Минцифры Татарстана прокачивает суперсервис «Я строю», на очереди — «Я мама»
«Есть недоделки, но вещь нужная», — оценили в минстрое РТ разработку нового сервиса «Я строю», который должен упростить возведение частных жилых домов. У сервиса пока нет данных о сетях, дорогах и красных линиях, но это обещают довести до ума. Бета-версия выйдет уже в апреле. Министр «цифры» РТ Айрат Хайруллин не намерен останавливаться на таком и уже тестит на своем телефоне голос Алисы, «привинченный» к порталу госуслуг РТ. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Потенциальных пользователей суперсервиса «Я строю» и людей, которые когда-то уже строили загородный дом, собрал накануне в «Точке кипения» казанского IT-парка центр цифровой трансформации (ЦЦТ) РТ
КАК В РТ РЕШИЛИ СОКРАЩАТЬ ВРЕМЯ НА СТРОЙКУ ЧАСТНЫХ ДОМОВ
Потенциальных пользователей суперсервиса «Я строю» и людей, которые когда-то уже строили загородный дом, собрал накануне в «Точке кипения» казанского IT-парка центр цифровой трансформации (ЦЦТ) РТ. Новый сервис, который вынесли на обсуждение, должен сократить время получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома с 9 часов до 5 минут без учета подготовки документации. Он избавит от необходимости бегать по инстанциям — если, конечно, все состоится, как задумано.
«Стоит задача снизить число посещений [чиновников] до нуля», — назвала цель руководитель проекта Айгуль Набиева.Базовые принципы проекта состоят из трех пунктов. Первый — датацентричный подход, который подразумевает первичность данных и их непрерывный контроль. Второй — взаимодействие с уполномоченными органами в электронном виде без личного посещения. Третий — сокращение сроков. «Как покупка книжки в интернете», — таким видит процесс получения разрешения на строительство министр цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи Татарстана Айрат Хайруллин.
В рамках подготовки техзадания для тендера ЦЦТ разработал чат-бот в «Телеграме» и два концепта по четырем из 12 услуг. Это подача уведомления о начале строительства, получение техусловий, адресация и подача уведомления о завершении. Необходимые документы прикрепляются в электронном виде. А чтобы расположить дом в желаемом месте, пользователь перемещает на карте заданные границы здания (пока только правильной формы, без выступов). Продукт собираются адаптировать для компьютеров, планшетов и смартфонов. Если его действительно доведут до ума, он станет неплохим помощником — тем более что на «одноэтажный Татарстан» минстрой РТ делает в этом году серьезную ставку.
«Программа сразу поставит красный флажок, если расположение дома, например, нарушает зону охраны газопровода или затрагивает соседний участок», — помечтал замминистра строительства и ЖКХ Ильшат Гимаев. Это в идеале, к которому стремятся разработчики: пока же, как выяснилось, сети на карте не отображаются.
«А как вы собираетесь подхлестывать сетевиков? Ведь они зачастую узнают о наличии у них трубы постфактум, когда ее уже прорвет!» — задали вопрос из зала. Набиева ответила, что работа в этом направлении уже идет.
В рамках подготовки техзадания для тендера ЦЦТ разработал чат-бот в «Телеграм» и два концепта по четырем из 12 услуг. Это подача уведомления о начале строительства, получение техусловий, адресация и подача уведомления о завершении
ПРОКУРОРСКИЙ КОНТРОЛЬ, ТАТАРСТАНСКАЯ СИМВОЛИКА… ЧЕГО ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ ПРОТОТИПУ?
Справедливым было предложение не просто перемещать будущий дом по участку, но и сразу же отражать координаты его «посадки». Был еще ряд поправок, который касался интерфейса, наличия легенды карты для лучшего понимания того, что происходит. В дизайне самого сервиса участникам хотелось бы видеть татарстанскую символику. Прозвучало также предложение ввести прокурорский контроль за соблюдением сроков исполнения муниципальной услуги, объяснения в приложении причин об отказе. Скептически участники мозгового штурма восприняли идею ЦЦТ о чат-боте в «Телеграме». Вроде как официально мессенджер заблокирован в России, и далеко не все им пользуются в обход блокировки.
Министр «цифры»позднее добавил, что в районах есть сложности с садовыми обществами, в которых земельные участки перевели в категорию ИЖС. «Там аллеи шириной 2 метра, а в категории ИЖС должны быть дороги шириной 6 метров, — сказал Хайруллин. — Чтобы получить градостроительный план такого земельного участка, надо заказывать проект планировки».
В целом работа сервиса предполагает масштабную оцифровку карт. Например, еще с советских времен вся информация о Казани размещена на 6 тыс. бумажных планшетов. Это теплосети, электрические сети, дороги, рельеф и так далее. Ранее замруководителя исполкома столицы РТ Радик Шафигуллин рассказывал, что по ГПЗУ в городе уже снизили срок муниципальной услуги с 60 дней до 15, адресацию вместо 30 дней делают за 11–12. Но с вводом геоинформационной системы эта услуга будет оказываться за 7 дней. Так что, если «Я строю» позволит получать разрешения на строительство за считанные минуты, это будет очередная цифровая революция.
«Конечно, есть недоделки, но вещь нужная», — оценил концепт Гимаев в общении с нашим изданием. И добавил, что консультации по сервису регулярно проходят на уровне минстроя и минцифры.
Хайруллин напомнил, что «Я строю» — это один из 7 республиканских суперсервисов, которые будут разработаны в довесок к 25 федеральным. Также в РТ разработают сервисы «Я мама», «Мое здоровье», «Я гражданин», «Мои субсидии», «Я школьник» и даже «Мой дозор». В конечном итоге, по мысли министра, к 2024 году 100% приоритетных государственных и муниципальных услуг должно оказываться без личного посещения, а взаимодействие граждан и бизнеса с государством на 70% происходить в цифровом виде.
Есть идея «привинтить» голосовой помощник «Алиса» к госуслугам РТ, так как уже 30% пользователей делают запросы голосом. «Запусти навык «Помощник госуслуги РТ», — обратился Хайруллин к «Алисе»
БЕТА-ВЕРСИЯ «Я СТРОЮ» ПОЯВИТСЯ В АПРЕЛЕ, А МИНИСТР «ЦИФРЫ» УЖЕ ПОДТАЛКИВАЕТ «АЛИСУ» К ГОСУСЛУГАМ РТ
Но это не все, над чем работает минцифры в данный момент. Есть идея «привинтить» голосовой помощник «Алиса» к госуслугам РТ, так как уже 30% пользователей делают запросы голосом. «Запусти навык „Помощник госуслуги РТ“», — обратился Хайруллин к «Алисе». Взаимностью цифровое изделие «Яндекса» ответило, хотя и со второго раза.
На вопрос о том, что произошло за день, голосовой помощник доложил министру о том, что его сын получил в школе пять по математике, четверку по физике и пятерку по татарскому языку. Тут же «Алиса» напомнила о том, что ребенку нужно поставить прививку от гриппа. Следом «напоминалка» о квитанции за ЖКУ в размере 6 732 рублей, да еще и за секцию по плаванию надо заплатить 600 рублей, карту питания сына неплохо бы пополнить на 1 тыс. рублей. «Оплатить с вашей карты?» — задал вопрос робот министру, на что получил утвердительный ответ… Так что демонстрацию можно считать успешной.
Но вернемся к суперсервису «Я строю». Присоединиться к обсуждению проекта может каждый. Свои идеи по развитию прототипа можно оставлять здесь, а его почти готовая версия должна появиться уже в апреле. Честно говоря, смущает словосочетание «почти готовая»: уместны ли бета-версии в строительстве? Ведь построенный потом дом будет отнюдь не «бета», так же, как и затраты застройщика! Какой район, город РТ станет пилотным для апробирования, в минцифре не уточняют. Сам Хайруллин также не стал называть расходы на предстоящую разработку. Да особенно и не разгуляешься — на информатизацию в 2019 году РТ направила 1,6 млрд рублей, тогда как в Москве, где создают похожий строительный суперсервис, потратили 70 миллиардов.
Персоны: Хайруллин Айрат Ринатович
business-gazeta