Домой Жизнь татар Новости организаций "Дуслык" Идеал ГАЛЯУТДИНОВ: «Принципы формирования патриотизма у современной молодежи»

Идеал ГАЛЯУТДИНОВ: «Принципы формирования патриотизма у современной молодежи»

0

Выступление на пленарном заседании 21.02.2012 на межрегиональной научно-практической конференции по проблемам патриотического воспитания молодежи

Проходят годы, меняются поколения людей, их взгляды на мир, на события и отношения людей к ним. Со временем те или иные понятия теряют свое первоначальное значение. Понятие «патриотизм» не является исключением. Оно наполняется новым соержанием, оставаясь по форме неизменным
Патриотизм — это, прежде всего, любовь к Родине. И не только. Истинный патриот любит свою Родину не абстрактно, не, так сказать, созерцая со стороны, но и всячески тратит свои силы, знания, опыт для ее процветания и, конечно же, защищать ее интересы, безопасность.
Виссарион Белинский, говоря о  патриотизме в произведениях М.Лермонтова говорил так:
«Любить свою Родину — это значит пламенно желать видеть в ней осуществления идеала человечества и всеми силами способствовать этому….»
Давайте зададимся вопросом: кто считает себя патриотом и что он сделал и делает во имя свей Родины? Чтобы оправдадть это высокое звание патриота, готов ли отстаивать ценности своей Родины и отдать жизнь, защищая ее?
Гражданское, патриотическое воспитание людей, особенно молодежэи, представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовове, нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебного процесса, участия в общественно-политической жизни общества. Главной целью такого воспитания является формирование образа-личности гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, и, что особенно важно — иметь сформулированную систему взглядов на демократические ценности и готовность участвовать в общественно-политической жизни общества.
Моя задача не столько давать какие-то рецепты воспитания патриотизма, а обозначить проблемы в этой области, привлечь внимание аудитории к этим проблемам.
На мой взгляд, понятие «патриотизм» необходимо рассматривать с точки зрения составляющих его компонентов, так сказать, увидеть его структуру: экономическую, политическую, социальную и духовно-нравственную составляющие.
Формирование и развитие ценностного отношения к государству, воспитание толерантного сознания, развитие гражданственности и,  в целом, патриотизма необходимо рассматривать комплексно.
Собственность в нашей стране уже не является общественнй, богатство страны поделены между различными категориями людей: очень богатыми (олигархами), не очень богатыми и государством. Основная же часть населения — наемная рабочая сила, пенсионеры со своими пенсиями. Ленин в свое время говорил, что  у «трудящихся нет Отечества», то есть ту страну, где богатства ее принадлежат кучке олигархов, будут ли трудящиеся защищать такое Отечество, будут ли отстаивать интересы богатых?
Как же воспитывать патритизм у нашей молодежи в этих условиях? Чтобы добиться отнсительной справедливости в распределении благ, принцип «отнять и поделить» не подходит –  это мы уже проходили. Видимо, необходимо найти такие формы, методы, экономического, политического, нравственного воздействия, чтобы благами своей страны могли пользоваться в полной мере все граждане России. Для этого каждый из нас должен занимать активную жизненную, гражданскую позицию, участвовать в разработке и реализации таких законов и других нормативных актов, чтобы исправить допущенные в 90-х годах искривления в экономике страны, расстрачивании ее богатств, когда за безценок было все распродано при попустильстве власти.
Участие в этом процессе, особенно молодежи, имеющих достаточно знаний, навыков, желание быть полезным своему народу может быть основой формирования патриотического отношения к своей стране.
Демократические институты в нашем обществе находятся лишь в начальной стадии своего формирования. Система законодательных, судебных, исполнительных органов требует своего переосмыления, освобождения от тяжелых пут бюрократизма, коррумпированности, утверждения повсеместно социальной справедливости и объективности.
Сегодня мы видим, что определенная часть людей, скажем прямо, немалая часть, не может быть удовлетворена существующим положением вещей, не всех устраивает существующая политическая система.
Свое несогласие, недовольство они выражают посредсмтвм выхода на митинги, демонстрации, в средствах массовой информации, путем протестного голосования на выборах.
В этих действиях мы должны видеть не антипатриотические настроения, наоборот, люди таким образом желают видеть свою Родину, свою страну справедливой, демократичной. Следовательно, задача государства, общественных организаций добиться реализации подлинных чаяний граждан, чтобы каждый из нас мог гордо сказать: «Я живу в стране, где интересы государства и мои, гражданина России, совпадают и я буду защищать ценности моего государства, моей страны».

Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм, в собственном смысле, – эта категория нравственная.
Нравственные ценности России находятся в опыте  и традициях, хранимых, живущих в нас самих. Это относится  и к семейно-брачным отношениям, семье, как первичной структуре цивилизованного общества.
Институт семьи в наше время претерпевает серьезные изменения, как по своей форме, так и по своему содержанию.
Ребенок, приобретающий первичные духовно-нравственные ценности в семье, элементы патриотизма, подчас дезореинтирован, у него размыты понятия семьи. Я говорю не только о неблагополучных семьях, где родители лишаются прав на своих детей и т.д. Но гораздо более серьезных проблемах, связанных с духовно-нравственными элементами семьи.
В России по данным последней переписи 33 миллиона браков (семей), а количество гражданских браков, то есть сожителей (приблизительный подчет) более 3 млн. пар. Это значит, что более 6 млн. мужчин и женщин живут во грехе, т.к. их «брак» не освящен, дети, рожденные от таких пар считаются незаконнорожденными, с точки зрения правовой — это лишение прав детей и родителей.
На языке церкви — это форма сожительства называется прелюбодеянием. В Самарской области гражданских браков — 134899. В Великобритании, к примеру, этот показатель ежегодно растет на 60-65 процентов.
К 2031 году ученые прогнозируют увеличение количества гражданских браков до 250 процентов. Между тем, исследователи установили, что более здоровые дети вырастают у женатых, нежели у  «свободных» отношений (журнал «Женские страсти»).
Ислам против гражданских браков, неосвященных на основе шариата, все браки, заключенные между мусульманами, обязательно должны быть освящены в соответсвии с шариатскими законами. Исключение составляют смешанные браки, заключаемые между этническими мусульманами и немусульманином.
В гражданских браках, как правило,  дети нежелательны, такие парочки хотят жить «для себя», а когда появляется желание завести детей — уже «поезд ушел».
Да и сама молодежь вступает в  интимные отношения в достаточно раннем возрасте. Она уже до вступления в семейно-брачные отношения расстрачивает духовно-нравственные ценности, которые может дать семья.
В 2009 году, например, заключение браков в России снизилось на 2,7 процентов, расторжение увеличилось на 2,8 процентов по сравнению с предыдущим годом.
К этому нужно добавить, что более милионна человек — россиян — сидят в тюрмах, более 5 млн. хронических алкоголиков, наркоманов, вич инфицированных, огромное количество бомжей, то есть «выкинутых» из семьи никому ненужных людей чьих-то родственников, в домах престарелых живут старики при живых детях, большое количество беспризорных детей и т.п.
Все это приводит к утрате значимости семьи в воспитании патриотизма, к снижению количества населения, особенно той его части, которая считается потенциальными воспроизводителями.
У каждого явления есть свои причины. Почему Россия, отличающаяся веками традициями многодетных семей, вдруг перестала воспроизводить население? Возможно, экономические и социальные трудности? Но ведь и в тяжелые годы голода и холода люди не переставали рожать, многодетные семьи были обычными для России. Благодаря своим людским ресурсам, наш народ сумел победить в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Обратимся к гитлеровской    доктрине уничтожения народов Советского Союза. Этого ему не удалось сделать. Но эту идею взяли на вооружение американские и английские апологеты уничтожения нашего народа: вначале Аллен Даллес, затем Бжезинский, Сорос. По их доктринам в качестве первоначальной задачи ставился развал Советского Союза, затем раз-дробление Российской Федерации на ряд провинций по национальным признакам, разжечь между ними войны, конфликты, чтобы наши народы, поубивали друг друга. Они вынашивают идею и активно пытаются внедрить в сонание людей так называемую доктрину «Золотого миллиарда», согласно которой население земли не должен превышать одного миллиарда человек, в том числе в России должно остаться население не более 15 миллионов человек.
Какими методами они хотят реализовать свои планы относительно России? Только один пример. Доведя СССР, затем Россию при горбачевско-ельцинском режимах до нищеты, под видом внедрения рыночных отношений запад добивается от Горбачева лишить государство монополий на водку (реализация которой, кстати, приносила государству несколько миллиардов рублей прибыли ежедневно). Начинается повальное производство дешевого низкопробного алкоголя, от уптребления этого суррогата травятся люди, происходит спаивание народа, резко возрастает количество алкголиков, в основном средневозрастной, детородной категории людей. Угрожающих мсштабов достигает наркомания, вичинфицированных людей. Разрушаются семьи, дети остаются при живых, но спившихся родителях, без крова, родительской ласки.
С другой стороны, активно внедряется в созидание людей, особенно молодежи, так называемый «безопасный секс». Дело доходит до того, что в школах детям бесплатно раздают презервативы, побуждая их таким образом к беспорядочному, безбрачной половой жизни, активно пропагандируются однополые браки.
Пропаганда абортов пронизывает все возрасты женщин. В Рссии , например, на 100 родов приходится 140 абортов ( в Европе всего 30). По данным, которые привел патриарх Кирилл на встрече руководителей традиционных конфессий с В.Путиным, в России количество новорожденных составляет ежегодно 1,8 млн. человек, а абортов 3-4 млн. Это на население России в 140 млн. человек. В США в 2011 году на 308 млн. населения было совершенно 1 млн. 210 тысяч абортов, это на 8 процентов меньше, чем в 2009, 2010 годах. В последние 3 года на 1000 семейных пар роды в США увеличились на 16,5 процентов, то есть ежегодно — 4 млн. человек родов.
Западные ценности, которые с огромным усердием и с огромными финансовыми затратами внедряются в сознание россиян. Они (апологеты запада) спят и видят, чтобы Россия была экономически слабой, морально и нравственно деградированной. Если мы не осознаем этого, не подключимся к искоренению негативных явлений, если мы своими бездушными поступками, сами того не понимая, будем помогать западу разрушать нас — у России будущее будет призрачным.
Проблема сохранения семьи,  роста численности населения России связана и с воспитанием военного патриотизма, с военной службой, вооруженной защиты Родины. Скажем прямо, если не будет роста народонаселения, Россию некому будет защищать Военный патриотизм –  эта часть патритического вопитания, она наиболее консервативна, устойчива и исторически, традиционно выверена. Здесь существуют свои законы, правила, формы и методы воспитания.
Вместе с тем, не можем рассматривать воспитание военного патриотизма обособленно от воспитания общегражданского патриотизма.
О чем идет речь?. Армия, как сколок общества (по выражению М.В.Фрунзе) и отношение к ней за последние десятилетия претерпели целый ряд существенных изменений. Изменилось как сама Армия, так и отношение к ней со стороны общества. Высокий авторитет, который был у армии в послевоенный период, до развала Советского Союза, опустился до нулевого уровня. Служить в армии стало непрестижным. «Косить» от службы стало нормой среди молодежи, в целом в обществе. Здесь виновата не только и не столько так называемая «дедовщина», но и целый ряд социально- политических проблем, связанных с политикой отторжения армии от общества. В политических кругах, в средствах массовой информации началась кампания травм офицерского состава, унижения их чести, достоинства, обречения их и их семей в нищенское существование. Были упразднены в образовательных учреждениях военные преподаватели, военруки. Дело дошло до того, что в армию юношей стали  отправлять путем «отлова» их милицией. Принцип «кто не служил в армии, тот не настоящий мужчина» стал посмешищем. Да и в самой армии был упразднен институт потитработников, так необходимых для воспитания личного состава.
В этих условиях прививать любовь к армии, воспитание военного патриотизма стало просто нереально.
В последнее время государство, правительство, наконец, оценили создавшуюся ситуацию. Бездумие, безразличие к своим Вооруженным Силам могли, в конечном счете, привезти к непоправимым последствиям. Армию начали перевооружать современными видами вооружения боевой техникой.Больше стали проявлять заботу к социальным нуждам военнослужащих, их семей: были повышены денежные довольствия личного состава, пенсии офицеров запаса, стали решаться проблемы обеспечения жильем. Больше внимания стало уделяться к ветеранам Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и многое другое.
Эти изменения создают хорошую основу для воспитания юношей и на героическом прошлом и настоящем, военных подвигах старшего поколения, воспитания укрепления  морально-боевого духа личного состава. Ведь чем сильнее армия, тем более уверенно проводит государство свою внешнюю политику. Как говорит наш знаменитый дирижер Гергиев, «мы должны добиться того, чтобы Россию признавали, боялись или уважали, но признавали».
Это возможно лишь тогда, когда в стране стабильное поступательное развитие, устойчивые гражданские демократические  институты, сильна дружба между народами и Вооруженные Силы являются надежными защитниками интересов Отечества.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что хотя, как говорит ВВПутин, характеризуя создавшееся положение в стране, о том, что «само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, тем не менее для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, позитивное значение. Это – чувство гордости своим Отечеством, его историей, победами. Это – стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, справедливее, счастливее. Это – когда мы говорим о национальной гордости и когда эти чувства свободны от национального шовинизма и имперских амбиций, от узконационалистической кичливости.
Реализация государственной политики в области патриотического воспитания (два Постановления РФ уже были приняты 2001-2005, 2006-2010 г.г) воспитания и Российского патриотизма», которые предполагает бережного отношения к героическому историческому прошлому страны, понимания современных противоречивых реалий, уважение ко всем народам, населяющим Россию, их национальному достоинству, культуре, традиций, не разделяя искусственно российский народ на «государствообразующий» и второсортный.
Мы не должны забывать, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всем народом России) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации, а сближает их. Патриотическое сознание предполагает понимание всеми народами, живущими в нашей стране, как единой семьи. В нашем Российском патриотизме чувство гражданина сочетается с чувством малой родины, родной республики, области, края. Именно развитие России как многонационального, многоконфессионального государства предполагает успешное решение задач патриотического воспитания.