Домой Главные новости В стране и мире «Эта перетряска системы власти сама станет фактором кризиса. Напоминает перестройку»

«Эта перетряска системы власти сама станет фактором кризиса. Напоминает перестройку»

0
«Эта перетряска системы власти сама станет фактором кризиса. Напоминает перестройку»
5662049 09.10.2018 Конституция Российской Федерации. Максим Богодвид / РИА Новости

Опрос недели: Для чего Путин меняет Конституцию?

На этой неделе, помимо отставки правительства и назначения нового премьер-министра, глава государства объявил о грядущих изменениях в Основной Закон государства. Какое из предложенных нововведений (приоритет национального права над международным, утверждение федеральных министров Госдумой, отрешение судей Советом Федерации и др.) вам кажется наиболее важным и принципиальным? «БИЗНЕС Online» отвечают Руслан Хасбулатов, Андрей Нечаев, Аббас Галлямов, Мидхат Фарукшин, Сергей Марков и другие.

Руслан Хасбулатов — председатель Верховного Совета РСФСР (1991 — 1993):

Руслан Хасбулатовпредседатель Верховного Совета РСФСР (1991–1993)

— А что там важного? Президент у нас все и вся, обладает всеми мыслимыми и немыслимыми полномочиями. Другие органы власти ничем и не обладают. Ну, вот парламент будет утверждать его решения — вот и все. Слово «подряд» по количеству президентских сроков убирается, и больше ничего. Были недовольные, давно поднимали вопрос, что все-таки надо расширить функции Федерального Собрания. Ну, кинули кость. Мне все это смешно как-то. Наверное, я опытный слишком.

Андрей Нечаев — экономист, экс-министр экономики РФ:

Андрей Нечаевэкономист, экс-министр экономики РФ

— Мне кажется, очевидно, что Владимир Владимирович хочет сохранить за собой реальную власть. Но пока у него явно нет готового ответа, в какой конструкции он это планирует сделать, поэтому прорабатываются разные варианты. В том числе, вариант создания некоего нового государственного органа в виде Государственного совета. Пока только непонятно с насколько широкими полномочиями. Будет он над правительством или наравне с ним и т. д.

Второй вариант — ослабление, уменьшение функций президента и расширение функций парламента, и, соответственно, правительства. Потому что правительство будет в большей степени зависеть от парламента и правящей партии, неформальным лидером которой является Путин. Значит, это тоже может быть конструкция — более сильный премьер при более слабом президенте. Какой вариант он выберет, думаю, пока не знает и сам глава государства.

Мидхат Фарукшин — политолог, профессор КФУ:

Мидхат Фарукшин политолог, профессор КФУ

— Очень трудно сказать, что там Путин задумал. Если верить его словам, то президент желает укрепления государственности, повышения роли представительных органов, но, может быть, все это только для того, чтобы создать на будущее удобную позицию перехода на какую-то должность. Я не думаю, что Путин откажется от власти. Речь идет о том, чтобы расширять свои полномочии, хотя транзит власти может пойти разными способами. Некоторые говорят, что это будет проходить через Государственный совет с его расширенными полномочиями. Посмотрим, какие полномочия будут у Госсовета в конституции после внесения поправок.
Наиболее принципиально важным из предстоящих изменений в основной закон я считаю тему верховенства национальных законов над международными, ведь Россия устала платить по решениям Европейского суда по правам человека, которые с точки зрения нашей власти являются неправомерными, но выполнять их приходится. Видимо, надоело платить, и решили освободиться от решений по международным обязательствам, ссылаясь на свою конституцию. Что касается других изменений, то понятно — это ослабление власти будущего преемника, передачи важных функций парламенту, в частности, по формированию правительства.

Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ:

Рафаэль Хакимов директор Института истории им. Марджани АН РТ

— У Путина же скоро заканчиваются президентские полномочия, может, готовит место себе. У меня такое предположение. Что важнее, международные или национальные законы — это вопрос такой, не столь важный. Если ты подписываешь международный договор, то в любом случае международные законы становятся твоими внутренними. Или ты договор не подписываешь и живешь по внутренним законам. А назначения министров…. Все равно Путин контроль будет держать в своих руках. Перестановки — это определенный ресурс для каких-то изменений, но сказать за изменения произошли, сейчас невозможно. Почему? Ключевой вопрос — это экономика, а там пока ничего не изменилось, даже и не предполагается, потому что собираемость налогов — это не инвестиция, а проблема.

Сергей Марков — политолог, директор Института политических исследований:

Сергей Марковполитолог, директор Института политических исследований

— Мне кажется, Владимир Путин меняет Конституцию для того, чтобы уйти от ситуации со сверхпрезидентской республикой, которая была образована в 1993 году. Она организована по итогам распада Советского Союза, в результате разрушения экономики, в результате страшной бедности, и по итогам госпереворота в 1993-м, совершенного Борисом Ельциным. Собственно, он и консолидировал исполнительную власть для радикальных реформ. Реформы эти не очень получились, как мы знаем, они привели к колоссальным социальным, политическим издержкам и т. д.

Когда Путин пришел к власти, ему пришлось создать сверхвласть для исправления ошибок Ельцина и его команды. Уже тогда можно было начинать трансформацию, но возникли причины этого не делать… Потом, когда Путин вернулся к власти после двух первых сроков, можно было бы снова этим заняться, но возникли срежиссированные западными спецслужбами беспорядки, известные как «Болотная». Тоже не получилось. Затем началась гибридная война… В общем, появлялись причины все это дело откладывать. Сейчас все-таки приближается 2024 год, и было решено сформулировать новую конструкцию власти. Смысл ее в том, что власть уходит от президента в разные стороны.

Какое из предложений Путина кажется наиболее важным и принципиальным? Госдума будут утверждать не только премьер-министра, но и часть федеральных министров. Это будет означать переход к парламентско-президентской республике, вроде современной Франции. Это будут огромные принципиальные изменения.

Аббас Галлямов — политолог:

Аббас Галлямовполитолог

— Меняя Конституцию, Путин решает две задачи. Первая — он пытается убедить общество в том, что никакого застоя в стране нет, а наоборот — есть реформы. Дело в том, что среди избирателей крепнет запрос на перемены и пытаться сохранить все как есть, ничего не меняя, становится слишком опасным, рейтинг и без того падает. В этом смысле реформу можно назвать PR-мероприятием, призванным воздействовать на общественное мнение. Вторая задача, которую решает Путин, связана с обустройством его собственного политического будущего. В 2024 году ему надо уходить с поста президента, а, значит, необходима новая властная конфигурация, которая позволит ему сохранить контроль над ситуацией. Главной из объявленных реформ представляется в этом смысле расширение полномочий Госдумы в части назначения членов правительства. Она заставляет предположить, что, возможно, Путин готовит место спикера следующей Думы для самого себя.

Ркаил Зайдулла — депутат Госсовета РТ, драматург:

Ркаил Зайдулла депутат Госсовета РТ, драматург

— Я считаю, что это несущественные изменения, они мало коснутся нашей общественной жизни. Хотя Лукьянова из Высшей школы экономики считает их революционными и направленными на начало уничтожения принципов федерализма, но тут напрямую об этом речи не идет. Не думаю, что будут какие-то серьезные изменения, возможно Путин готовит еще что-то. Самое страшное, если изменения нанесут вред принципу федерализма, но президент прямо сказал, что главным у нас является многонациональный народ, поэтому, надеюсь, что угрозы нет. А речь, прежде всего, идет о сохранении личной власти.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ

— Поправки в Конституцию уже давно назрели, а в Татарстане и раньше так было: вице-премьера сначала утверждает Госсовет РТ, в Москве же их назначали напрямую, минуя Госдуму. Хотя Госдума и считается высшим органом народной власти. Но, на самом деле, тут особых перемен нет, ведь сейчас парламенту невозможно контролировать работу правительства по-настоящему. Хотя то, что депутаты теперь будут утверждать членов правительства — это важно и принципиально. Ведь как было, например, кто из депутатов утвердил бы министром сельского хозяйства Патрушева — человека далекого от села, банкира? Раньше премьер-министр предлагал сам напрямую кандидатуры Путину, а сейчас кандидата депутаты будут обсуждать, пытать его. Давно пора было уже вводить это, а то все говорили, что депутаты ничего не делают, но самим депутатам не давали соответствующих прав.

Максим Калашников — футуролог, писатель:

Максим Калашников футуролог, писатель

— Думаю, это некая попытка переложить ответственность за сложившиеся в стране застой и кризис на другие плечи. В другую сторону увести внимание. Кризис в Российской Федерации — кризис застоя, деиндустриализация, сохранение сырьевой экономики — создавался десятки лет. Нефтяные дожди, что пролились с 2000 по 2014 годы, да, в общем, льются и сейчас, — они не послужили целью для новой индустриализации. Страна, по сути дела, так и осталась сырьевой. Это вызвало падение общества в «новые 90-е» по нищете, и, подозреваю, что это вызвало такие страшные протестные настроения, не только в обществе, но и в части верхушки, что заставило идти на вот такую перестройку. По сути, это она и есть. Вторая с 1985–1988 годов. Мне ее очень сильно напоминает. Вплоть до повторения некоторых сценариев. Скажем, при Горбачеве все сидели и одобряли какого-нибудь Чингиза Айтматова, драматурга Шатрова, академика Лихачева. А сейчас это Прилепин и Шахназаров, условно говоря. В этом отношении, повторю, сценарии похожи. И, думаю, что затеянная сейчас вот эта перетряска системы власти, сама станет фактором кризиса. Она сильно ухудшит ситуацию.

Что касается предложений Путина, принципиальными мне кажутся все и ни одно. Всё сведется к профанации. Давайте возьмем маленький пример: формирование правительства, ответственного, из квалифицированных специалистов, естественно, должно вестись с помощью парламента. Но в парламенте находятся не партии, а симулякры. При этом не снимается многочисленных «рогаток» на пути здоровых, нормальных выборов. Ведь на самом деле в стране не только Навальный есть. Есть вполне здравые, патриотичные, промышленно ориентированные, направленные на развитие силы, которые не относятся к партиям-симулякрам.

Мидхат Курманов — адвокат, экс-министр юстиции РТ, доктор юридических наук (конституционное право)

Мидхат Курманов адвокат, экс-министр юстиции РТ, доктор юридических наук (конституционное право)

— Путин хочет усилить Госсовет, сделать его таким, как в Казахстане. Там без согласия Госсовета не назначается ни премьер, ни его заместители, ни рядовые министры. В принципе важным является и утверждение министров Госдумой, вроде бы демократия. Остальное же так и было: судей и сейчас Совет Федерации утверждает, нет никакого ограничения в этой части.

Фото на анонсе: © Максим Боговид, РИА «Новости»

business-gazeta