Итак, с 6 апреля, а в некоторых регионах еще раньше, все школы России перешли на дистанционное обучение в связи с эпидемией коронавируса. Но уже первый день учебы в электронном формате выявил множество неразрешимых проблем.
И основные причины даже не в материально-технической базе она во многих случаях достаточна), и даже не в низкой компьютерной компетенции учителей и учащихся (в большинстве случаев навыки и компьютерная грамотность на высоком уровне). А в чем же тогда?
Работаем из школы!
Напомним, что по трудовому договору работодатель обязан предоставить рабочее место своим сотрудникам: компьютер с выходом в интернет, рабочий стол, доску, мел или маркеры. В связи с тем, что правительство призывает граждан находиться на самоизоляции, очевидно, что организовать дистанционное обучение учителя должны из дома.
Но многие руководители (указывая на необходимость обеспечить рабочее место учителя) призывают своих педагогов приходить в школу и вести уроки из кабинета, что противоречит в принципе идеям самоизоляции. Но при этом руководителю удобнее контролировать работу учителей, когда те находятся в стенах школы. Хотя на наш взгляд, качество работы не страдает, если изменить место нахождения учителя.
Другое дело, если у самого учителя нет технических возможностей для работы из дома. Но все мы взрослые люди и можем решить свои проблемы в индивидуальном порядке.
Спокойствие, только спокойствие!
Большинство педагогов приняли решение вести уроки в асинхронном режиме. Действовали они следующим образом: подготовили для учащихся задания на неделю вперед, обозначили дедлайн.
Дети (а особенно родители) слегка тронулись умом, увидев количество заданного по каждому предмету. И если положить руку на сердце, заданий действительно очень много и все они очень объемные. Далее последовали вопросы: а где скачать? А у меня не открывается… А почему так много? Я потерял доступ… А в как отправлять ответы? И все в таком духе…
Если прибавить к этому то, что основные платформы «висят», работать в них невозможно, так как страницы очень долго грузятся или не подгружаются вовсе, то становится совсем печально. И в этом случае старое-доброе «работаем по учебнику» является выходом из положения.
Администрация, помоги!
К кому обращается учитель, ели у него возникли трудности с процессом дистанта? Конечно, к завучу. И именно от уровня знаний и понимания ситуации в целом зависит качество ответа и решения проблемы. Многие завучи оказали действительную помощь, рассказав (а иногда и показав), как можно проводить занятия онлайн, на каких платформах, как загружать тесты и задания.
Но не всем так повезло. Знаем случаи, когда от завучей нет ни технической, ни методической поддержки, а контроль становится тотальнее и жёстче. Многие директора провели педсоветы по дистанционному обучению в режиме видеоконференции. Это позволило всем именно на практике попробовать себя в роли ведущего, а также в роли ученика.
Тайм-менеджмент наше все!
К сожалению, многие учителя, дети отнеслись к дистанционному обучению как к свободному режиму. Если раньше все было упорядочено, урок в 9.00 на 45 минут, 5-6 уроков в день, то теперь рабочий и учебный день смазаны.
Многие коллеги жалуются на то, что им себя «не собрать». И получается, что основное время, когда учителя готовят задания и обрабатывают полученные от учеников сообщения – это вечер, плавно переходящий в ночь.
Уроки онлайн
На родителей свалилась новая обязанность, им необходимо помогать своим детям по учебе не только в техническом плане, но и в содержательном. Большинство родителей выступает за то, чтобы учителя их детей вели уроки онлайн или записывали бы короткие видео с объяснением нового материала, которые можно просмотреть в записи. Ведь не все родители умеют объяснить теорему, подвести к понятию или у родителей просто нет на это времени, потому что они работают удаленно из дома. Но учителя отказываются от такого варианта.
Причинами отказа служит отсутствие технических средств (микрофон, камера), часто учителя просто не хотят, чтобы фрагменты их уроков «гуляли» по сети. Понять можно и тех, и других. Но в затруднительном положении оказываются дети, а потому пробелы в знаниях или непрочное их усвоение нам гарантированы.
Что же делать дальше?
Все мы поставлены в такие условия, когда надо адекватно реагировать на меняющие внешние условия. Многое зависит от желания и стремления самого учителя быть услышанным. Многое зависит от желания ребенка учиться и не выпадать из программного материала. Но полностью уверены в том, что нет равнодушных учителей, которые бы отказали в помощи.
Так или иначе многие учителя на связи 24/7. Так давайте проявлять уважение ко всем участникам образовательного процесса, будем терпимее друг к другу.
zen.yandex