Как стало известно «Ъ», разбившийся 1 июля при тушении лесного пожара в Иркутской области Ил-76 МЧС России не падал, а ударился о склон сопки в так называемом контролируемом полете. Об этом говорят результаты расшифровки бортового самописца самолета. При этом авария, в результате которой погибли десять членов экипажа, произошла еще до подлета транспортника к очагу пожара — самолет рухнул вместе с 42 тоннами воды, которые так и не успел сбросить. Таким образом, доминирующей в расследовании стала версия об ошибке опытнейшего командира Ил-76 Леонида Филина, который мог потерять ориентировку в пространстве из-за плохой видимости.
Как сообщил «Ъ» близкий к расследованию катастрофы источник, полученная экспертами МАК информация с параметрического самописца Ил-76 позволила исключить прозвучавшие ранее версии о возможных технических неполадках на борту транспортника, возникших в связи с его попаданием в зону лесного пожара. Таких, например, как резкое повышение температуры поступающего в двигатели воздуха или образование слоя копоти на лопатках турбин — все эти проблемы обязательно привели бы к падению тяги, которая, по данным расшифровки, соответствовала выбранному летчиками режиму. Как следует из расшифровки речевого самописца, о каких-либо проблемах на борту не говорили и пилоты. О предстоящем крушении экипаж не догадывался почти до самого столкновения с сопкой.
По данным источника «Ъ», на подлете к Качугскому району, в котором экипажу предстояло сбросить 42 тонны воды в некоей условной точке, определенной планом операции как пожар N40, летчики снизились до минимально безопасной высоты. Она должна быть на 200 метров выше самой высокой точки рельефа в зоне полетов. Для Качугского района, на территории которого преобладают невысокие пологие холмы, она соответствовала примерно 1400 метров. Однако пожар N40 бушевал в низине, на отметке около 800 метров, и сбрасывать на него воду с 600-метровой высоты не имело смысла — она бы просто испарилась еще на подлете к очагу. Поэтому пилотам пришлось выбирать траекторию движения так, чтобы подобраться к цели и одновременно снизиться, минуя возвышенности.
Однако все эти системы экипажу Ил-76 под командованием опытнейшего военного летчика Леонида Филина, принимавшего участие более чем в 200 сложнейших операциях МЧС, почему-то не помогли.
По данным источника «Ъ», экипаж Ил-76 работал в крайне сложных условиях, и ни один из установленных на борту транспортника навигационных приборов не мог обеспечить ему абсолютную безопасность. Так, например, оба высотомера в условиях горной или холмистой местности малоэффективны, поскольку измеряют высоту отметки, которую самолет уже пролетел, не позволяя экипажу оценить обстановку в перспективе. Более совершенную СРПБЗ задействованные в тушении пожара летчики вынуждены отключать или просто игнорировать, поскольку на подлете к очагу пожара, когда экипажу требуется снижаться до сотни метров от поверхности земли, постоянные звуковые и световые предупреждения только мешают сосредоточиться. «Таким образом пилотам по сути остается надеяться только на свой опыт», — полагает собеседник «Ъ».
Отметим, что руководства летной эксплуатации (РЛЭ) всех самолетов и вообще все авиационные правила категорически запрещают пилотам снижаться ниже минимально допустимой высоты полета. Однако для авиации МЧС, сотрудникам которой приходится работать в особых условиях, были разработаны так называемые дополнения к РЛЭ Ил-76, позволяющие спасателям отступать от установленных норм. Этот документ сейчас внимательно изучают участники технической комиссии. Возможно, после окончания расследования эксперты порекомендуют внести в дополнения ужесточающие поправки. Не исключено также, что после иркутской трагедии, в результате которой погиб в полном составе один из лучших экипажей МЧС, самим спасателям придется пересмотреть выработанную ранее тактику борьбы с лесными пожарами.