Домой Главные новости В области Долгие загранпоспотра…

Долгие загранпоспотра…

0

Чиновники ссылаются на многократно возросший вал обращений, граждане – на неотлаженную систему и очередь «со служебного входа».

Жительницы Самары Елена и Олеся, сидя на лавочке у отделения УФМС России по Самарской области, что на Гагарина, 66а, рассматривают только что полученные новенькие документы. Это паспорта на право выезда за границу. Девушки дружно признаются журналисту «СИ»: «Паспорта получили, но не рады. Потому что свежи еще в памяти все мытарства, через которые мы прошли».

Процедура на… четыре месяца

Елена подала заявление на получение загранпаспорта через Интернет. Точно помнит дату: было это 19 января. А получила готовый документ только… 29 мая. Сначала ее кто-то «вычеркнул» из интернет-очереди, пришлось перезаписываться вновь, а в последнюю неделю, когда из отделения пригласили для фотографирования и предоставления оригиналов необходимых документов, приезжала туда в течение двух дней пять (!) раз. Сначала записывалась в очередь, потом отмечалась, затем переотмечалась… «Два рабочих дня у меня полностью были вычеркнуты из жизни. Хорошо, что коллеги пошли навстречу, поняли ситуацию и отпустили», – довершает картину Елена.

По списку – 140-я

Еще одна жительница Самары, тоже Елена, рассказывает о своем сценарии получения документа. Подала заявление на получение загранпаспорта через Интернет. Ждала месяц. Пришло из паспортной службы приглашение: приехать с оригиналами документов – российским паспортом, трудовой книжкой, квитанцией об уплате пошлины. Приехала на Гагарина, 66а к 8.30 утра. Оказалась, что здесь уже кто-то сформировал списочную очередь, и в этих списках Елена оказалась 140-й. Простояла весь рабочий день, до 17.30. До обеда посетителей принимали только в одном окне, после обеда открыли второе. В шестом часу нечестно (сил уже не было) удалось обойти несколько человек и оказаться у заветного кона. Но затем еще час ждала, чтобы, наконец-то, получить «заграничные корочки». Мужу обойти очередь не удалось. Он, похоже, должен будет записываться-перезаписываться на следующий день.

Записаться, отметиться, измучиться…

Еще одна история, рассказанная Павлом Одинцовым. Заявление для своей матери на получение заграничного паспорта старого образца Павел подал почти 2 месяца назад через сайт gosuslugi.ru. Через несколько дней пришел ответ из УФМС, что в течение месяца с ними свяжутся и сообщат, куда обратиться для получения готового документа. Почти по графику, через месяц, пришло электронное сообщение о готовности паспорта и уточнение места, где его можно забрать: в отделе УФМС на Гагарина, 66а.

«Пока ничто беды не предвещало, была оплачена госпошлина за оформление загранпаспорта и оставалось, как нам казалось, потратить буквально 5 минут, чтобы получить документ, на что и был выбран вечер понедельника 28 мая, – рассказывает Павел. – Но уже на подходе к УФМС на Гагарина, 66а была видна очередь человек из 70, очень громко что-то обсуждающая. Мы сначала не придали этому значения, направились к окну “Получение паспортов, оформленных через Интернет”. Но оттуда в довольно хамоватой форме нас послали на… улицу, записываться в ту самую жуткую очередь. В процессе беседы с гражданами из очереди выяснили: чтобы попасть к этому чудесному окну “Получение паспортов, оформленных через Интернет” и за 5 минут обменять пакет документов на корочки, надо записаться в суперочередь, которая уже не имеет никакого отношения к электронной, а представляет собой обычный тетрадный листок.

На этом абсурд не заканчивался. Довольно скоро стало понятно, что это запись не “на завтра”, а на несколько дней вперед. Кроме этого, чтобы сохранить на несколько дней свое место в очереди, нужно приходить отмечаться в районе 17 часов, иначе место будет потеряно. Кроме того, чтобы просто записаться и получить заветный номерок в очереди, нужно отстоять как минимум час. Надежда на получение заграничного паспорта на этой неделе и вовсе была уничтожена, когда выяснилось, что сейчас в очереди вовсе не 70, а около 160 человек».

«На нас наступает вал обращений»

Мы отправились с вопросами к местному начальству: знает ли оно, что творится буквально во дворе отделения УФМС? Измученная, но все еще пытающаяся грустно шутить очередь, прослышав о решимости журналиста, по пути давала дополнительные наказы: «Спросите, почему нет никакой разъясняющей информации о разнице паспортов старого и нового образцов. И почему служащая УФМС на вопрос о том, старый или новый образец потребуется для поездки в Болгарию, ответила: «Спрашивайте в посольстве Болгарии»? Это некомпетентность или так абсурдно выстроена система?»

О Болгарии у замначальника отдела оформления заграничных паспортов Валерия Орлова спросить не удалось. Потому что к нему тоже была очередь. Правда, со служебного входа. Справедливости ради, нас пропустили к руководству почти сразу и без лишних вопросов.

Валерию Владимировичу, судя по всему, на вопрос об очередях пришлось отвечать уже в сотый раз. Он устало извинялся и приводил цифры из ведомственной статистики. Если в 2006 году на оформление заграничного паспорта подали заявки 62 тысячи человек, то в 2011-м уже 112 тысяч. А за 4,5 месяца текущего года рост числа заявок прибавил еще 28% к аналогичному периоду прошлого года. Кадровый состав службы, при этом, утвержден Москвой, она не коммерческая организация, а федеральная структура, и значит, помощников со стороны набрать не может. То есть все возрастающий вал обращений приходится обслуживать прежними силами. «Снять специалистов с линии оформления российских паспортов и перебросить их на оформление заграничных мы тоже не можем, – добавил Валерий Орлов. – И число заявок через Интернет мы, сами понимаете, тоже никак не можем ограничить. Их столько, сколько люди направили. И будь их миллион – мы должны принять и обслужить».

Оказалось, что у службы не хватает и кабинок для фотографирования. Кабинка рассчитана на 40 человек в сутки, а вынуждена обслуживать до 150. Техника начинает давать сбои, очередь вновь тормозит.

Ведомственные предложения

Сложности федерального ведомства понятны. Но что-то ведь надо предпринимать, чтобы пытаться выправить ситуацию и не доводить ее до полного изнеможения людей! В отделении УФМС нам сообщили: с 10 мая начался прием заявок на загранпаспорта старого образца во всех районных отделениях, чтобы разгружалась очередь на Гагарина, 66а. Эта же информация прозвучала и от руководителя пресс-службы УФМС России по Самарской области Александра Приходько, правда, дата была названа иная: «С 14 мая 2012 года документы на загранпаспорта старого образца 64-й серии можно подать в районное отделение УФМС по месту жительства или пребывания. Мы проверили: желающих подать заявления таким способом пока не очень много, люди не стоят в очередях сутками. Так что тем, кто по привычке идет на Гагарина,66а, советуем обратить внимание именно на этот способ. Иного пути пока нет, сейчас все кинулись оформлять документы перед сезоном летних отпусков».

Валерий Орлов добавил: идут переговоры о возможности перевести часть работы по оформлению заграничных паспортов на открывающиеся многофункциональные центры. Тогда они перетянут на себя часть клиентов, и в паспортных столах станет свободнее.

Надежда умирает последней

Мы покидали отделение на Гагарина,66а все же с некоей долей оптимизма. Времена меняются. Мы медленно но верно движемся к цивилизованному обслуживанию населения в тех или иных окошках, за которым исполняют свои бумажные обязанности федеральные и региональные клерки. Заметно свободнее в последнее время стало в налоговых инспекциях, в бюро технической инвентаризации, в регистрационной палате и прочих офисах, где еще недавно люди падали в обморок прямо в многочасовых очередях. Значит, и в паспортные столы со временем должно прийти спокойное размеренное благоденствие.

Но долю оптимизма «народ из очереди», с которым мы познакомились 29 мая, тут же попытался мрачно развеять: «А посмотрите, сколько людей идут в отделение через служебный ход. Посмотрите, сколько публикуется объявлений с предложением оказать услуги по оформлению загранпаспорта быстро и без нервотрепки, но за деньги. Кто делает эти документы? Те же люди, к кому мы сейчас стоим. Видимо, эта «очередь со служебного входа» выгодна. Потому улучшения обстановки для простых смертных в ближайшее время не ждите».

Мы, тем не менее, считаем, что надежда на улучшения умирает последней. И со слов работников УФМС России по Самарской области советуют жителям губернии по возможности браться за оформление загранпаспортов осенью-зимой. Чтобы и самому не мучиться, и клерков не кормить благодарственными подачками «за скорость и внеочередность».

“Самара24”.