Домой Жизнь татар «Из тринадцати детей никто не остался в родительском доме»: грустный репортаж из татарского села

«Из тринадцати детей никто не остался в родительском доме»: грустный репортаж из татарского села

4
«Из тринадцати детей никто не остался в родительском доме»: грустный репортаж из татарского села


Побывав вместе с блогером Фагилей Шакировой в селе Черемшан Апастовского района, корреспондент ИА «Татар-информ» назвала этот край для себя «деревней бабушек в белых платках». Чего только стоит их фирменное «и, наным» – обращение к собеседнику. Но на душе все равно грустно…

Прогуливаясь по улицам села, обратила внимание на вывески на воротах домов. Тут и «Ветеран труда», и «В этом доме живет ветеран Великой Отечественной войны». Когда-то в Черемшане проживали почти тысячи человек, сейчас село опустело без молодежи.

Но все же, звуки азана с минарета мечети и голоса детей в местной школе еще дают надежду на светлое будущее, еще не все потеряно.

Село Черемшан Апастовского района, расположенное на берегу реки Черемшан – древнее село. Здесь были найдены каменные орудия труда, относящиеся к 1200 году. Такие же инструменты не раз обнаруживали в полях и трактористы. Все эти каменные инструменты свидетельствуют о том, что поселение относится к древнейшим.

Сельский библиотекарь Рузия Зиятдинова даже написала книгу об истории села.

  • В 1970-х годах в наших краях побывал журналист Мухамет Хамитов. Он сказал: «Сейчас пишут историю села Бурундуки. О Черемшане тоже надо написать. Я найду и отправлю тебе об известных людях, выходцах из села». И отправил мне такой объем информации, что хватило бы на отдельную книгу. На протяжении 35 лет я искала, изучала, книгу начала писать в 2004 году, а в 2008 году издание увидело свет», – рассказала Рузия апа.

Она рассказала о том, откуда появилось название села.  

  • О возникновении названия села есть несколько версий. Во-первых, у нас рос дикий лук, который называли «чирмеш». Во-вторых, когда на горе поселился народ, остальные стали называть их «чирмеши». Наши поселения поначалу тоже жили на горе, а позже переселились в низину, поближе к воде. Потом спустились и «чирмеши». Но они не были коренным народом, поэтому вскоре покинули эти места. А название «чирмеш» так и закрепилось за этими местами. Село Черемшан, и река называется так же, – поделилась информацией библиотекарь.

В целом, село Черемшан раньше было поделено на две половины. С одной стороны проживали татары, с другой – кряшены. Со временем тут остались татары мусульмане. Если в селе и были люди другой национальности, со временем они отселялись. Сейчас в селе живут только татары.

О безработице и одиночестве


Но, к сожалению, здесь ощущается отсутствие рабочих мест, потому что большую часть жителей составляют бабушки, женщины пожилого возраста. Даже тем, кто помоложе, сейчас по 40-50 лет. И даже они говорят, что гонят своих детей в город. Слышать такое из уст сельчан очень грустно. Но нужно смотреть правде в глаза – в селе царит безработица. Что хуже всего, молодежь вынуждена покидать село, даже если этого не желает. Колхоз развалился, а он, как известно, на селе последняя надежда.

Мы постучались в ворота, на котором висела табличка «Здесь живет Ветеран труда». Навстречу нам выбежала Сания апа Валиева. Звание Ветерана труда она получила за многолетний труд на ферме, а затем в колхозной столовой.

Как и свойственно сельским женщинам, Сания апа приветлива, добра, от нее исходит какая-то успокаивающая теплота. Несмотря на то, что ей перевалило за 80, в огромном доме она живет одна. Сын уже ушел, а три дочери замужем и живут в деревнях Апастовского района. «Дочери приезжают, помогают, как же без помощи содержать такое хозяйство, наным», – говорит она.

«Вяжу носки, чтобы раздать на садака после моей смерти»


Удивительно было услышать, что по соседству с Санией апа проживает женщина, вырастившая 13 детей. Своих детей было 10, а потом ей пришлось вырастить троих внуков – сыновей безвременно ушедшей старшей дочери Марьям. К Маулие апа Мухаметзяновой из Тюмени как раз приехал ее старший сын Искандер.

  • Марьям, Искандер, Ильяс, Ильдар, Ильгизар, Мадина, Гульсина, Иршат, Гульсира, Ильшат… – стала она перечислять имена своих детей. 85-летней многодетной матери уже пришлось похоронить четверых детей.

– Отец на войне попал в плен, и вернулся домой намного позже всех других солдат. Мама одна поднимала нас пятерых. Колола и таскала дрова чувашам. Я ходила с ней. Как-то она мне сказала: «Доченька, оставлю тебя у дяди Петра смотреть за овцами». Я плакала, умоляла ее этого не делать. «Лучше я умру здесь в поле, но чувашкой не стану», – сказала я. Мама меня успокоила, и сказала, что такого не сделает. В 20 лет я стала женой и пришла в маленький дом, размером с баню. Работали, отстроили хозяйство. Но вот из 13 детей никто не остался в родительском доме», – говорит Маулия апа.

Сын Иршат ушел от матери недавно, причина – все та же безработица. Не думайте, что дети бросили свою мать одну, многодетная мама постоянно бывает в гостях то у одного, то у второго. У Маулии апа детей и внуков много – около 30 человек.

 «С родными живем дружно, общаемся тесно, слава Аллаху. Я бы маму к себе в Тюмень увез, да только она не соглашается так далеко уезжать», – говорит сын Искандер. После армии в поисках работы он уехал в Тюменскую область, там и остался. «Не могли же мы все в отчем доме оставаться», – говорит он. Остальные дети обосновались преимущественно в Казани. 

От Маулии апа мы узнали о еще одной интересной стороне жизни Черемшанских бабушек. Оказывается, в этом селе все женщины увлекаются рукоделием. Что необычнее всего – они вяжут носки, чтобы раздать на садака после их смерти.

  • Вяжу носки на садака. Обычно у нас их раздают в сорок дней после смерти. Вяжу ночами. На свою пенсию покупаю пряжу, бывает, и сама пряду. Тут у меня более 70 носков и чулок. Вырастила 13 детей, всех сама одевала», – рассказала Маулия апа.

В школе – сорок, в садике – семь


По дороге, вымощенной белым щебнем, мы прошли к школе, расположенной чуть в сторонке от села. Прошли вдоль деревянных ворот и забора, и решили посмотреть на школу, которую построили в 1982 году. Поначалу нас не впустили, но, выполнив все требования безопасности, нам все же удалось пройти в здание.

Черемшанская основная общеобразовательная школа сейчас носит имя полного кавалера Орденов Славы Ислама Насыбуллина. Здесь обучается 41 учащихся из трех деревень – Черемшан, Багишева и Аю-Кудерган, преподают 13 учителей. В этом же здании находится и детский сад, куда ходят семь детей.

Директор школы Ильфат Вафин работает в данном учреждении с 2010 года. «Тогда в школе обучались более 120 учеников. За 10 лет количество уменьшилось до сорока. В 2015 году школу сделали девятилетней, и 27 детей 10 и 11 классов покинули стены школы. И количество детей, и количество жителей идет на убыль – урбанизация», – говорит он.

Черемшанская школа считается одной из старейших в Апастовском районе. Она была основана еще в 1878 году, и сейчас школе 142 года. Нынешнее здание школы было построено в 1982 году. Во времена, когда Черемшан еще входил в состав Тетюшского уезда, в этой школе одной из первых было организовано преподавание русского языка. Поэтому учиться в данной школе тогда считалось престижным.

Знание русского языка позволяло выпускникам школы уезжать далеко за пределы села. Сельчанам это было только на пользу. Выходцы из Черемшана, живущие в Москве, выбили для родного села трактор, который был доставлен незамедлительно. Для того времени это было невиданное достижение. 

В селе Черемшан Апастовского района живут дружелюбные, добрые люди. Как это ни прискорбно, с годами численность его жителей лишь уменьшается, во многих домах не зажигаются огни, двери и окна прибиты досками. Село держится на бабушках и женщинах средних лет. А все же, пока в мечети звучит азан, а в школе и садике не умолкает детский смех, надежда еще живет.

Энже Габдуллина

sntat.ru

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Эйтик, яхшы материал, тик нигэ сон ул урыс телендэ?

    • А что не понятно?Раз прочитали,значить знаете .

  2. Нужно вместе с администрацией села развернуть пропаганду и звать молодежь в родные края. Выходить на областные и федеральные каналы и показывать возможности для фермеров и самозанятых. Ведь, многие так и не смогли заработать в городах квартиры. Или живут в однокомнатных. А дома родителей в сёлах пустуют. Просто надо звать в село. Проводить акции под названием Туган як кетэ и другие. Проводить праздники в сёлах. Организовывать летние лагеря для детей. И будут возвращаться. Пусть молодыми пенсионерами, но будут. И не опустеют села, Алла кушса. Яшэсен татар авыллары!

Comments are closed.