Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Формула татарина или Чем заполнить пустой народ?

Формула татарина или Чем заполнить пустой народ?

0

Ринат Насыров – один из крупнейших бизнесменов Тюмени. Его молочный комплекс обеспечивает одну двадцатую часть рынка молочной продукции города и области. Несколько лет назад он вместе с другими местными татарскими бизнесменами учредил Конгресс татар тюменской области. Основная деятельность – поддержка полезных проектов, таких, как фольклорный фестиваль, например, или конкурс на образцовую татарскую девушку и лучшего джигита, где главным призом становится автомобиль. КТТО активно поддерживает всяческие стремления по исследованию истории, языка, сегодняшнего социального положения татар тюменской области, регулярно проводит семинары, чтения, конференции по результатам этих исследований. Поэтому у Рината Хамзиевича есть хорошее представление о том, что происходит сегодня с татарами, и что нам всем следует предпринять, чтобы нация развивалась и процветала.

Пустой народ?

Беседа с корреспондентом “еТатар” шла на фоне татарского концерта в Центре национальных культур города Ялуторовска, куда мы прибыли делегацией из Казани на празднование Маулида. Рината Хамзиевича, как одного из лидеров татарской общины, позвали на сцену, и он задал залу вопрос: «А здесь есть татары?» После выступления пояснил, что он имел в виду.

– Считают себя татарами, а о том, какие они татары, представления не имеют. Таких я называю заблудшими людьми, без ориентиров. Посмотрите, в чем выходят на сцену наши артисты. Зеленое платье с розовым платком, белые шаровары под юбкой. Никогда татарские девушки так не одевались. Но зрители не видят в этом ничего необычного. Станцевал артист чечетку под гармошку – зал в восторге. По идее он показал некрасивую пародию на наш татарский танец, но люди этого не понимают. Поэтому тех, кто сидит сегодня в зале, назвать татарами я не могу.

Кто же тогда татары? По словам Рината Хамзиевича, именно выяснением этого они и занимаются последние годы. Провели опрос среди 760 татар. Выяснили, что большинство тех, кто называет себя татарами, не знают своей истории, обычаев, религии.

– По сути, это пустые татары. Мы сегодня – очень пустой народ. За прошедший век наше содержание уменьшилось, чуть ли не исчезло. Сейчас перед нами стоит задача наполнить наше внутреннее содержание – знаниями, и духовностью, светом Аллаха – через ислам. Я это называю «лечением» – с помощью религии, традиций, обычаев, воспитанием бабушек и дедушек.

Результаты исследований опубликованы в книге «Татары Тюменской области: история и современность». Теперь идет работа над вторым изданием, где будут выяснять причины возникновения этой пустоты. Какая ошибка привела к потере национальной идентичности? Затем ожидается третья книга, в которой подробно будет описано, как нам вернуть свое татарство, какими должны быть татары через 20 лет, и что нам для этого нужно делать уже сейчас.

– Я считаю, что из семи миллионов татар только 70 тысяч могут называться татарами. Откуда такая цифра? Просто посчитал, сколько человек приходит на пятничные намазы – не больше одного процента. У имана и у татарства есть степени – у кого-то они с маковое зернышко, у кого-то – вселенских масштабов. Татарство в человеке то усиливается, то уменьшается, это тоже надо учесть. Но сейчас татарский дух будет расти, все изменится. Ни один народ не исчезнет с лица земли, если встанет на халяльный путь.

Перезагрузка, или Чего не хватает Путину

Ринат Насыров считает, что власть Путина неполноценна, пока он четко не определил свое отношение к национальному вопросу, культуре, образованию. Вот и возникают абсурдные понятия: «русский грузин» или «русский татарин». Но равнодушие власти к проблемам национальностей, причесывание всех под одну гребенку вызывает протест у людей, особенно среди молодежи. Давление со стороны власти привело к обратному эффекту – из-под этой большой «пружины» выскочили маленькие «пружинки», ростки, и их уже не соберешь обратно.

– Давая одну и ту же копейку на развитие и татарам, которые, например, в тюменской области составляют 8 процентов населения, и немцам, которых всего один процент – надеяться на поддержку народа бессмысленно. По словам одной из общественных деятелей Тобольска Луизы Шамсутдиновой, на прошедших выборах в Тобольской области и Тобольске Единая Россия набрала всего один процент. Вполне может быть. Ведь в наших татарских деревнях происходят невероятные вещи. Есть в деревне школа, туда собирают детей из окружных деревень. Напротив школы через дорогу клуб. На улице минус сорок, в клубе минус тридцать. За последние двадцать лет в татарские деревни Тюменской области не приехал ни один преподаватель, ни один специалист по культуре. Вот впервые за эти годы появился преподаватель хореографии из Казани, мы ему дали жилье, и сейчас он работает в деревне Киндер. Я считаю, в сложившейся ситуации есть и ответственность Татарстана.
Сильные татары – сильный Татарстан

– Татарстан должен понимать – для того, чтобы сохраниться, ему необходимо на что-то опираться. А это мы – татары в регионах. Надо создавать кластеры из сибирских татар, крымских, астраханских, новосибирских – и помогать им, поднимать на ноги эти группы. Придет время, они помогут Татарстану сохранить свою государственность. Но пока Татарстан это плохо понимает.

Я считаю – Татарстан сегодня должен показать свое великодушие по отношению к регионам компактного проживания татар. Если честно, чтобы поддержать татарское образование на уровне, в нашем регионе достаточно открыть 6 школ с детскими садами – в Тюмени, Тобольске, Томске, Кургане и т.д. Сделать это для Татарстана ничего не стоит. Зато в этих садах-школах дети с самого начала вырастут с пониманием, где его родина, какой у него его язык, культура, обычаи и традиции. Это единственный способ вырастить татар. Без этого всякие мероприятия наподобие сегодняшнего не имеют смысла.

По словам Рината Насырова, вполне уместно было бы открыть в Сибири филиалы Российского исламского университета, или Академии наук Татарстана. Пусть это потребует определенных затрат, зато люди получат место, где смогут изучать ислам, свое татарство. Исламское учебное заведение необходимо совместить со светским, считает Ринат Хамзиевич.

– Пусть студенты первые два курса изучают основы ислама, а остальные три курса – физику, математику, программирование, экономику, управление предприятием, менеджмент, маркетинг… Укрепив иман, человек получает полезные знания для жизни – только такая состоявшаяся личность может принести пользу и исламу, и татарам.

Но пока вопрос об открытии филиала РИУ не проходит дальше переговоров, сетует Ринат Насыров. Да и разговоры прекратились, когда дело дошло до реальных действий.

– Теперь перешли к обсуждению возможности открытия медресе. Я это называю мышиной возней. Мне кажется, до 2013 года здесь ничего не изменится, никакого филиала не появится. Единственный выход – создание частного и государственного партнерства с Татарстаном. Чтобы Татарстан работал здесь на уровне физических лиц, чтобы местные власти не имели возможности давить на организованные структуры.
Два греха, мешающие росту

Конгресс татар тюменской области участвует в реализации тех проектов, которые приводят к объединению татар. Как и в других регионах компактного проживания татар, в Сибири достаточно много разрозненных общественных организаций, работающих параллельно, но преследующих одну цель. По словам Рината Хамзиевича, сейчас то же самое наблюдается среди молодежных татарских организаций – кто-то собирается вокруг религии, кто то предпочитает дискотеки, или спорт – каждый ищет свой путь. Но придет время, говорит Ринат Насыров, эти организации объединятся.

– Я считаю, что разрозненность татар из-за двух грехов, способность совершать которые Аллах дает человеку с рождения. Первый грех – это лень, второй – скупость. Лень порождает ложь и оправдание. Аллах говорит: с ложью нельзя бороться, его можно только распознать, а это дается человеку с рождения. Борьба с ложью приводит к ее размножению. Поэтому надо бороться с ленью. Как? Загрузить человека работой. Но дать столько работы, с которым он справится, иначе он снова начнет обманывать. Если это случилось, значит, надо уменьшить нагрузку.

Второе – жадность, скупость. Из жадности происходит зависть, а из зависти – сплетни. Сплетни, по словам Аллаха, хуже прелюбодеяния, сплетничать приравниваются к поеданию мертвечины. Не надо искать источник сплетен. Чем больше в них копаешься, тем больше их становится. Чтобы искоренить сплетни, надо бороться с жадностью и скупостью. А как? Через благодарность, щедрость, труд, трудолюбие. К сожалению, у нашего татарского народа постепенно теряется понятие благодарности. Это потихоньку надо изменить, и только через благодарность, благородство можно изменить будущее нашего народа.
Быстрый харам и долгий халяль

У Рината Насырова свой алгоритм превращения идеи, желания в совершенное действие и результат. Независимо от того, в какой области нужно получить этот результат, все начинается с вопросов: как, зачем, почему? Их задает себе человек на самом главном и самом долгом этапе к цели – когда идея переходит в намерение, в момент преддействия.

– Надо ответить на два вопроса: «Почему я это делаю?» и «Зачем я это делаю»? Зачем это нужно мне и моему племени – семье, друзьям, сообществу. И только после этого ставим вопрос «как?». Для кого-то, может быть, это вопрос технологий, а для меня просто выбор – честным путем я это делаю, разрешенным, халяльным, или нечестным.

Например, хочу купить машину, объясняет Ринат Хамзиевич. Самый быстрый способ достичь этого – выйти и отобрать деньги у кого-то, или взять кредит. Результат придет быстро, но и будет недолговечным.

– А есть другой путь: сконцентрировался, приложил усилия, не переступая за порог дозволенного, купил машину, может быть не такую большую и не так быстро, как хотелось. Но зато результат остается высоким, и не исчезает, как в первых двух случаях. Поэтому в основе каждого действия лежит главный вопрос: дозволенным путем я это сделаю или нет. Без этого выбора действие не произойдет, и не будет ответа на остальные вопросы.
Нет содержания – нет лидера

Ринат Насыров с единомышленниками ищет разные пути привлечения людей к исламу. Как-то в качестве эксперимента стали платить по 500 рублей дополнительно к пенсии старикам, исправно посещающим мечеть. В качестве вознаграждения за их помощь в организации мероприятий, участие в жизни махалли. Но через три месяца старики собрали эти деньги и принесли обратно Ринату Хамзиевичу, сказав, что встали на этот путь вовсе не из-за денег.

– Мечетей у нас достаточно, а вот народ туда не ходит. Почему? Потому что интеллектуальный уровень имамов остается низким. Людям не интересно приходить в мечеть. Им кажется, что это просто чаепития-посиделки, а реальной помощи от ислама они не увидят.

Но пустуют не все мечети. Мы сами стали свидетелями, как мечеть города Ялуторовска еле вместила желающих участвовать на Маулиде, и как молодой имам мечети Раиль хазрат смог объединить прихожан – был учтивым с аксакалами, и собрал вокруг себя молодежь. Раиль хазрат нам показался примером настоящего лидера общины.

– Когда кто-то начинает видеть в других лучшие стороны, помогает им раскрываться лучшими качествами, своей чистотой, то этого человека люди признают своим лидером. И происходит это только после того, как через этого человека люди получают знания. У пустого народа лидеров не бывает. Только наполнившее себя знаниями и духовностью сообщества выдвигают лидера из своей среды, в знак признательности и благодарности за знания.
Забыли посчитать сабли

– Считаю, что за двадцать лет национального движения у татар так и не появилась тактика ведения борьбы за свои права. Что происходило здесь в середине 90-х? Татарские активисты вышли на площади с зелеными флагами, требуя территориальной самостоятельности сибирских татар, появился революционный настрой. Государство понимает: это же противостоящие нам силы! Сопротивляющийся народ. Надо уменьшить его численность. Как? Закроем школы, учреждения культуры, сократим количество языковых уроков. Сегодня исконно татарские земли Сибири пустеют – люди переезжают в города.

Ринат Насыров считает, что этого можно было бы избежать, если бы тогда хватило ума правильно действовать. Определить приоритетные вопросы и работать на их решение.

– Решили первостепенные задачи – остановились, проанализировали, рассчитали силы. «Посчитали сабли»: так, у нас 7 саблей, а надо девять. Что делаем? Находим их. Вот такой поступательной тактикой надо было двигаться. Все эти 20 лет ушли на приобретение опыта. Нас становилось меньше, ассимиляция по инерции продолжалась. Татарам всегда приходилось выживать, преодолевая трудности.

Ринат Хамзиевич подчеркивает, что сегодня очень важно выстраивать коммуникации между Казанью и регионами компактного проживания татар, чтобы было понимание: мы находимся в едином религиозном, культурном, экономическом пространстве.
Формула татарина

– Зачем мне лично надо быть татарином? На этот вопрос для себя я уже давно ответил. Мой дед Абзал был очень щедрым, великодушным человеком, его звали «Золотой Абзал». Имел в Тюмени несколько домов, пережил репрессию и ссылку, умер в 96 лет. Дед говорил: никогда ничего не делай приоритетным. Ни здоровье, ни семью, ни работу. Все веди равномерно, давай одинаковую значимость. Вот это чувство меры, определение меры – для меня и есть татарство. Пример деда меня убеждает в этом. И если ты живешь, соблюдая данный баланс – значит, ты татарин.

“еtatar”