До революции татарское образование существовало исключительно благодаря татарским баям – это исторический факт. Сегодня образовательные учреждения получают миллионные суммы из бюджетов России и Татарстана. В то же время родители сами вынуждены быть “благотворителями” – причины для школьных поборов появляются каждый день. Может, уже настало время вернуться к той самой благотворительности, которая когда-то играла огромную роль в жизни татар?
А в чем заключается эта благотворительность? Заглянем в историю.
САМИ ПОМОГАЛИ
Вот как описывается меценатство среди татар в книге Лирона Хамидуллина “Ак төннәр хәтере: Әдәби очерк, эссе, хатирәләр” (”Память о белых ночах: Литературные очерки, эссе, воспоминания”): “До революции 1917 года российское правительство денег на татарское образование и культуру не выделяло. И это несмотря на то, что государственный бюджет пополнялся, в том числе, и за счет трудолюбивых татар. Деревенские школы в большинстве случаев строились общими усилиями односельчан; на зарплату учителям скидывалась каждая семья, в которой были дети – это называлось “мир садакасы”.
А в середине прошлого века (XIX век – ред.), когда у татарских купцов и торговцев возможности для ведения дел стали шире, часть собираемого с населения на добровольных основах этого “образовательного налога” стали платить татарские баи. “Таким образом, среди передовых татарских состоятельных людей зарождается новое движение: они наперегонки друг с другом начинают строить мечети, медресе и школы. А национальная интеллигенция, постоянно поощряя эти действия, конечно же, вдохновляла их на новые проекты”, – пишет Лирон Хамидуллин.
Помощь татарских баев – яркий пример национальной благотворительности. У Рамиевых рядом с 30 татарскими деревнями располагались золотые прииски. Как видно из исторических источников, в этих деревнях Рамиевы строили новые школы, медресе, материально помогали уже действовавшим учебным заведениям. “Известно, что Закир Рамиев (Дэрдменд) один день в неделю посвящал “хәеру”: в этот день он принимал у себя учителей, шакирдов, раздавал денежную помощь”, – пишет Лирон Хамидуллин.
Также известно, что Рамиевы обеспечили кабинеты физики и химии в передовом медресе “Хусаиния” самым современным зарубежным оборудованием.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЬ И СЕГОДНЯ
Мы частенько слышим о том, как учителям и школам оказывается благотворительная помощь. Наверное, самая освещаемая средствами массовой информации акция – это “Помоги собраться в школу!”. В начале этого учебного года она прошла в пятый раз. Её основная цель заключается в оказании материальной помощи многодетным семьям, а также семьям с низким достатком и оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях.
Эта акция проводится в масштабах всей республики. В районах, в сельских школах благотворительностью занимаются отдельные люди.
Генерального директора “Ресурс-Холдинга” Альберта Мустафина в деревнях Колын, Пучы, Әнәк, Айман Актанышского района знают многие. Он сам вырос в этих краях и теперь помогает строить сельские школы и другие социальные учреждения, занимается их ремонтом. Например, класс в школе деревни Пучы, где когда-то учился Мустафин, был полностью оснащен самым современным образовательным оборудованием. Теперь здесь есть интерактивная доска.
Традиция татарского меценатства продолжается и в легендарной деревне Иж-Буби что в Агрызском районе. Здесь получил школьное образование руководитель компании “Казанский жировой комбинат – Логистик” Искандер Джихангараев. Этот бизнесмен основал общественный союз Агрызского района “Бубый мирасы” (”Наследие Буби”). Именно этот союз внес основной вклад в ремонт школы.
ПОМОЩЬ ВСЕГДА НУЖНА…
Сердце радуется, когда слышишь о том, что наши люди, добившись чего-то в жизни, начинают помогать своей малой родине. И всё же благотворительность сегодня больше заключается в строительстве и содержании мечетей. Спору нет, это важное и нужное дело. Но не настало ли время вспомнить, как жили наши прадеды, которые сами содержали национальную образовательную систему, и начать помогать татарским школам и учителям?!
Школы финансируются из государственного бюджета, но они всё равно нуждаются в спонсорской поддержке. Как правило проблема решается “добровольными” родительскими взносами.
Те, кто учился в советской школе в 1980-х годах, наверное, помнят, как деревенские советы каждый год покупали ученикам-сиротам одежду. Почему бы не вернуться к этой практике? На селе тоже есть семьи, которые еле-еле сводят концы с концами, есть проблемные семьи – это отличный способ решения конкретных проблем.
Кроме того, спонсоры могут заняться организацией школьных праздников, хотя бы приобретать нужную литературу.
В этом году правительство Татарстана всерьез взялось за ремонт республиканских школ. 154 муниципальных школы будут отремонтированы за 1 миллиард 548,5 миллионов рублей. Президент Рустам Минниханов на одном из заседаний, посвященных этой тематике, призвал руководителей крупных предприятий, бизнесменов выступить меценатами и стать спонсорами школ.
Закон об образовании не запрещает привлекать в образовательные учреждения благотворителей.
“еТатар”.