Эксперт: Здравомыслящий мусульманин вряд ли согласится с мнением Аль-Азхара

0
48

На днях представитель университета Аль-Азхар сделал заявление в поддержку правительства Египта, которое выпустило ценные бумаги для финансирования строительства нового судоходного канала. Как заявил преподаватель сравнительного фикха в Аль-Азхаре Саад аль-Хиляль, сам пророк Мухаммад снаряжал армию, используя ростовщические инструменты, сославшись на хадис, согласно которому посланник Всевышнего поручил Абдалле Ибн Амру Ибн-уль-Асу снарядить армию, беря в долг одного верблюда и возвращая за него два.

Своей точкой зрения по данному вопросу с ИА IslamNews поделился директор российского Центра развития исламской экономики и финансов Искандер Исхаков:

– Хадис, на который ссылаются представители Аль-Азхара, звучит следующим образом: «Передают, что Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал:

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал мне снарядить армию, но верблюдов оказалось недостаточно, и тогда он велел приобрести верблюдов при условии расплатиться за них молодыми верблюдами в будущем, которых пригонят в качестве закята. Я приобретал каждого верблюда за двух верблюдов из закята с оплатой в будущем»
(хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки).

Первое на что необходимо обратить внимание – это то, что в хадисе описываются торговые сделки в отношении товара, а не денег, и поэтому дозволять на основании данного хадиса денежные займы под проценты является абсолютно неуместным. Приведённый хадис рассматривается учёными как довод на дозволенность увеличения цены при продаже товара в рассрочку. В отношении же займов действует следующее правило: «Любой займ, который влечёт за собой выгоду является ростовщичеством» (сборник хадисов имама ат-Табарани).

Несмотря на то, что данный хадис, по мнению некоторых учёных, является слабым (по цепи передачи, араб. иснаду – IN) – его смысл принят учёными всех мазхабов в качестве определения понятия ростовщичества. И в Сунне Пророка, мир ему и благословение, есть огромное множество примеров, когда он запрещал займы, требующие возврата в большем размере или подразумевающие какую-либо иную выгоду для кредитора. Самым известным из примеров является запрет Пророка, мир ему и благословение, на получение излишка от займа Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом, который он публично озвучил в проповеди в ходе Прощального паломничества. Имея огромное количество ясных доводов на запрет получения любой выгоды или излишка от займов, мусульмане вот уже 14 веков сторонятся ростовщичества.

Следуя же логике представителей университета Аль-Азхар – для мусульман нет никаких проблем в том, чтобы давать друг другу деньги в долг под проценты и пользоваться любыми видами банковских услуг. Однако вряд ли здравомыслящий мусульманин согласится с этим.

http://www.islamnews.ru/news-432850.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here