поддерживать высокие гаранты», — объясняют эксперты «БИЗНЕС Online» резкое снижение доходов водителей с 11–10 тыс. до 8,5 тыс. рублей в сутки. Вслед за DiDi гонорары водителям порезали «Яндекс.Такси» и «Ситимобил». Китайский перевозчик завершает тестирование бизнеса в Казани и переходит к будничной работе. Приведет ли это к повышению цены для клиентов?

Пика гонка за таксистов достигла в сентябре–октябре, когда суточный гарант для брендированных автомобилей достигал 11 тыс. рублей (для обычных водителей — 10 тыс.), а размер пятничного  вознаграждения — небывалых 13 тыс. рублейПика гонка за таксистов достигла в сентябре – октябре, когда суточный гарант для брендированных автомобилей достигал 11 тыс. рублей, а размер пятничного вознаграждения — небывалых 13 тысяч. Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРВОЕ ЗА ДВА МЕСЯЦА СНИЖЕНИЕ ГАРАНТОВ DIDI И «ЯНДЕКС.ТАКСИ»

С сегодняшнего дня в Казани крупнейшие агрегаторы такси, DiDi и «Яндекс.Такси», «срезают» размеры гарантов — гарантированных выплат за выполнение определенного числа заказов в сутки. Напомним, непрекращающийся почти два месяца рост зарплат водителей такси начался с заходом в столицу Татарстана китайского сервиса DiDi. Агрегатор объявлял повышенный размер суточного заработка — 7 тыс. рублей за выполнение 35 заказов. На фоне гарантов в размере 5–6 тыс. рублей от других агрегаторов — «Яндекс.Такси» или «Ситимобил» — подъемные от DiDi выглядели внушительно, что позволило китайцам переманить водителей от конкурентов. Чтобы удержать своих сотрудников, операторы рынка были вынуждены также повышать ставки. Пика битва за таксистов достигла в сентябре – октябре, когда суточный гарант для брендированных автомобилей достигал 11 тыс. рублей (для обычных водителей — 10 тыс.), а размер пятничного вознаграждения — небывалых 13 тысяч. Правда, для получения повышенного гонорара за смену надо было выполнить уже 40, а не 35 поездок. «Яндекс» и другие службы остановились на отметке в 10 тыс. для брендированных автомобилей и 9 тыс. для обычных.

Однако уже на прошлой неделе соревновательный запал начал угасать — «Яндекс.Такси» первым отказался от пятничного гаранта в 13 тыс. рублей, остановившись на 9 тысячах. С сегодняшнего же дня водители DiDi за выполнение 40 заявок могут получить максимум 8,5 тыс. рублей для небрендированных машин и 10,5 тыс. для брендированных. Большую разницу объясняют нехваткой автомобилей с фирменным логотипом китайского перевозчика. У «Яндекс.Такси» гонорары традиционно чуть пониже: 8 тыс. для обычных машин и 9 тыс. рублей с премией за фирменную оклейку автомобиля. До 8,5 тыс. рублей сократил размер гарантов и «Ситимобил». 

Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», в сравнении с «Яндексом» у DiDi остается ряд преимуществ — самая низкая комиссия в 9,5% (у «Яндекс.Такси» около 20%) и видимая для водителя точка «Б» при приеме заказа. Однако это не помешало работникам DiDi в штыки воспринять новые прайсы. В соцсетях одни таксисты объявляют об отказе сотрудничества с китайским агрегатором, другие обещают отомстить работодателю. «Кароче, начал я мстить дидишкам. С коллегой берем заказы и либо отменяем, либо едем, но по своим делам в другое направление, — написал пользователь „ВКонтакте“ с никнеймом Женек Макаров (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.). — У клиентов пуканы дымят и проклянают дыды и это в дубак, ахаха. Вот вам рейтинг и карма в минус. Чтобы знали как не зассчитывать бонусы и так далее».

В пресс-службе DiDi в ответ на вопросы нашего издания про снижение гарантов заявили, что ценовое предложение компании «является реальной альтернативой для заработка водителей, а также экономным и безопасным вариантом для пользователей в это сложное время».

Причины сокращения гарантов прозаичны — водителей в такси вскоре прибавится, конкуренция усилится, и агрегаторы не видят смысла держать высокие гонорары. Фото: «БИЗНЕС Online»

«АГРЕГАТОРАМ НЕТ СМЫСЛА ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЫСОКИЕ ГАРАНТЫ, К НИМ ПРИДЕТ МНОГО НОВЫХ ВОДИТЕЛЕЙ»

Причины сокращения гарантов прозаичны, полагает владелец одного из таксопарков «Яндекс.Такси» Владимир Козлов, — водителей в такси вскоре прибавится, конкуренция усилится, и агрегаторы не видят смысла держать высокие гонорары. «Все свои дачные дела закончили, строительный сезон тоже на исходе, поэтому ряды таксистов в ближайшие месяц-два будут только пополняться, а число заказов до Нового года останется на одном уровне или начнет плавно расти, — пояснил Козлов. — Поэтому агрегаторам нет никакого смысла поддерживать высокие гаранты. К ним придет много новых водителей, и они будут рады работать и за 8 тысяч рублей в день, и за 7 тысяч, и за 6 тысяч. А те, у кого был перерыв на лето, помнят по весне, что гарантов не существовало вовсе или они оставались в районе 5–6 тысяч рублей».

«Снижение гарантов и увеличение комиссии в DiDi обосновывают окончанием тестирования системы в Казани, — сообщил источник „БИЗНЕС Online“, знакомый с ситуацией. — Водители могут отказывать вплоть до 50 процентам заявок и не получать бана. И точку видят конечную, когда подтвердят заказ, и затем можно отказаться. Поэтому они все равно сохранили преимущества перед „Яндексом“. В общем перерасчете доходов таксистов в разных агрегаторах показатель скоро должен стать одинаковым. Водитель будет выбирать работодателя по числу заказов, удобству в работе с приложением, прозрачности в распределении заказов и в силу своих человеческих факторов. Сейчас начинается борьба за клиента».

«Масштабные маркетинговые активности рано или поздно заканчиваются, — напоминает суровую правду жизни представитель пресс-службы сервиса „Везет“ Мария Фойхт. — Изменение баланса условий в конкретном городе было краткосрочным. Дальше начнется справедливая борьба за клиента — водителя и пассажира. Первый станет выбирать агрегатора по нескольким факторам: удобство в работе с ПО, прозрачность в распределении заказов, партнерское отношение, хороший стабильный доход, справедливая комиссия».

Казань стала первым городом России, где заработал сервис заказа такси DiDi. Демпинг при его запуске был ощутимым. Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭКСПАНСИЯ DIDI В РЕГИОНЫ ОСТАНОВИЛАСЬ?  

Помимо сокращения гарантированных выплат, DiDi остановил и планы по развитию в других регионах. В частности, агрегатор пока так и не зашел в запланированную Москву, сообщила сегодня «Газета.Ru» со ссылкой на источники в московском транспортном бизнесе и профсоюзы таксистов. Издание пишет, что компания временно отказалась от экспансии из-за противодействия региональных властей, а также из-за плохой организации бизнес-процессов. Кроме того, в статье речь идет и о других трудностях, с которыми столкнулся китайский агрегатор: взлом приложения, неточность географических карт Google, жалобы водителей на преимущество в заказах для брендированных авто, а также дальние заказы, когда таксист вынужден преодолевать несколько километров до клиента. Впрочем, как рассказал изданию депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, агрегатор взял паузу и выжидает принятия «Закона о такси», чтобы «выстроить экспансию по его рамкам». «До того момента, пока все не разрешится, им дергаться нет смысла и опасно. Но как только правила игры будут закреплены на уровне закона, DiDi сможет проглотить всех игроков, потому что там фантастический масштаб капитализации у материнской компании», — убежден Лысаков.

DiDi Chuxing — китайский сервис для заказа такси, автобусов, лимузинов, частных авто — основан в 2012 году. Компания развивает такси-агрегатор и сервис каршеринга DiDi, а также занимается разработкой беспилотных такси. В 2016-м DiDi выкупила подразделение Uber в Поднебесной. По словам создателя компании и исполнительного директора Чэн Вэя, 80% таксистов в Китае используют систему DiDi, что делает ее монополистом.

Компания последние несколько лет покупает доли в перспективных предприятиях Латинской Америки, Азии и Восточной Европы. В августе 2017-го DiDi начала сотрудничество с эстонской транспортно-логистической организацией Taxify. Также в 2017 году DiDi вложила средства в сервис такси Careem, который в марте 2016-го объединился с американо-мексиканским сервисом Lyft и индийско-пакистанским Ola. Еще DiDi инвестировала $100 млн в бразильский агрегатор «99». Китайская фирма объединилась с японской венчурной компанией SoftBank и инвестировала $2 млн в южноазиатский сервис Grab.

Казань стала первым городом России, где заработал сервис заказа такси DiDi. Российское юрлицо ООО «Диди Мобилити Рус» компания зарегистрировала в декабре 2019-го, сами перевозки же начала в конце августа. Демпинг при запуске сервиса был ощутимым: промокоды на 50% скидки, бесплатные поездки по пятницам (до 300 рублей) для клиентов и гарантированный доход для водителей — 400 рублей в час «даже без заказов».

Алексей ЛучниковКсения Соколова

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»


business-gazeta