Илшат Салахов: «Мы видим, что спрос на АИ-95 стал превышать спрос на АИ-92…»

0
5

Руководитель ТАНЕКО о «нестареющем» масле, арктическом топливе и отказе «от части поставок» от ТАИФа

«Потребность в моторных топливах растет вопреки всем ожиданиям по увеличению спроса на электромобили», — опровергает рассуждения о конце эры нефти гендиректор ТАНЕКО Илшат Салахов. В интервью, приуроченном к открытию сразу трех новых установок (стоимость — более трех десятков миллиардов рублей), он рассказал о позиционировании «Татнефти» как универсального подрядчика, который может построить любое производство в любой точке мира, о сокращении сторонних поставок сырья, водороде как топливе будущего, а также о хайтек-маслах для косметики и защиты фруктов.

Сегодня на ТАНЕКО состоится официальный ввод в эксплуатацию трех новых установок, общий объем инвестиций в которые составил более 31,5 млрд рублейФото: Александр Рюмин/ТАСС

Хайтек-масла, новый бензин и топливо будущего

Сегодня в Нижнекамске состоится официальный ввод в эксплуатацию трех новых установок, общий объем инвестиций в которые составил более 31,5 млрд рублей. На торжественный запуск ожидают президента РТ Рустама Минниханова. «На самом деле это большие заводы, которые мы раньше возводили многие и многие годы, вводили по одному в пятилетку и очень гордились. Сейчас мы их поставили на поток», — анонсировал в марте событие гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов.

Сегодня компания запустит производство смазочных масел мощностью 20 тыс. т в год с возможностью увеличения до 60 тыс., завод сможет производить практически все виды масел — от моторных и индустриальных до «белых», которые используются в медицине и пищевой промышленности.

Установка каталитического крекинга стоимостью 21,1 млрд рублей вошла в 50-миллиардное соглашение об инвестициях, которое «Татнефть» заключила с минэнерго РФ, — она должна увеличить глубину переработки и объемы производства бензинов, а также дать компании новые продукты.

Установка производства водорода, уже третья по счету на заводе, позволяет очистить нефть от серы и прочих примесей и нарастить выпуск газа, который многие считают топливом будущего.  

О том, как каждое из новых производств изменит татарстанскую нефтехимию, «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор ТАНЕКО Илшат Салахов.

Илшат Салахов: «Сегодня в «Татнефти» собраны все компетенции по ТЭО, проектированию, строительству, пусконаладке нефтеперерабатывающих и нефтехимических установок любой сложности. Конечно, в этом большая заслуга коллектива управления по реализации проектов строительства, который показал, как нужно работать, чтобы достигать цели»Илшат Салахов: «Сегодня в «Татнефти» собраны все компетенции по ТЭО, проектированию, строительству, пусконаладке нефтеперерабатывающих и нефтехимических установок любой сложности. Конечно, в этом большая заслуга коллектива управления по реализации проектов строительства, который показал, как нужно работать, чтобы достигать цели»Фото: «БИЗНЕС Online»

«К открытию производства масел мы готовились несколько лет»

— Илшат Илгизович, вас можно поздравить с одновременным запуском трех крупных установок на ТАНЕКО. Расскажите, как они усилят «боеспособность» завода?

— Эта весна у нас богата на пуск технологических установок. В среднем в год мы вводим в эксплуатацию 3–5 новых установок, 2021 год не исключение — планируем ввести сразу 6 технологических установок, три из которых запустили весной в режиме комплексного опробования. Это установка по производству водорода мощностью 100 тысяч тонн в год и установка каталитического крекинга мощностью по сырью 1,1 миллиона тонн в год, а производство смазочных материалов мощностью 22 тысячи тонн в год (с потенциалом расширения до 40–60 тысяч) буквально на днях мы вывели на технологический режим комплексного опробования. 

Мы будем получать арктическое топливо практически с нулевым содержанием полициклической ароматики и температурой застывания минус 90 градусов Цельсия. 

Илшат Салахов   гендиректор ТАНЕКО

Илшат Салаховгендиректор ТАНЕКО

— Создав с нуля завод масел, вы ставите точку в сложном «бракоразводном процессе» с ТАИФом. В чем отличие нового предприятия от предыдущей версии?

— Та история была для «Татнефти» очередной точкой отсчета развития производства смазочных материалов. Причем точкой позитивной и положительной: мы за очень короткие сроки построили новое современное и максимально автоматизированное производство. Практически все оборудование отечественное, включая систему управления. Компания «Татнефть» сегодня имеет компетенции по разработке системы управления технологическими процессами и противоаварийной защиты. Сейчас идет процесс получения патентов на систему, она успешно прошла испытания на заводе масел и внедряется на установке изодепарафинизации дизельного топлива, которую мы планируем запустить в комплексное опробование в ноябре этого года.

А если говорить об объемах производства масел, то предыдущий завод был рассчитан на 10 тысяч тонн в год, а новый — на 22 тысячи, с возможностью расширения производства до 60 тысяч.

Наиль Маганов: «На самом деле это большие заводы, которые мы раньше возводили многие и многие годы, вводили по одному в пятилетку и очень гордились. Сегодня мы их поставили на поток»Наиль Маганов: «На самом деле это большие заводы, которые мы раньше возводили многие и многие годы, вводили по одному в пятилетку и очень гордились. Сегодня мы их поставили на поток»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какие виды масел будете производить? Какой категории?

— Мы планируем выпускать практически всю гамму масел, которые востребованы на рынке сегодня и нужны будут завтра: это и моторные, и трансмиссионные, и гидравлические, и компрессорные, и индустриальные, и энергетические. Почему я с такой уверенностью о подобном говорю — мы выпускаем отличные базовые масла на ТАНЕКО.

В России мы единственные, кто производит базовые масла III группы в таком объеме и с таким качеством. Мы получили соответствие смазочных материалов «Татнефти» на основе наших базовых масел требованиям API (Американский институт нефти), европейским АСЕА, имеем одобрение от таких автопроизводителей, как Mercedes-Benz, Renault, Volvo, Volkswagen, ряда производителей двигателей. Кроме того, мы в независимой лаборатории APL (Ландау, Германия) и до пандемии, и во время нее проводили бенчмаркинговые стендовые испытания наших масел.

Мы находимся по качеству продукции наравне с такими компаниями, как British Petroleum, Shell и Chevron, а по ряду показателей даже превосходим их. Более того, упомянутые фирмы у нас покупают наши базовые масла для изготовления своих смазочных материалов.

Илшат Салахов   гендиректор ТАНЕКО

Илшат Салаховгендиректор ТАНЕКО

Исходя из всего этого, я думаю, можно представить, насколько высок уровень масел, которые мы произведем и выведем на рынок.

— Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов говорил, что данный завод будет самым современным то ли в России, то ли в Европе…

— Самым современным в мире с точки зрения техники. Причем еще раз: все оборудование отечественное, кроме установки выдувки канистр. Мы ее приобретали в Китае, и то она была произведена полностью под наш проект: все показатели, вплоть до веса, прочности и дизайна канистр, мы разрабатывали сами. Машину спроектировали таким образом, чтобы остатков полиэтилена было минимальное количество, да и те перемалывались и использовались как вторичное сырье для производства канистр — без ущерба для качества.

— Покупали ли вы технологии у кого-либо или сами обладаете достаточной компетенцией?

— Это отечественная технология «Татнефти», мы сами ее разработали. На новом производстве блендинг масел будет производиться с помощью отечественной волновой технологии, обеспечивающей высокую дисперсность смешения компонентов согласно рецептурам. Она сохраняется в том числе при фасовке продукта по канистрам и емкостям при хранении, благодаря чему масло не расслаивается. А подобное — основа из основ качественной работы смазочных материалов во время эксплуатации. Это также дает нам дополнительное преимущество, у нас лучший показатель старения масла — оно не стареет, фактически можно сказать, что мы производим масло с функцией антистарения.

«Это отечественная технология «Татнефти», мы сами ее разработали. У нас лучший показатель старения масла — оно не стареет, фактически можно сказать, что мы производим масло с функцией антистарения»«Это отечественная технология «Татнефти», мы сами ее разработали. У нас лучший показатель старения масла — оно не стареет, фактически можно сказать, что мы производим масло с функцией антистарения»Фото: Радик Кутушев, пресс-служба «Татнефти»

— Масла в отличие от бензинов — высокомаржинальный продукт, но продающийся в гораздо меньших объемах. На какие рынки сбыта нацелились?

— Умение продавать масло — талант, потому что это действительно штучный товар. Если 10 тысяч тонн дизтоплива можно сбыть, заключив договор одним росчерком пера, то то же количество масла, упакованного в литровые канистры, совсем другое. Важно грамотно выстроить систему продаж, дилерскую сеть и техподдержку — как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Мы знаем, кто наши конкуренты и как себя с ними вести. К открытию производства масел мы готовились и несколько лет все эти аспекты прорабатывали.

— А рядовому автомобилисту где-то ваши масла можно будет купить?

— Конечно! Планируется реализация через наши АЗС и известные дилерские сети. Они будут под брендами «Татнефть» и «ТАНЕКО». Стоит задача, чтобы масла продавались везде. Тем более что за качество мы ручаемся.

— Вы же занимались еще и маслами для парфюмерной и даже пищевой промышленности?

— Да, это рынок «белых» масел, очень узкий, но весьма прибыльный. «Белые» масла создаются на основе базовых масел III группы путем полной очистки от ароматических и других соединений для соответствия жестким требованиям сырья в пищевой и медицинской промышленности.

Это реально хайтек-товар для использования в косметике, медицине, пищевой промышленности и сельском хозяйстве — такими маслами можно обрабатывать яблоки, другие фрукты и овощи, чтобы они долго хранились: наш продукт позволяет сохранять их свойства и не наносит вред человеку. 

Илшат Салахов   гендиректор ТАНЕКО

Илшат Салаховгендиректор ТАНЕКО

— В каких объемах планируете производить «белые» масла?

— Проработка по категориям еще идет. Исходя из ситуации на рынке, мы и будем определять, сколько перерабатывать в смазочные материалы, сколько — в «белые» масла, а сколько продавать как базовые.

— В прошлом году проведена глубокая модернизация предприятия TAIF Lubricants — оно, похоже, решило наконец проблему с технологиями и не так давно объявило о старте продаж своих масел. Насколько серьезную конкуренцию составит производитель, расположенный практически за вашим забором? Как будете делить рынки?

— Делим рынки не мы, а потребитель, голосующий рублем за качество. А мы просто должны соответствовать параметрам рынка как по качеству, так и по цене. 

«На ТАНЕКО это третья установка водорода, уже работают две — мощностью в 100 и 22 тысяч тонн»«На ТАНЕКО это третья установка водорода, уже работают две — мощностью в 100 тысяч и 22 тысячи тонн»Фото: Радик Кутушев, пресс-служба «Татнефти»

«Рассматриваем установку как объект для перехода на водородную энергетику»

— Что из себя представляет новая установка производства водорода?

— На ТАНЕКО это третья установка водорода, уже работают две — мощностью в 100 тысяч и 22 тысячи тонн, обе по лицензии датской компании Haldor Topsoe. Для строительства новой установки мы использовали проект существующей мощностью 100 тысяч по согласованию с лицензиаром. 

При этом мы достигли соглашения с лицензиаром о максимальном изготовлении необходимого для запуска установки оборудования на отечественных предприятиях — задействовали Бугульминский механический завод, «Казанькомпрессормаш», «Волгограднефтемаш», НПО «НАТЭК-Нефтехиммаш» и так далее. На первой водородной установке выдвигалось требование закупить основные комплектующие на рекомендованных лицензиаром заводах Европы для обеспечения гарантийных показателей работы. Нам необходимо было, чтобы отечественные предприятия тоже могли делать высококачественное оборудование. Датчане препятствовать не стали, и сегодня мы видим, что по первым результатам пусконаладочных работ установка функционирует в стабильном технологическом режиме, а наши отечественные заводы-изготовители, строительные подрядчики, персонал УРПС и ТАНЕКО получили бесценный опыт по реализации таких проектов своими силами.

Ради объективности отмечу, что по требованию лицензиара буквально малая часть оборудования для печи-реактора была заказана в Италии, и, когда оно пришло к нам, мы в очередной раз убедились, что ничего в нем сверхсложного нет, и все можно было изготовить и у нас, причем в более короткие сроки с учетом уровня пандемии в Италии. Несмотря на это, установку мы построили за два с половиной года — довольно короткий срок даже по мировым меркам.

«Установку мы построили за 2,5 года — это короткий срок даже по мировым меркам»«Установку мы построили за два с половиной года — это короткий срок даже по мировым меркам»Фото: Радик Кутушев, пресс-служба «Татнефти»

— Почему локализация производства оборудования так важна для ТАНЕКО? Вы же все-таки не строительная организация…

— Это важно для «Татнефти». Сегодня в компании собраны все компетенции по ТЭО, проектированию, строительству, пусконаладке нефтеперерабатывающих и нефтехимических установок любой сложности.

Конечно, здесь большая заслуга коллектива управления по реализации проектов строительства, который показал, как нужно работать, чтобы достигать цели.

На ТАНЕКО мы установки подряд сдаем, одну за другой. А это та самая компетенция, позволяющая «Татнефти» позиционировать себя как сильного ЕРС-подрядчика, который может построить любое производство в любой точке мира. Это дорогого стоит.

Илшат Салахов   гендиректор ТАНЕКО

Илшат Салаховгендиректор ТАНЕКО

Если в качестве примера взять третью установку производства водорода, то для ее пуска при поддержке Наиля Ульфатовича (Наиль Маганов — гендиректор «Татнефти» — прим. ред.) мы создали собственную группу пусконаладки на ТАНЕКО, которая работала на всех этапах реализации проекта данного производства. Обычно под соответствующие цели мы нанимали пусконаладочную организацию. Сейчас эта группа занимается подготовкой к пуску других технологических объектов комплекса.

 Вернемся к водороду — какую роль установка играет на НПЗ?

— Водород — это тот продукт, который создает возможности для углубления переработки нефтесырья и одновременно помогает очищать нефтепродукты от серы, азота, ароматических и непредельных углеводородов. В результате получаем качественную продукцию, соответствующую требованиям по выбросам для двигателей «Евро-6». 

Так, использование дизельного топлива TANECO Euro 6 в разы снижает выбросы диоксида серы, диоксида углерода, диоксида азота относительно экологических норм, а также увеличивает ресурс двигателя за счет снижения нагарообразования и снижает расход топлива.

«Водород — это тот продукт, который создает возможности для углубления переработки нефтесырья и одновременно помогает очищать нефтепродукты от серы, азота, ароматических и непредельных углеводородов. В результате получаем качественную продукцию»«Водород — это тот продукт, который создает возможности для углубления переработки нефтесырья и одновременно помогает очищать нефтепродукты от серы, азота, ароматических и непредельных углеводородов. В результате получаем качественную продукцию»Фото: Радик Кутушев, пресс-служба «Татнефти»

— Установка ваши сегодняшние потребности полностью покрывает?

— Да, и не только. Эти объемы покроют все потребности комплекса, даже когда через 2–3 года мы будем вводить новые гидропроцессы. На текущем этапе новая установка водорода позволяет работать на максимальной производственной мощности установке гидроочистки средних дистиллятов производительностью 3,7 миллиона тонн в год, которую мы ввели в эксплуатацию в декабре 2020 года. 

Кроме того, мы рассматриваем данную установку как объект для перехода на водородную энергетику, которая сейчас приобретает большую актуальность и является началом «зеленой» энергетики.

— Планируете развиваться в сторону «зеленой» энергетики?

— Надо быть готовыми к любой ситуации. Поскольку «Татнефть» — энергетическая компания, мы должны рассматривать все виды энергетики, которые могут реализоваться в дальнейшем. Сегодня мы изучаем совместный проект с КАМАЗом по использованию водорода в качестве топлива.

«Каталитический крекинг — установка, перерабатывающая тяжелое нефтяное сырье (в нашем случае это гидрооблагороженные тяжелый газойль коксования и остаток гидрокрекинга) в светлые нефтепродукты»«Каталитический крекинг — установка, перерабатывающая тяжелое нефтяное сырье (в нашем случае это гидрооблагороженные тяжелый газойль коксования и остаток гидрокрекинга) в светлые нефтепродукты»Фото: Радик Кутушев, пресс-служба «Татнефти»

«Наше топливо имеет запас по выбросам»

— А что такое установка каталитического крекинга? Почему возникла в ней необходимость?

— Каталитический крекинг — установка, перерабатывающая тяжелое нефтяное сырье (в нашем случае это гидрооблагороженные тяжелый газойль коксования и остаток гидрокрекинга) в светлые нефтепродукты. На выходе получаем пропан-пропиленовую и бутан-бутиленовую фракцию (новая для нас продукция, запланирована к реализации и использованию в нефтехимическом комплексе «Татнефти»), а также компоненты автобензинов и дизтоплива для двигателей «Евро-6» и сырье для собственного производства технического углерода.

В технологическом и экономическом плане установка очень важна: она расширяет объемы производства светлых нефтепродуктов с 80 до 85 процентов и увеличивает ассортимент продукции. Кроме этого, на установке есть экологический блок очистки газов от меркаптанов и карбонилсульфида по технологии научно-исследовательского подразделения ВНИИУС. Это позволяет получать очищенный от сернистых соединений газ для топливной сети комплекса, снижая тем самым нагрузку по выбросам диоксида серы в Нижнекамском промышленном узле.

Вместе с тем, как и с установкой производства водорода, практически все оборудование установки изготовлено российскими предприятиями, в их числе, например, «Волгограднефтемаш», Ижорские заводы, ЭНА, Бугульминский механический завод, «Казанькомпрессормаш», «Ижевскхиммаш», НПО «НАТЭК-Нефтехиммаш» и другие. 

«ТАНЕКО производит полную линейку продукции топлив по стандартам для двигателей «Евро-6» с уменьшенным содержанием оксидов серы, углерода и азота в выхлопных газах автомобилей. Мы — первая компания в России, которая обеспечила выполнение этого требования»«ТАНЕКО производит полную линейку продукции топлив по стандартам для двигателей «Евро-6» с уменьшенным содержанием оксидов серы, углерода и азота в выхлопных газах автомобилей. Мы первая компания в России, которая обеспечила выполнение этого требования»Фото: president.tatarstan.ru

— А по качеству продукция, получаемая с помощью гидрокрекинга, не выше?

— ТАНЕКО производит полную линейку продукции топлив по стандартам для двигателей «Евро-6» с уменьшенным содержанием оксидов серы, углерода и азота в выхлопных газах автомобилей. Мы первая компания в России, которая обеспечила выполнение данного требования с пуском гидрокрекинга в 2014 году. Тогда все было еще по стандартам «Евро-5», но «Татнефть» при определении технологической конфигурации завода в 2005-м заложила установки, которые с большим запасом отвечают экологическим требованиям к топливу.

— А если завтра выдвинут требования «Евро-7»?

— Я уверен, что мы и им будем соответствовать. У нас есть весь необходимый задел. Но все зависит от возможностей двигателя внутреннего сгорания. Многие производители сейчас работают над электромобилями и гибридными двигателями, мы с ними на связи и видим, что наше топливо имеет запас по выбросам. Главными факторами загрязнения является содержание серы, азота и ароматических углеводородов. Если их довести до минимума, «Евро-7», «Евро-8» — уже неважно.

«Чтобы произвести качественный автобензин, надо смешать как минимум пять высококачественных компонентов. А их еще надо получить. Поэтому на бензин у нас работают ряд высокотехнологичных установок»«Чтобы произвести качественный автобензин, надо смешать как минимум пять высококачественных компонентов. А их еще надо получить. Поэтому на бензин у нас работает ряд высокотехнологичных установок»Фото: Радик Кутушев, пресс-служба «Татнефти»

«По производству автобензинов прирастем примерно на треть»

— Насколько удастся увеличить объемы производства бензинов за счет каткрекинга?

— Добавится порядка 500 тысяч тонн. Общая мощность ТАНЕКО сегодня по производству автобензинов — 1,1 миллиона в год, выйдем на 1,6 миллиона, то есть прирастем примерно на треть. При этом надо понимать, что производство автобензина для переработчиков не совсем выгодно.

— Почему?

— Чтобы произвести качественный автобензин, надо смешать как минимум пять высококачественных компонентов. А их еще надо получить. Поэтому на бензин у нас работает ряд высокотехнологичных установок. ЭЛОУ-АВТ6/7 и УЗК выдают прямогонный и вторичный бензины, далее те идут на гидроочистку нафты, где мы удаляем серу, азотистые и непредельные соединения. Далее — каталитический риформинг и установка изомеризации, на которых мы получаем такие компоненты, как тяжелый риформат и изомеризат. На гидрокрекинге производим н-бутан и гидрооблагороженную нафту. Вместе с «Тольятти-Каучуком» привозим высокооктановый компонент. А теперь еще одним компонентом будет бензин каталитического крекинга. Кстати, при производстве АИ-92 октаноповышающую добавку не используем, потому что за счет вышеупомянутых компонентов мы обеспечиваем высокое качество топлива.

Кроме самих этих установок, нужны товарные парки, насосные станции смешения и так далее — все это вкупе предполагает высокие капзатраты и немалую себестоимость бензина. А на рынке мы по цене ограничены.

Потребность в моторных топливах растет вопреки всем ожиданиям по увеличению спроса на электромобили. Даже несмотря на то, что 2020 год прошел под знаком снижения перевозок из-за пандемии, мы свой план по переработке выполнили (а он был выше, чем в 2019-м) и переработали порядка 11,5 миллиона тонн нефти. По прогнозу на будущие годы объем переработки на ТАНЕКО еще увеличится.

— Можете дать расклад, сколько бензина какой категории производите и какие планы на дальнейший выпуск?

— Мы можем выпускать АИ-92, 95, 98, 100. А объем зависит от спроса на рынке. В последнее время мы видим, что АИ-95 пользуется большим спросом, чем АИ-92. Когда человек приобретает автомобиль дороже миллиона рублей, он четко понимает, что тот требует должного ухода за собой, чтобы прослужил дольше, а расхода топлива и негативного влияния на двигатель было меньше. Все с этим связано. 

Так что соотношение от месяца к месяцу меняется. Понятно, что основная доля приходится на АИ-92 и 95, но есть спрос и на высокооктановые бензины.

«Даже несмотря на то, что 2020 год был под знаком снижения перевозок из-за пандемии, мы свой план по переработке выполнили — переработали порядка 11,5 миллионов тонн нефти. По прогнозу на будущие годы, объем переработки на ТАНЕКО еще увеличится»«Даже несмотря на то, что 2020 год прошел под знаком снижения перевозок из-за пандемии, мы свой план по переработке выполнили — переработали порядка 11,5 миллиона тонн нефти. По прогнозу на будущие годы объем переработки на ТАНЕКО еще увеличится»Фото: «БИЗНЕС Online»

— А как с реализацией топлива? Нет затоваренности?

— Нет, наоборот. Все, что производим, реализуем буквально в течение месяца. Нарасхват и дизельное топливо, и автобензины. Производим — паспортизируем — грузим.

— Что будете производить из пропан-пропилена и бутан-бутилена?

— Эти продукты пока запланированы к реализации и использованию в нефтехимическом комплексе компании «Татнефть». 

— Когда рассчитываете вывести установку на полную мощность?

— Это, опять же, зависит от ситуации на рынке. У нас есть технико-экономическая модель, которая анализирует соотношение цен на нефтепродукты и сырье, цены перевозки различными видами транспорта. Исходя из этого, мы ежемесячно определяем объем и нефтепереработки, и отгрузки с доставкой до потребителя. Смотрим историческую статистику спредов цен, прогнозы на месяц, квартал и год вперед и формируем соответствующие планы производства с максимальной маржинальностью. Если модель покажет, что выгодно каткрекинг сразу загрузить на 100 процентов, конечно, мы это и сделаем.

— Маганов называл данную установку очередным приветом ТАИФу. «Смолу — то сырье, которое мы у них всегда брали, — они хотят перерабатывать у себя. Мы сказали: „Как хотите, тогда сделаем сырье здесь“», — говорил он. Можете пояснить, о чем идет речь?

— Действительно, ТАИФ нам поставлял пиролизную смолу и сырье с каткрекинга для технического углерода. С запуском своего производства мы откажемся от части поставок.

— А есть ли цель у «Татнефти» по полному отказу от закупок сырья у внешних поставщиков?

— Все зависит от экономики. Где-то мы можем сами производить дешевле и четко регулировать себестоимость, а где-то дешевле взять на рынке. Может ли нефтяная компания быть высокотехнологичной?

  • Нефть и нефтепереработка – это все-таки прошлый век, будущее за электротранспортом
  • Пример «Татнефти» показывает, что вполне
  • Конечно, может, причем чем хуже качество нефти, тем больше нефтекомпания внедряет самых передовых технологий
  • Да, но надо постепенно отказываться от производства бензина и дизтоплива, переходя на водород и сложные нефтепродукты
  • Свой вариант (можно оставить в комментарии)

Ксения Соколова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here