Домой Главные новости В стране и мире «Это не мы погибнем без Fairy, а тот, кто продает его, погибнет без нас!»

«Это не мы погибнем без Fairy, а тот, кто продает его, погибнет без нас!»

0

Пока с полок спешно убирают «токсичные» Persil и Colgate, казанский «Нэфис» готовится обеспечить 50% потребности России в стиральном порошке

Небезопасными для здоровья признал сегодня Роспотребнадзор порошки и чистящие средства всемирно известных брендов от Procter&Gamble и Henkel. Контрольное ведомство потребовало срочно изъять их из продажи, а о результатах доложить. Пока речь идет лишь об отдельных позициях в широкой линейке, но лиха беда начало. В казанской ГК «Нэфис» «БИЗНЕС Online» заверили, что в случае чего без товаров первой необходимости страну не оставят.

Роспотребнадзор объявил о начале изъятия с полок магазинов продукции целого ряда производителей, наиболее крупные из которых — корпорации Procter&Gamble, Henkel, Colgate-Palmolive

НЕ ПРОШЛИ ПРОВЕРКУ НА ТОКСИЧНОСТЬ

Настоящую головомойку ведущим производителям порошков и моющих средств устроил сегодня Роспотребнадзор. Ровно в полночь на официальном сайте ведомства размещено заявление о начале массового изъятия с полок магазинов продукции целого ряда производителей, наиболее крупные из которых — корпорации Procter&Gamble, Henkel, Colgate-Palmolive.

Сообщается, что моющие средства и порошки данных производителей не соответствует нормам безопасности «по токсикологическим показателям». А с реализации уже снимаются целые партии опасной продукции. У Henkel в черный список угодил, в частности, стиральный порошок и моющее средство «Persil Эксперт Сенсетив», «Persil Эксперт Колор капсулы пятновыводителя», «Пемос детский Кислородные кристаллы», а также кондиционер для белья концентрированный «Vernel Весенняя свежесть». У Procter&Gamble опасным признано средство для мытья посуды «Fairy Platinum лимон и лайм» (поставляется из Чехии), а у Colgate-Palmolive — жидкое мыло «Palmolive Натурэль Интенсивное увлажнение Олива и Увлажняющее молочко» (завозится из Турции).

Как выяснилось, письмо (есть в распоряжении редакции «БИЗНЕС Online») с требованием изъять из оборота некоторые моющие средства глава Роспотребнадзора Анна Попова разослала в территориальные управления ведомства еще 28 июля. В нем содержится расширенная информация о том, чем не стоит мыться, стирать белье и производить уборку. Разъяснений, чем именно не понравилась продукция известных брендов специалистам ведомства, от Роспотребнадзора пока не последовало. Тем не менее ретейлерам предписано в кратчайшие сроки изъять из оборота указанные товары «с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан».

Чтобы открыть полностью, нажмите на фото

«Исследования бытовой химии и моющих средств других производителей продолжаются. Ситуация остается на контроле федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», — грозно предупреждает контрольное ведомство.

К слову, сегодня на завод Henkel в Пермском крае пришла внеплановая проверка территориального Роспотребнадзора. Об этом сообщила ТАСС заместитель начальника отдела надзора по гигиене труда управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Наталья Пономарева. «Проводится внеплановая проверка, отобраны образцы продукции. На сегодняшний день все образцы продукции находятся в работе. Пока информации о том, будут ли они соответствовать требованиям, у нас нет», — сказала она.

У Henkel в черный список угодили стиральные средства «Persil Эксперт Сенсетив», «Persil Эксперт Колор капсулы пятновыводителя», «Пемос детский Кислородные кристаллы», а также кондиционер для белья «Vernel Весенняя свежесть»

«СКОРЕЕ ВСЕГО, ВЕРНЕМ ВСЕ ЭТО ПРОИЗВОДИТЕЛЮ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» прошлись по казанским магазинам, торгующим мыльно-пенным товаром. Как выяснилось, до большинства из них грозное указание Роспотребнадзора не пущать на прилавки «хенкели» и «палмоливы» еще не дошло. Небезопасные порошки и прочие моющие средства спокойно продаются и покупаются. В «Магните» журналистам признались, что слышали что-то подобное… от покупателей. В «Карусели» и вовсе высказали искреннее удивление — о запрете они узнали от корреспондентов газеты. «А может быть, поэтому на них были скидки!» — воскликнули продавщицы этой сети. К примеру, в «Пятерочке», «Магните» и «Карусели» свободно продается запрещенный ныне Fairy Platinum, нет его разве что в магазинах «Альпари».

Так или иначе, ретейлеры уже приступили к «генеральной уборке» запрещенного мыльного товара на полках своих магазинов. Получение писем от контрольного ведомства «Коммерсанту» подтвердили в сетях METRO Cash&Carry, «Ашан» и Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

«Указанная продукция снята с реализации с полок торговых центров METRO и находится на ответственном хранении до принятия решения о ее возврате или утилизации», — сообщила представитель METRO Cash&Carry Оксана Токарева. В «Ашане» также сняли с реализации перечисленную Роспотребнадзором продукцию. В обеих сетях отметили, что доля убранных с полок товаров в их категориях «несущественна». «Мы не ожидаем, что изъятие станет фактором роста цен на данные виды товаров», — обещает Токарева. В группе «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория») заявили, что обращение к ним пока не поступало, в Х5 его получили только в понедельник вечером. «Пока мы его изучаем», — сказал представитель ретейлера Олег Полетаев.

У Procter&Gamble опасным признано средство для мытья посуды «Fairy Platinum лимон и лайм»

Коммерческий директор казанской розничной сети по продаже парфюмерии и косметики «Альпари» Игорь Рязанов сообщил «БИЗНЕС Online», что пока сверяет наличие товара в магазинах своей сети с черным списком Роспотребнадзора. «Скорее всего, либо вернем все это производителю, либо спишем, если производитель не захочет делать возврат, — отвечает он на вопрос о судьбе запрещенного товара. — Fairy Platinum, о котором идет речь, у нас вообще нет в ассортименте. Это продукт Procter&Gamble, который не является массовым, мы им не торгуем. Вот обычный Fairy — это да. Потребитель от этого не пострадает, ничего страшного не произойдет. У нас финансовых потерь не будет вообще. Henkel нам в любом случае эти затраты компенсирует».

«ОБЕСПЕЧИМ 50 ПРОЦЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ РОССИИ В СТИРАЛЬНОМ ПОРОШКЕ»

Сами производители, похоже, пока осмысливают произошедшее. В Henkel ограничились лишь лаконичным комментарием в том смысле, что «все товары бытовой химии проходят обязательную процедуру госрегистрации на соответствие установленным требованиям до того, как они поступают в продажу, а токсикологическая безопасность является приоритетным показателем для контроля. Procter&Gamble и Colgate-Palmolive на момент публикации не ответили на вопросы «БИЗНЕС Online».

Единственная отечественная компания, которая на равных конкурирует с иностранными корпорациями на российском рынке, — казанская компания «Нэфис Косметикс» (входит в ГК «Нэфис»). Компания — в тройке лидеров по производству и продаже стиральных порошков в России (доля — 11 – 12%), средств для мытья посуды (27 – 28%), чистящих порошков (18%). И, судя по последним событиям, эта доля будет только возрастать.

 

Впрочем, в пресс-службе компании заявили, что не могут комментировать решение Роспотребнадзора, поскольку тот исполняет свои функции. «Но если такие решения есть, то это факт. Стоимость бытовой химии в результате не подскочит, так как изъятые товары могут быть заменены российской продукцией, производственных мощностей хватит для полноценного обеспечения потребностей населения страны», — заявили в «Нэфис Косметикс». Также в компании добавили, что сейчас в стадии реализации находится новый проект по производству синтетических моющих средств, дополнительная мощность которого составит 240 тыс. тонн в год. Сдать его планируется к середине 2016 года.

«Общая производственная мощность (компании примред.), таким образом, составит 380 тысяч тонн в год — это 50 процентов потребности населения России», — заявляют в «Нэфисе». Кроме того, компания ведет другие проекты по импортозамещению. Так что в случае чего без бытовой химии страна не останется.

ДОЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА РЫНКЕ ПОРОШКОВ И МЫЛА — 75%

Тем не менее пока иностранные компании на российском рынке стиральных порошков и чистящих средств занимают примерно 75%. По данным Euromonitor, в 2014 году первое место с долей 37,1% в денежном выражении занимает Procter&Gamble, на втором месте — Henkel с долей 20,9%. А по данным источников «БИЗНЕС Online», суммарная доля рынка моющих и чистящих средств, контролируемая обеими корпорациями в России, и вовсе достигает 70%. «Самое интересное — это то, что на своих домашних рынках данные компании занимают гораздо более скромные позиции, а основную часть их выручки формируют именно страны постсоветского пространства и Восточная Европа. Доминирование зарубежных компаний на любом локальном рынке всегда идет в ущерб национальным производителям и не лучшим образом характеризует уровень развития экономики и ее перспективы», — добавляет источник.

Вице-премьер РФ Игорь Шувалов, открывая маслоэкстракционный завод в Казани, заявил работникам «Нэфиса»: «Ваши конкуренты типа «Хайнц» должны покинуть полки!»

Поэтому, разумеется, первым делом напрашиваются версии о политической подоплеке запретов с целью освободить место на полках для продукции отечественного производства. В соответствии с лозунгом вице-премьера РФ Игоря Шувалова, который, открывая маслоэкстракционный завод в Казани, заявил работникам «Нэфиса»: «Ваши конкуренты типа «Хайнц» должны покинуть полки!»

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов не исключает, что рейды Роспотребнадзора могут быть связаны антироссийскими санкциями. «Но если в случае с пищевыми продуктами такие нарушения найти проще, то в случае с бытовой химией это будет более сложный процесс», — отмечает Лукашов.

На политическую подоплеку указывает и то, что в перечне запрещенных к продаже товаров оказалась продукция петербургской компании «Невская косметика». Казалось бы, а с ней что не так? Однако стоит вспомнить, что компания владеет предприятием «Винницабытхим» на Украине. Именно с него с 15 июня ведомство запретило поставки моющих средств «Лотос» и «Ушастый нянь».

ЕЛЕНА ВАЕНГА: «У НАС ТОЖЕ ВСЕ ХОРОШЕЕ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ!»

Запрет на продажу популярных товаров гигиены уже стал поводом для комиксов и фотожаб в соцсетях. Пользователи «ВКонтакте» выкладывают фото хозяйственного мыла с подписью: «Импортозамещение?» Или просто снимки пустых прилавков, сопровождая их трагическими пророчествами типа «С орловских прилавков могут исчезнуть Palmolivе и Fаiry». Другие пользователи устроили символические похороны почему-то (ее нет в запретном списке) зубной пасты Colgate — фотография пачки помещена в черную рамочку с черной косой лентой и надписью: «Помним. Скорбим». Но самым популярным комиксом стало изображение Мистера Пропера, которому заламывают руки бойцы спецназа. К слову, само средство также пока не запрещено.

Впрочем, скорбят далеко не все. Так, о своей будущей жизни без Fairy и Persil в интервью Super рассказала Елена Ваенга. Назвав себя дотошной хозяйкой, в коллекции которой два десятка разновидностей моющих средств, 38-летняя звезда заявила, что обойдется в случае чего руками, головой и хозяйственным мылом.

«При богатстве выбора российских моющих средств я не помру без Fairy и Persil, — заявила Ваенга. — Я не принадлежу к людям, которые бьются головой об стенку и кричат о том, как им плохо без иностранной продукции. У нас тоже все хорошее и замечательное! Если ввели санкции, видимо, это наш ответ. С точки зрения крестьянской политики: глаз за глаз, зуб за зуб. А как по-другому?! Это не мы погибнем без Fairy. А тот, кто продает его, погибнет без нас! В конце концов, у меня есть руки, голова и хозяйственное мыло, я прекрасно им все отмою. Я — хорошая хозяйка».