Историческая справка о наших предках и современность

0
54

В период с 31 мая по 2 июня 2012 г. по инициативе Ассоциации татарских предпринимателей Самарской области и культурно-исторического фонда «Булгарское наследие» состоится экскурсия по Волге на теплоходе «Федор Достоевский» по маршруту: Самара-Ширяево-Казань и обратно, в которую приглашены все желающие посетить исторические места наших предков, встретиться с представителями бизнес-кругов, правительственных представителей Республики Татарстан.

В маршрут экскурсии включено посещение пос.Ширяево, в районе которого на правом берегу р.Волги воздвигнут монумент «Булгарское наследие». В связи с этим представляем материал Идеала Галяутдинова историческую справку о наших предках «Булгарское наследие в памяти и поступках поколений”.

“В истории многих великих и малых народов есть такие события, которые служат поворотным пунктом в их дальнейшей судьбе и интерес к которым  никогда не ослабевает, а в отдельные периоды даже возрастает. Именно такое событие произошло на территории Среднего Поволжья нашей страны, когда на «Всебулгарском курултае» в 922 году 21 мая наши предки приняли Ислам в качестве государственной религии. Это событие стало таким значительным, что каждое новое поколение с искренней благодарностью склоняет перед ними свои головы и в молитвах преклоняет перед их подвигом колени, и, собираясь ежегодно в г. Булгары отдают дань памяти своим предкам.
Что же предшествовало этому событию? Давайте заглянем в историю.
В середине VII века нашей эры на территории Приазовья, Северного Кавказа и Украины существовало государство  Великая Булгария, созданная  Ханом Кубратом путем объединения булгарских племен. Вскоре оно под натиском хазар распалось. После чего часть булгар ушла на Дунай и , смешавшись там с славанами, приняла христианство и создало Дунайскую Болгарию. Часть булгарского этноса во главе с Кодратханом, сыном Кубратхана  переселилась в Среднее Поволжье и создает новое государство «Волжскую Булгарию».
Болгары (Булгары) пришли на Среднюю Волгу в составе целого конгломерата племен: болгары, барсилы, беленжеры, савиры (сувары) и др. А на территории Среднего Поволжья уже проживали и другие этнические массы: приуральские тюркизированные угры, зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена. Все эти племена объединяло одно общее – все они были раннетюркскими и почти все своим происхождением и появлением связаны с гуннами (Хуннами). Доболгарские и болгарские тюркоязычные народы, появившиеся здесь, вошли с ними в широкий этнический и культурный контакт. (В связи с этим уместно заметить, что происхождение современных татар связывать исключительно только с булгарами было бы не совсем корректно. Этническими предками современных татар является широкий спектр тюркоязычных племен и этносов).
Все эти племена и народности, населяющие Среднее Поволжье еще не были объединены в один прочный союз с единым сильным управлением. Не было у них и единой веры. Они были язычниками, поклонялись Богу Небесному – Тенгри (как и хунны). Вместе с тем определенная часть болгарских племен принесла сюда Ислам, унаследованный еще в период проживания на юге среди хазар. Для укрепления власти, окончательного объединения булгарских и других племен в одно единое государство под общей религией, с единой идеологией нужно было официально принять Ислам, тем более, что булгарский князь Алмас был уже мусульманином и на территории Волжской Булгарии еще до принятия официального Ислама были построены ряд мечетей. А язычество с его многобожием для создания единого государства не годилось.
Принятие Ислама в качестве государственной религии для Волжской Булгарии имело и политическое значение: принятие Ислама из рук правоверных и идеологическая поддержка со стороны Халифата для нас нужна была как воздух, к тому же покровительство исламской державы повысило бы ее авторитет в глазах соседних земель. Во-вторых, Волжская Булгария освободилась бы от уплаты налогов хазарам, если учесть, что халифат и хазары – всегда враждовали между собой.
Преследуя эти цели, Аллиул-Элтабар, царь Волжской Булгарии посылает своего посла ко двору Халифа, вполне рассчитывая на успех. И вот 12-го муххарама 310 года Хиджиры или 12 мая 922 года мусульманские посланники из Багдада прибыли в г. Булгары, а 21 мая 922 года состоялась  официальная церемония принятия Ислама государственной религией и этим самым Волжская Булгария стала частью мусульманского мира. В столь далекой от Халифата северной стране засиял свет Ислама. Так завершилось окончательное, как государство, оформление Волжской Булгарии на политической карте мира.
С принятием Ислама официальной идеологией государства стало общедоступное обучение арабскому языку.  Вместе с грамотой к булгарам проникла и книжная культура мусульманского мира. На этой основе стала развиваться литература, наука, философия, появились труды по истории религии, праву, медицины и т.д. Иными словами, приобщение к мусульманскому миру дало мощный толчок к развитию духовной культуры Булгарии, привело в движение потенциальные культурные силы и через несколько веков дало блестящие результаты, которыми мы восхищаемся до сих пор.
С принятием Ислама населением Волжской Булгарии способствовало формированию сильного централизованного государства: строятся города, мечети, для защиты государства создаются воинские формирования, укрепленные районы. Развитие металлургии создает возможность вооружать современным для того времени оружием. Развивается экономика. Устанавливаются тесные торгово-экономические, политические контакты с соседними финно-угорскими, тюркоязычными и славянскими народами, в том числе с Киевской Русью, другими русскими княжествами. Исламизация Волжской Булгарии  является одним из основных факторов установления тесных связей с государствами Средней Азии и арабского Востока.
Русско-булгарские отношения в целом развивалось поступательно, несмотря на ряд военных походов, в основном, со стороны русских и ответных – со стороны булгар. Как русские, так и булгары были, в первую очередь, заинтересованы в развитии взаимной торговли, а впоследствии Волжская Булгария стала первой преградой продвижения войск Чингизхана на пути завоевания Руси, когда в течение 4х лет монгольские войска не смогли овдладеть крепостью Булгары-Биляра. И только в результате многократно превосходящих сил Волжская Булгария была вынуждена прекратить сопротивление и войти в состав империи Золотой Орды.
В целом, историческое значение существования государства Волжская Булгария состоит в том, что она стала важнейшей основой формирования Золотоордынской империи, а в последующем и развития Русского государства, внесла огромный вклад в общую культуру всей мировой цивилизации.
Почему нынешнее поколение российских мусульман, прежде всего, татары-мусульмане, высоко чтят память своих предков-булгар?
Во-первых, современные татары ,безусловно, унаследовали определенную этническую составляющую того народа и племени, которые населяли территорию Волжской Булгарии в VII-XIII веках н.э.
Во-вторых,  с Волжской Булгарией началось широкое распространение Ислама на всей территории России, его суннитское течение ханафитской религиозной правовой школы. Принятие Ислама в XIII веке империей Золотая Орда при хане Узбеке в качестве государственной религии во многом определило существование на ее территории мусульманской Волжской Булгарии.
В-третьих, благодаря приянтию Ислама состоялось дипломатическое признание Булгарии странами мусульманского Востока, Киевской Русью. С тех пор ни одно географическое сочинение уже не обходилось без упоминания самой северной исламской страны – Волжской Булгарии.
В-четвертых, Волжская Булгария – это первое государственное образование со всеми атрибутами государственности на территории России, преемником которого явилось Казанское ханство, ныне Республика Татарстан.
Благодарное потомство, начиная с 1989 года, когда впервые было отмечено 1100-летие принятия Ислама волжскими булгарами, ежегодно мусульмане России и стран СНГ, а также гости из дальнего зарубежья съезжаются в г. Булгары, где, как и в 922 году звучит азан, читается пятничная молитва и хутба в честь наших предков.
Среди имен сподвижников возрождения истории и культуры наших предков – волжских булгар, есть имя Гумара Батршина. Человека, который следую добрым традициям своих предшественников, движимый благородными порывами своих намерений, занимается благотворительностью в разных областях общественной жизни. На протяжении всего периода возрождения мусульманских общин Самарской области Гумар Батршин вносит большой вклад в это благородное дело. Благодаря его идее и личной финансовой поддержке построена мечеть в г. Самара. По его инициативе был создан Культурно-исторический фонд «Булгасркое наследие».
В целях увековечивания в памяти потомков Великой Булгарии этот фонд на правом берегу величественной реки Итиль-Волга, близ поселка Ширяево Самарской области, на земле наших предков – булгар построено величественное скульптурное сооружение – «Булгарское наследие» с фигурой летящего барса. Почему выбрано именно это место для возведения монумента? Известно, что Самарская Лука была южной окраиной Волжской Булгарии. Естественное географическое расположение волжской излучины 0 Самарской Луки, служило удобной защитной территорией с трех сторон. Здесь было много булгарских поселений, особенно в центральной и западной части Самарской Луки, а Муромский городок был центром притяжения для окрестных поселений Самарской Луки.
Имена, Гумара Муллануровича Батршина и подобных ему сподвижников, их поступки являют пример гордости мусульманской уммы, татарской общественности, предметом подражания для подрастающего поколения.

И.М. Галяутдинов”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here