Провозглашенная Конституцией свобода совести дает человеку право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недавно принятый Государственной думой закон о защите чувств верующих пытается Конституцию дополнить и развить, оградив приверженцев разных конфессий от неуместных шуток или разного рода святотатств.
Закон получил одобрение как граждан, так и парламентариев. Однако социологи Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) решили проверить, а что и кого же, собственно, защищает новый документ. Сколь глубока наша вера (если она есть), насколько широки познания россиян в теологии или о ритуалах той или иной религии, в общем — найдется ли у нас что оскорбить, если, не дай бог, кто-то рискнет это сделать.
Священнослужителей результаты опроса вдохновят вряд ли. Назвать наших сограждан глубоко и истово верующими все-таки нельзя. Мы дети светского общества, где церковь отделена от государства, а школа от церкви. В вопросах веры мы больше исполняем ритуалы, чем проникаем в духовную суть религии. И хотя высокая мораль в нашем обществе, как ни крути, имеет в своей основе именно религиозные постулаты, чаще христианские («не укради», «не убий», «не сотвори себе кумира» и т. п.), в вопросах веры мы люди скорее темные, чем продвинутые. Хоть и достаточно искренние и не склонные лицемерить, особенно в беседе с социологами.
По данным опроса, 64% наших сограждан называют себя православными, 6% -мусульманами, по 1% — относятся к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян в бога не верят. Ни в какого.
На вопрос о том, всегда ли их нынешние религиозные убеждения были именно такими или эти воззрения менялись с годами, четверть россиян честно признали: менялись. У 70% при этом переоценки религиозных ценностей в жизни не случалось.
Но называть нашу страну «глубоко православной» ученые не спешат. Группу тех, кто причисляет себя к этой конфессии, они опросили по специальной методике и разделили на более мелкие подгруппы согласно «глубине» веры и тому, насколько ревностно эти люди отправляют религиозные обряды.
Подгрупп получилось пять: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Кто в них входит? Социологи ФОМ попытались в этом разобраться. Градация вышла следующей.
Воцерковленные (12% от всех православных):
Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда, надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% респондентов, принадлежащих к данной группе, читают эти тексты регулярно. По своей социальной структуре ядро воцерковленных православных граждан в России составляют неработающие пенсионеры, а еще точнее — пенсионерки. Кстати, в этой категории очень популярен нынешний президнет — они чаще прочих россиян дают его работе хорошую оценку.
Полувоцерковленные (33% от всех православных):
Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.
Немного воцерковленные (31% от всех православных):
Эти люди посещают храм 1–2 раза в год, редко причащаются (больше половины — 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.
Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных):
Они очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин, чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских жителей, молодежь, рабочих.
По сравнению с 2000-м годом, подчеркивают аналитики ФОМ, количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих). А вот число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть в России происходит рост воцерковленности.
Несколько сложнее оказался вопрос о том смысле, который верующие вкладывают в понятие «личная религия». Социологи ФОМ адаптировали для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году, и сравнили результаты. Так, в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) — протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) — католики.
Первый вопрос звучал так: «Как вы думаете, что является самой важной целью молитвы?» В нашей стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи для себя, а уже потом — способ поблагодарить Бога, получить наставление на путь истинный. В американском опросе ответ «попросить помощи для себя» занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян — в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос, «когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?» как американцы, так и россияне чаще всего отвечают: «Когда молюсь один». На втором же месте в опросе жителей США оказывается позиция «на природе». Что касается наших сограждан, то только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей — 10%). А вот мусульмане чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей степени, чем христианство, религия «коллективистская». Вообще не чувствует связи с Богом практически пятая часть православных (17%).
Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие между нашими и американскими верующими, затрагивал очень личные аспекты религиозных переживаний («Скажите, пожалуйста, что вам в первую очередь дает ваша вера?»). Выяснилось, что для россиян чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом (39%). В России лишь 6% респондентов выбрали эту позицию. Различие — более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились в разное время и по разной методике.
По мнению аналитика ФОМ Катерины Кожевиной, для американцев (в частности, для протестантов) вера помогает установить с Богом «личные отношения» и вытекающую из них взаимную ответственность. Бога они видят не абстрактным, а имеющим яркие персональные черты. У нас же модель скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. А значит, заключает аналитик ФОМ, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.
Судя по данным опросов, для наших православных верующих в религии самое важное — это обряды. А вот священные тексты свыше половины (52%) православных даже никогда не открывали. Хотя именно они-то и составляют основу любой религии. Иногда открывают Евангелие или другие положенные тексты 15% православных, постоянно — лишь трое-пятеро из сотни верующих.
83% всех православных и 58% воцерковленных практически не соблюдают постов. Блюдут их 9 из ста воцерковленных и исчезающе малое количество полувоцерковленных россиян (об остальных группах даже не идет разговор).
Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% — что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных не чуждаются индуизма и верят в «переселение душ» — реинкарнацию. Как ни странно, но именно люди воцерковленные чаще атеистов верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и вступали с ее обитателями в контакт.
Смесь у нас в головах, надо признать, пестрая. Остается только догадываться, как это будет учитывать новый закон, призванный оградить веру россиян от любых «нападок», а религиозные чувства — от «оскорблений». Сложно будет правоохранителям, очень сложно. Хоть уголовный кодекс в церкви освящай для пущей надежности.
samddn.ru