Домой Главные новости В стране и мире «Фигура Ивана Грозного для многих народов – зловещий символ геноцида»

«Фигура Ивана Грозного для многих народов – зловещий символ геноцида»

0
«Фигура Ивана Грозного для многих народов – зловещий символ геноцида»

В Астрахани православный олигарх Малофеев лоббирует монумент покорителю Казанского и Астраханского ханств. Татары протестуют!

Сегодня всемирный форум татарской молодежи обнародовал открытое письмо в адрес губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина и руководства столицы региона. Активисты выражают обеспокоенность планами установления в городе памятника московскому царю Ивану IV. В каких российских городах в декабре 2019-го уже появились монументы в честь Ивана Грозного и почему руководство Астрахани разошлось во мнениях о целесообразности реализации подобного проекта — об этом в материале «БИЗНЕС Online».

Активисты выражают обеспокоенность планами установления в городе памятника московского царю Ивану IV

Активисты выражают обеспокоенность планами установления в городе памятника московскому царю Ивану IVФото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«ДЛЯ МНОГОМИЛЛИОННОГО ТАТАРСКОГО НАРОДА АСТРАХАНЬ — ВАЖНЕЙШИЙ ОЧАГ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИИ»

Сегодня всемирный форум татарской молодежи, в состав которого входит более 120 общественных организаций и сообществ по всему миру, на своей странице во «ВКонтакте» опубликовал письмо, адресованное губернатору Астраханской области Игорю Бабушкину, мэру столицы региона Алене Губановой и главе администрации муниципального образования «Город Астрахань» Радику Харисову. Речь в нем идет об идее установки памятника Ивану Грозному в Астрахани. 

Активная татарская молодежь выражает крайнюю обеспокоенность инициативой по поводу создания на территории города культурно-исторического центра, посвященного присоединению Астраханского ханства к России, установки памятника царю Ивану IV и проводимого в связи с этим интернет-голосования.

ВФТМ, напоминает, что Астрахань — это прекрасный многонациональный город с 1000-летней историей, где веками бок о бок проживали представители разных народов и конфессий: «Для многомиллионного татарского народа Астрахань — важнейший очаг формирования нации, центр его истории и культуры. При этом фигура Ивана Грозного всегда была и останется для многих народов нашей страны зловещим символом геноцида, бесправия, деспотии, политики конфессиональной нетерпимости и насилия. В исторической памяти он останется таковым, несмотря на решения, повлиявшие на судьбу страны и Астраханского края». Авторы письма напоминают, что «установку памятника организатору опричнины, нанесшей колоссальный урон историческим областям государства, не позволяли себе даже в самодержавной России».

Татарские активисты с сожалением констатируют тот факт, что Астрахань, имея прекрасную возможность углубить и показать древность своего происхождения, продолжает упорно отмахиваться от своей истории. «Вместо более чем 1000-летней истории, где находился один из мировых центров Средневековья, Астраханская область делает акцент лишь на эпохе завоеваний, — отмечается в письме. — Пока получается, что до взятия Астраханского ханства Иваном Грозным как будто и не существовало Астрахани, история этого города начинается чудесным образом только 460 лет назад. Тем самым местная история становится значимой только через прикосновение к ней фигуры Ивана Грозного, а своя, особенная история теряет собственное лицо. Складывается ощущение, что огромный пласт истории, целые народы и государства целенаправленно предаются забвению».

ВФТМ, выражая свою поддержку мусульманской общественности области, выступившей против инициативы установки памятника Ивану Грозному, просит губернатора  Бабушкина остановить процедуру голосования и не рассматривать вопрос установки памятника Ивану Грозному, строительства историко-культурного центра, посвященного взятию Астрахани, так как эта инициатива противопоставляет историческую память разных народов и нарушает межнациональный мир. В качестве альтернативы молодежь предлагает установить памятное сооружение, олицетворяющее единство и дружбу народов Астраханской области: «Уж оно-то точно не вызовет никаких противоречий, а главное — выступит символическим интегратором, в отличие от памятника Ивану Грозному. Для нашей общей Родины важны мир и согласие; все, что нарушает этот хрупкий баланс, должно быть отсечено».

На встрече с общественниками Константин Малофеев сообщил о готовности оплатить половину стоимости установки памятника

На встрече с общественниками Константин Малофеев сообщил о готовности оплатить половину стоимости установки памятникаФото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«ПАРАДОКСАЛЬНО, НО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ, ЧТО СИТУАЦИЯ НЕОДНОЗНАЧНАЯ, И ГОВОРИТ: «НЕТ», А ТАТАРИН ДАЕТ ДОБРО!»

Голосование появилось на прошлой неделе на официальном сайте администрации Астрахани. Жителям города предлагают ответить утвердительно или отрицательно на два вопроса: «Положительно ли вы оцениваете роль Ивана Грозного в России?» и «Одобряете ли вы установку памятника Ивану Грозному в городе Астрахани?» При этом отдать голоса за тот или иной вариант можно неограниченное число раз, и не только жителям Астрахани, а всем пользователям сети, причем за ходом голосования в режима онлайн понаблюдать нельзя. «Пришел инвестор, предложил построить [культурно-исторический комплекс и памятник Ивану Грозному]. Мы сами не можем принять такое решение, поэтому объявили опрос, опрашиваем жителей. Как решат люди», — сообщал о начале голосования журналистам глава МО «Город Астрахань» Харисов. Завершится опрос 20 января.

«Инвестор» — это православный олигарх, замглавы всемирного русского народного собора Константин Малофеев. На встрече с общественниками он сообщил о готовности оплатить половину стоимости установки памятника.

При этом мысли о монументе Ивану Грозному в Астрахани появлялись еще в начале 1990-х. Тогда даже начали разрабатывать проект, но все остановилось, как только возникли сложности с бюджетом. А в 2016 году с обращением об установке памятника Ивану IV на площади Ленина вместо памятника Владимиру Ленину к мэру города Губановой обратился председатель межрегиональной патриотической организации «ВеРИм» Владислав Дарвин. Но мэр тогда не поддержала эту инициативу, назвав данный вопрос достаточно сложным и отметив, что фигура этого царя в обществе воспринимается противоречиво. Любопытно, но в октябре прошлого года Губанова стала вице-президентом евразийского отделения всемирной организации «Объединенные города и местные власти», которое возглавляет мэр Казани Ильсур Метшин.

Как оказалось, такие разные мнения двух руководителей города связаны и с системой управления, выстроенной в столице Астраханской области. Собеседник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, рассказал, что в Астрахани есть мэр (Губанова), которая одновременно является спикером городского парламента. А есть глава администрации МО «Город Астрахань» (Харисов), которого назначает губернатор, а городское собрание либо утверждает кандидатуру, либо нет. Такой принцип управления внедрил один из предыдущих руководителей области. «У губернатора есть прямые рычаги воздействия на Харисова», — поясняет источник газеты, добавляя, что Губанова с Харисовым конфликтует. При этом, у кого из них двоих больше полномочий, наш собеседник затруднился сказать: «В руках Харисова — исполнительная власть, у Губановой — политическая. По закону выше мэр, так как в его руках политическая власть, но как там на самом деле и что пообещал Малофеев Харисову, никто не знает».

Пикантности ситуации добавляет и тот факт, что глава администрации МО «Город Астрахань», по сути, запустивший процедуру одобрения идеи установки памятника покорителю Казани и Астрахани в XVI веке, — уроженец Башкортостана, татарин по национальности. «Парадоксально, что русский человек, мэр Губанова эту ситуацию понимает, осознает и говорит: „Нет, ситуация неоднозначная, противоречивая, регион многонациональный“, дает понять, что нам подобное неинтересно. В этом году они опять пришли, но после того как в обществе по данному поводу поднялся шум, замолчали, — рассказал „БИЗНЕС Online“ на условиях анонимности один из татарских городских активистов. — Но за эти четыре месяца команда Малофеева подумала и вышла уже непосредственно на администрацию города, к Харисову. И татарин дает добро! Это же даже не астраханский обрусевший татарин, а из татарского района Башкортостана! Он организовывает голосование и обосновывает это тем, что Малофеев будет инвестировать в Астрахань. Но он что, начнет ремонтировать дорогу, строить мост?»

Татар в Астраханской области — примерно 7% населения, мусульман — около 25%. Так что шансы, что интернет-голосование выскажется за памятник «царю раздора», довольно велики. К тому же наши собеседники отмечают активную работу, которую развернул по этому вопросу Малофеев, встречавшийся и с местным митрополитом, и с атаманом казачьего войска. А воины-афганцы предложили учредителю телеканала «Царьград» поставить Ивана Грозного на центральной площади города, площади им. Ленина, где сейчас находится памятник вождю мирового пролетариата.

Памятником завоевателю Казани и Астрахани дело не ограничивается, Малафеев и Ко планируют открыть целый комплекс, посвященный присоединению Астраханского ханства к России, причем очевидно, что речь идет не об историческом примирении народов, а именно о воспевании самого военного похода войск московского царя. Кстати, как отмечал на своей недавней лекции в Казани известный московский историк, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Трепавлов, подчинение Казанского и Астраханского ханств стало принципиальным рубежом в повышении статуса русского монарха в глазах восточных и южных соседей, а впоследствии — подданных. При этом на первое место по статусу он ставит именно Астрахань. В руках московских властей оказались бывшие ханские домены, включая, как это названо в дипломатической переписке, «царево место» — руины Сарая.

Они (мусульманская общественность города) подготовили обращение к губернатору Бабушкину (на фото) и главе администрации Харисову

Они (мусульманская общественность города) подготовили обращение к губернатору Бабушкину (на фото) и главе администрации Харисову. Фото: kremlin.ru

«СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ СОЗДАНА НЕ ИВАНОМ ГРОЗНЫМ, А МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ НАРОДОМ»

Ранее против установки памятника Ивану Грозному в Астрахани выступила мусульманская общественность города. Они также подготовили обращение к губернатору Бабушкину и главе администрации Харисову. Как рассказал «БИЗНЕС Online» наиб-имам Белой мечети, преподаватель астраханского исламского колледжа Муслим Юнусов, под обращением уже поставили свои подписи более сотни человек. «Именно с агрессивной политики Ивана Грозного начались многочисленные проблемы мусульман на тех территориях, которые были захвачены. Вследствие проводимой им политики уничтожили все мечети, ислам стал религией вне закона. Лишь в конце XVIII века, после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора, в Российском государстве было организовано магометанское управление и разрешено строительство мечетей. Современная Россия создана не Иваном Грозным, а многонациональным народом, исконно проживающим на своих территориях. Бо́льшая часть населения Астраханской области исповедует не ислам, и все же не нужно забывать, что многие мусульмане области являются потомками мусульманского населения, жившего на этой территории в ордынский и более ранний периоды, таким образом, ислам в Астраханской области был и есть религией не иностранцев, а коренных жителей», — отмечают авторы обращения. Прихожане Белой мечети Астрахани призывают мусульман области поддержать данное обращение, проявить солидарность и поставить свои подписи под ним — последнее можно сделать в самой мечети, построенной в 1810 году на средства татарского купца первой гильдии Давида Измайлова на месте прежней деревянной.

Еще ранее против установки памятника Ивану Грозному в Астрахани выступил председатель астраханского общества татарской национальной культуры «Дуслык» Анвер Алмаев. Когда только появилось предложение Малофеева, Алмаев отмечал в местной прессе, что идея установки памятника — это «личное мнение, а обычным астраханцам данный памятник не нужен». «Есть информация, что в Великом Новгороде по приказу Ивана Грозного были утоплены тысячи христиан. Как же можно где-то ставить памятник человеку, совершившему подобное зверство? А о его жестокости к татарам я даже не буду говорить», — сказал тогда председатель «Дуслыка». Как пояснил «БИЗНЕС Online» накануне сам Алмаев, его мнение с тех пор ничуть не изменилось. По словам председателя астраханского общества татарской культуры, его организация пока не предпринимает каких-то действий, поскольку все ждут результатов голосования жителей Астрахани.

Между тем местные татары ждут от Алмаева более решительных мер. Они отмечают, что у лидера татар Астрахани еще остался административный ресурс и влияние, поскольку он долгие годы занимал пост заместителя председателя областной Думы. Ждут татары поддержки в этом вопросе и от всемирного конгресса татар, поскольку сам Алмаев является членом нацсовета «Милли шуры». Интересно, но, по словам наших собеседников, местная астраханская пресса мало пишет об этой животрепещущей теме, однако речь не о цензуре — журналисты опять же опасаются нарушить межнациональный мир в регионе. А еще против установки памятника завоевателю Казани и Астрахани Грозному выступили ногайцы, которые являются коренными жителями Астраханской области: «Сначала установили памятник Ермаку в Омске как плевок в сторону сибирских татар, теперь хотят поставить монумент душегубу в нашем городе как плевок в сторону нас».

Отметим также, что в декабре этого года сразу в двух российских городах открыли памятник Ивану Грозному — если в Александрове Владимирской области его удалось установить только со второй попытки (два года назад его установку отменили из-за разгоревшейся вокруг монумента общественной дискуссии и перенесли в Москву), то в Чебоксарах, назвав экспонатом, укрыли защитным стеклом и окружили видеокамерами. Местные власти говорят, что позже здесь откроется музей под открытым небом, ранее в этом месте располагалась Чебоксарская крепость и, как подтверждают историки, была захоронена Мария Шестова, бабушка первого русского царя из династии Романовых. 

По словам председателя национально-культурной автономии татар Чувашии Фарита Гибатдинова, многие, в том числе и татары, остались в неведении о планах администрации города установить статую Ивана VI в столице Чувашии, в связи с чем не успели вовремя отреагировать. «Мы еще в прошлом году выражали свое негативное отношение к установке памятника Ивану Грозному в Чебоксарах. Вроде вопрос закрыли, но тут втихаря поставили, никто не узнал об этом — ни татары, ни сами чуваши, нас просто поставили перед фактом. Никогда еще деяния, не согласованные с народом, к хорошему не приводили — люди сейчас озлоблены, а тут еще и памятник добавили», — рассказал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Сначала установили памятник Ермаку в Омске как плевок в сторону сибирских татар, теперь хотят установить памятник душегубу в нашем городе как плевок в сторону нас»

«Сначала установили памятник Ермаку в Омске как плевок в сторону сибирских татар, теперь хотят поставить монумент душегубу в нашем городе как плевок в сторону нас» Фото: Анастасия Курникова

 «ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ТАТАР ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬ ЭТОТ ВОПРОС»

«За государственные структуры я не отвечаю, но общественные организации, граждане должны высказать свое мнение — союзу писателей Татарстана, всемирному конгрессу татар необходимо поднять этот вопрос, — считает народный поэт РТ, экс-депутат Госсовета РТ Разиль Валеев. — Установка памятника Ивану Грозному, вообще его увековечение — это проблемный вопрос, напрямую касающийся судьбы татарского народа. Иван Грозный — человек, который уничтожил нашу государственность, повернул судьбу татарского народа в другом направлении, поэтому татарский народ не может быть равнодушен к таким желаниям поставить ему памятник. Иван IV является завоевателем Астрахани, которая тогда была частью татарского ханства».

А известный казанский историк, завотделом Института археологии АН РТ Искандер Измайлов напоминает, что в царское время, когда устанавливали монумент в честь 1000-летия Руси, вопросов, нужно ли устанавливать памятник Ивану Грозному или нет, не возникало — на этом памятнике его нет. «То, что сейчас по всей России устанавливают памятники Ивану Грозному, — это определенная аберрация (отклонение — прим. ред.) сознания, мы теряем важное понимание истории как нравственного начала, а история без нравственного начала не может существовать», — уверен наш собеседник. «Одна из первых комплексных работ по российской истории — труд Карамзина, несколько глав своего труда „Истории государства Российского“ он посвятил Ивану Грозному. Более того, в Московском университете устроил публичное чтения этих глав. Тогда это была информационная бомба, и он давал нравственные оценки, он считал, что Грозный — государь, который начинал хорошо, а потом его нравственные качества оказались не на высоте, и он, можно сказать, погубил страну, и благодаря его деяниям Россия погрузилась в смутное время. И очень странно, что сейчас мы отмечаем День народного единства, то есть преодоление смуты, но при этом ставим памятники человеку, который ответственен за организацию этой смуты», — говорит Измайлов.

Наконец, известный мусульманский блогер Расул Тавдиряков также уверен, что нынешний «парад памятников» Ивану IV не способствует развитию межнациональной и межконфессиональной дружбы. «Некоторые силы делают все, чтобы часть населения, которая негативно относится к политике Ивана Грозного, еще больше обозлилась на поступки властей, которые инициировали данное сооружение. Поэтому это не мудро как минимум и не учитывает мнение всех людей, населяющих наших страну. Это исключительно лоббирование интересов одной группы людей. В этом есть какой-то шовинистический оттенок», — резюмирует Тавдиряков.

Гульназ БадретдинАльфред Мухаметрахимов

Фото на анонсе: © Илья Питалев, РИА «Новости»

business-gazeta