Домой Общество Исламский банкинг в России: маркетинговый ход или реальный инструмент?

Исламский банкинг в России: маркетинговый ход или реальный инструмент?

0
Исламский банкинг в России: маркетинговый ход или реальный инструмент?
Фото: islamicbanks.ru

В стенах Российского Исламского Института прошёл круглый стол на тему «Что происходит с исламскими финансами в России?». Его участники обсудили современные тенденции в секторе исламской экономики, а также основные трудности в продвижении халяльных продуктов. Подробнее — в материале «Миллиард.Татар».

Не только для мусульман 

По оценке участников круглого стола, исламские финансы в России развиваются достаточно активными темпами. В первую очередь, индустрия халяль. Как отметил ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, эта сфера вызывает большой интерес и у рядовых мусульман, и у правительственных организаций. 

«Пять-шесть лет назад был создан государственный комитет по разработке стандартов халяль. Государство заинтересовано в том, чтобы продавать халяльную продукцию в зарубежные страны», – отметил спикер. 


Ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»


Другой важной сферой в секторе исламской экономики является исламский банкинг, который вызывает интерес не только у представителей уммы, но и у тех граждан России, которые не ассоциируют себя с какой-либо конфессиональной группой. Подобный интерес, по мнению проректора КИУ Рустама Нургалиева, объясняется широким спектром услуг, предоставляемым исламскими финансами, а также принципом открытости для любых клиентов. 

Принцип доверия

По словам Рафика Мухаметшина, приоритетной задачей на нынешнем этапе развития исламской экономики в России является подготовка качественных специалистов, которые смогли бы грамотно — по шариату — выстраивать работу финансовых институтов.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что современному эксперту в исламском банкинге или же в халяльной промышленности недостаточно просто хорошо разбираться в шариатских науках — у него должна быть духовная ответственность, которая заключается в доверии к нему общества.

В хаяльной промышленности встречаются случаи, когда пищевое производство, принадлежащее не мусульманам, производит продукцию халяль. Может ли она считаться таковой? Может, но только если на производстве есть соответствующий эксперт, который курирует процесс от начала до конца.


Проректор КИУ Рустам Нургалиев. 
Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»


Вместе с тем, как отметил Рустам Нургалиев, сертификация халяльной продукции должна быть возложена не на частные лица, которые пользуются авторитетом в определённом районе, а на региональные муфтияты: «Когда мы видим знак халяль ДУМ РТ, мы вкладываем не только знания и компетенции, но и доверие. Для нас уровень доверия в этом продукте уже неоспорим».

Принцип доверия должен распространяться и на финансовые операции. Сегодня система исламских финансов выстроена чётко и понятно: существует свободный рынок, куда может зайти любая организация, имеющая желание работать в сфере исламских финансов. Она может действовать по разным направлениям исламской экономики, но ее продукты будут проверены на соответствие нормам шариата, под чем подпишется эксперт, пользующийся доверием. 

К примеру подобного модерирования можно отнести механизм, действующий в Татарстане (напомним, в республике запущена исламская ипотека, лизинг, дебетовые карты, рассрочка): к республиканским финансовым организациям закреплены контролеры ДУМ РТ – шариатские специалисты и сертифицированные эксперты в области исламских финансов с сертификатом организации по бухгалтерскому учёту и аудиту для исламских финансовых учреждений (Бахрейн) AAOIFI. 

Исламские финансы в России

Свою оценку российского рынка финансовых услуг на примере двух регионов страны озвучил доктор экономических наук Шамиль Шовхалов. По подсчетам эксперта, в Чеченской республике действует 16 компаний, позиционирующих себя как исламские финансовые организации. В Казани Шовхалов насчитал девять компаний.


Доктор экономических наук Шамиль Шовхалов
Источник фото: economics.sfu-kras.ru


Различие между чеченским и татарстанским финансовыми рынками заключается в качестве предоставляемых услуг: «Татарстанские компании – это своего рода старожилы, которых многие знают. В Чечне я работал с шестью компаниями, которые громко заявляли, что они исламские, но при этом могли содержать в себе очень спорные, а иногда и противоречащие исламу элементы». По мнению Шовхалова, тенденция обусловлена тем, что экспертный состав компаний «достаточно слаб», и «все проблемы из-за незнания шариата». 

В свою очередь, директор компании «Ляриба Финанс» Мурад Алискеров высказал опасения в части современных тенденций формирования сектора исламских финансов в крупных банковских организациях. Для наглядности он привёл кейс Сбербанка, который с 2014 года начал развивать направление исламских финансов. 

«Я начинал работу в обычном банке и, как бывший работник кредитной организации,  знаю, какова технология принятия решений. Я знаю, какими принципами руководствуются внутри обычного банка – это стандартный капиталистический подход, где получение прибыли имеет неограниченное влияние на процесс принятия решений», – высказался Алискеров.


Директор компании «Ляриба Финанс» Мурад Алискеров
Источник фото: cyclowiki.org


Недоверие эксперта также вызывала быстрота реализации проекта со стороны Сбербанка. Мурад Алискеров вспомнил свою практику работы в сфере исламских продуктов, когда любой шаг в этом направлении был согласован с муфтиятом: «Когда я узнал, что татарстанский муфтият не принимал в этом участие, я понял, что это сделано в лайтовом режиме». Подкрепило это суждение и наличие договоров на оказание услуг, полученных в банке: «По моему мнению, странно говорить об исламских финансах, когда нам дают типичный договор вклада, где указан держатель и процент». 

«Для меня исламский банкинг – это продукты и услуги, которыми может воспользоваться любой гражданин Российской Федерации. Сегодня термин «исламский банкинг» в большинстве своём является маркетинговым ходом, направленным на привлечение клиентуры, но так делать нельзя из-за возможности обидеть религиозные чувства верующих: в Экспресс-банке карты, которые мы сертифицировали с муфтиятом, не называли исламскими – они у нас назывались «специальными». Почему? Да просто, чтобы не играть на чувствах верующих: якобы если ты не открыл вклад, то ты не мусульманин», – резюмировал эксперт. 


Автор: Владислав Безменов