Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Как «Татмедиа» и Сладковский перепели Салавата

Как «Татмедиа» и Сладковский перепели Салавата

0
Как «Татмедиа» и Сладковский перепели Салавата

Настоящая битва лоббистов развернулась вокруг двух радиочастот в Казани. На выставленные федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию свободные частоты претендовали сразу 10 медиагрупп – от холдинга Игоря Крутого и «Комсомолки» до известного певца Салавата Фатхетдинова. В итоге частоты достались созданному странами СНГ радио «МИР» и станции классической музыки «Орфей». Как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», последний проект, одним из учредителей которого является топ-менеджер ОАО «Татмедиа», поддержали кабмин РТ и «музыкальная общественность» во главе с руководителем Государственного симфонического оркестра Александром Сладковским.

10 ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ДВЕ ЧАСТОТЫ 

Победители разыгранных в конце февраля двух радиочастот в Казани – ООО “Орфей-Казань” и МГТРК “МИР” – приступили к оформлению разрешений на вещание.

В начале этого года федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию выставила на конкурс две радиочастоты в Казани -100,9 МГц, 1 кВт и 88,9 МГц, 0,1 кВт. По условиям конкурса вещать на данных частотах можно «ежедневно, круглосуточно», а «концепция вещания свободная». Размер единовременной платы за каждую частоту составлял 5,6 млн. рублей, а размер конкурсного взноса (2%) – 112 тыс. рублей. Сумма единовременного взноса определяется исходя из размера города.

Согласно протоколу конкурсной комиссии, на каждую частоту претендовали 10 компаний. Перечислим их, чтобы читатель понимал масштаб развернувшейся бизнес-битвы. Это ООО «Рамадан» (один из главных акционеров – ДУМ РТ), ЗАО «Корпорация «Радио-Арт» (собственник – “Хит FM”), ЗАО «ИД «Комсомольская правда» (радио “КП”), ООО «Актив-97» (оператор – “Ретро FM”), ЗАО «САК» (Радио 7, входит в состав Европейской Медиа Группы), ООО «Радио-Дача» (входит в холдинг Krutoy Media, 75% контролируют структурами миллиардера Михаила Гуцериева, 25% остаются во владении Игоря Крутого), «Наше Радио» (входит в радиохолдинг ЗАО «МультиМедиа Холдинг», принадлежащий Виталию Богдановувместе с радиостанциями Ultra, Best-FM, Rock FM и RU.FM), ООО «Радио САЛАВАТ» (создано в октябре 2009 года, руководитель и 100% собственник – Салават Фатхетдинов, популярный татарский певец), ООО «Орфей-Казань» и ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир».

Традиционно конкурсная комиссия по телерадиовещанию делится на две подгруппы: члены федеральной части и представители регионов. Согласно протоколу, опубликованному на сайте Роскомназдора, судьбу казанских радиочастот решали известные российские деятели культуры и чиновники. Так, в комиссию, к примеру, вошли Даниил Дондурей – российский культуролог и главред журнала «Искусство кино», Сергей Шумаков – главный редактор канала “Культура”, Екатерина Ларина – директор департамента государственной политики в области средств массовой информации минкомсвязи России, Хенрикас-Альгирдас Юшкявичюс – один из бывших руководителей Гостелерадио СССР, Карен Шахназаров – кинорежиссер и директор киноконцерна «Мосфильм», и другие уважаемые персоны.

3.jpg

Что касается членов региональной части комиссии, то их имена не раскрываются. Но известно, что в разные годы постоянными участниками ее заседаний от Татарстана были, в частности, Зиля Валеева – экс-министр культуры РТ, и Андрей Григорьев – владелец ТК “Эфир”. В ходе заседания конкурсной комиссии, о котором идет речь в нашем материале, участие принимали руководитель агентства “Татмедиа” Ирек Миннахметов и гендиректор ТНВ Ильшат Аминов.

УСПЕТЬ К УНИВЕРСИАДЕ 

В итоге основная борьба шла между тремя участниками – ООО «Радио САЛАВАТ», «Орфей-Казань» и МГТРК «МИР». Исход конкурса решался открытым голосованием. И в конкурсе на частоту 88,9 МГц больше всего голосов собрал “Орфей-Казань” – семь голосов “за”, “Радио САЛАВАТ” – четыре голоса. Неожиданно в ходе конкурса от участия отказался один из фаворитов – МГТРК “МИР”. Чуть было не обыграло радио классической музыки ООО «Радио-Дача» – детище Крутого, собравшее шесть голосов (с голосом председательствующего).

Еще более драматическая ситуация сложилась для “Радио САЛАВАТ” во время борьбы за вторую частоту 100,9 МГц. Оно набрало пять голосов “за”, но победителем был признан МГТРК “МИР”, получивший решающий голос председательствующего.

Отметим, что МГТРК “МИР” был учрежден главами государств Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана в 1992 году. “Оно больше освещает международные темы, жизнь стран СНГ. Формат не полностью развлекательный, ТРК дает много информации”, – говорит Алмаз Миргаязов, директор «Татар радиосы».

Как сообщила газете “БИЗНЕС Online” Надежда Брейман (Малявина) – заместитель директора радио “МИР”, техническое вещание в Казани может начаться в третьем квартале 2013 года.

“Мы рассчитывали, что сможем открыть вещание к Универсиаде, и не теряем эту надежду, но различные согласования и техническая подготовка все-таки требуют значительного времени. Партнеры в Казани пока не определены. Мы как раз сейчас находимся в процессе переговоров и выбора потенциальных партнеров”, – сказала она.

Комментируя итоги конкурса, Брейман отметила, что частоты не продаются, а распределяются по конкурсу. “Но я все-таки хочу еще раз подчеркнуть, что это открытая, честная борьба, очень серьезная и ответственная процедура, – заявила она. – Особенно когда разыгрываются частоты в таких крупных деловых и культурных центрах, как Казань. На этом конкурсе у нас было сразу 9 достойных соперников и прежде всего местная радиостанция «САЛАВАТ». И мы гордимся тем, что именно наша вещательная концепция победила. С перевесом всего в один голос. Радио «МИР» позиционирует себя как Первое Доброе Радио. Мы видим свою миссию в том, чтобы поддерживать и укреплять связи между разными народами, населяющими Россию и страны СНГ, чтобы рассказывать о традициях и культуре, о религиозных обычаях и народных обрядах. И делаем это не назидательно, а легко и увлекательно. Например, несколько поколений детей собирались в школу под позывные «Пионерской зорьки» – 15-минутной программы Всесоюзного радио. Мы возродили эту передачу в эфире радио «МИР», правда, сделали из нее четырехчасовое зажигательное утреннее шоу для взрослых, которые в душе остались детьми. В нашем эфире вы вряд ли встретите криминальные и скандальные новости”.

По словам Брейман, в Казани радиостанция рассчитывает на максимально возможное количество слушателей и определяет свою аудиторию как «35+». “Но в тех же самых Набережных Челнах, где мы вещаем с конца прошлого года, нас слушает гораздо более молодая аудитория”, – отметила заместитель директора радио “МИР”.

ПРОЕКТ ТОП-МЕНЕДЖЕРА “ТАТМЕДИА”

Что касается другого победителя конкурса – радио “Орфей”, то эта государственная радиокомпания специализируется на вещании классической музыки. Но в Казани, как заявили сами победители, решено выбрать другую форму работы – привлечение некоего частного капитала. “Если при распределении частот в других российских городах радиостанция «Орфей» непосредственно сама участвовала в конкурсе, создавая свои филиалы в регионах присутствия, то в данном случае (в Казани) победителем конкурса стало ООО «Орфей-Казань», которое будет ретранслировать программы радио «Орфей». Таким образом, в Казани создан пример инвестиции частного капитала в классическое музыкальное искусство, которому могут последовать другие российские города», – сообщил “Татар-информ” после подведения итогов конкурса.

Кто же этот загадочный частный инвестор? Согласно данным СПАРК, ООО «Орфей-Казань» создано в июле 2012 года. Ее учредителями сталиАлевтина Хайруллина (60%) и Марат Ибляминов (40%). Последний одновременно является директором этой компании. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием к Ибляминову, но последний отказался что-либо говорить, пообещав рассказать обо всем в мае. Известно, что он являлся руководителем казанского представительства радио «Европа плюс» и достаточно известной фигурой в медийных кругах. Недавно перешел на должность заместителя генерального директора по электронным средствам массовой информации и коммерции госхолдинга – ОАО «Татмедиа», управляющего десятками государственными СМИ (от районок до республиканских журналов).

Следует отметить, что Ибляминов  имеет отношение еще к одному участнику февральского конкурса – ООО “Рамадан”, которое было создано еще в 2010 году и зарегистрировано по адресу татарстанского муфтиата. Его учредителями выступили ДУМ РТ (50%), Мурат Ганеев (40%) и Ибляминов (10%). Ибляминов также является директором этой компании.

В головном офисе «Орфей» в Москве отказались от комментариев, посоветовав обратиться за подробностями к… Эдуарду Хайруллину. Набрав полученный номер, корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал голос Хайруллина – известного экс-ведущего «Эфира» и экс-собкора Первого канала, а ныне замруководителя пресс-службы казанского Кремля. Он заявил, что никакого отношения не имеет к ООО “Орфей-Казань”, разве что как слушатель. “Я просто люблю слушать радио “Орфей”, – загадочно заявил Хайруллин. Источники «БИЗНЕС Online» считают, что Хайруллина, контролирующая местный «Орфей», скорее всего, является бывшей супругой сотрудника аппарата президента РТ.

БЕЗ АДМИНРЕСУРСА ТАКИЕ КОНКУРСЫ НЕ ОБХОДЯТСЯ 

Источники “БИЗНЕС Online” в медиаотрасли отмечают, что проекту “Орфей-Казань” поддержку оказали в татарстанском кабмине.

Участие “Орфей-Казань” в конкурсе сопровождалось обращением к членам конкурсной комиссии с просьбой поддержать запуск этого радио в Казани. Его подписали художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский, ректор Казанской государственной консерватории им. Жиганова Рубин Абдуллин, коллективы Государственного симфонического оркестра РТ, Татарского государственного театра оперы и балета им. Джалиля, а также члены попечительского совета радиостанции – народный артист России Дмитрий Хворостовский, главный режиссер Московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман, руководитель Московского камерного оркестра Musica Viva, профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского Александр Рудин и другие…

2.jpg

“Действительно, я поддержал идею начала вещания в Казани радиостанции «Орфей» и подписал письмо на имя председателя федеральной конкурсной комиссии Александра Жарова. Я считаю, что в бесконечном потоке популярной и юмористической истории должен быть хотя бы один канал, транслирующий классическую музыку и выполняющий просветительскую функцию, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Сладковский. – Наш оркестр успешно сотрудничает с федеральным «Орфеем» уже два с половиной года: радиостанция подробно рассказывает о всех наших проектах. Надеюсь, отношения сложатся и с региональной редакцией. Мы готовы принимать участие в создании программ этой радиостанции – в любой форме, вплоть до прямых трансляций наших концертов и фестивалей, мы готовы передать в фонды все наши архивные записи. Не думаю, что радиостанция, транслирующая классическую музыку, может быть рентабельной и коммерчески успешной. Этого не может быть по определению. У таких радиостанций другая задача”.

На вопрос корреспондента о том, был ли задействован административный ресурс во время конкурса, Сладковский ответил довольно уклончиво.

“Я не знаю, включался ли административный ресурс при продвижении этой радиостанции на рынке в Казани. Но, думаю, без административного ресурса не решается ни одна разумная инициатива. Не вижу в этом ничего зазорного. Например, несколько лет назад Владимир Путин поддержал 9 ведущих коллективов Москвы и Санкт-Петербурга, находящихся на грани вымирания, и выделил им грант. Если бы не выделил, то у нас не было бы ни оркестров, ни театров. Точно так же поддержал наш оркестр (и не только наш) президент Татарстана Рустам Минниханов”, – заявил руководитель ГСО РТ.

В республиканском минкульте, который некоторые участники рынка считают чуть ли не одним из главных лоббистов появления “Орфея”, газете “БИЗНЕС Online” заявили, что не исключается возможность взаимодействия с радиостанцией «Орфей». «Так как данная радиостанция специализируется на классической музыке, министерство культуры РТ считает возможным поддержать данный проект с целью популяризации классической музыки среди широких слоев населения», – сообщили нашему изданию в пресс-службе.

ПРИОРИТЕТЫ ДРУГИЕ

Вся эта поддержка оказалась не впустую. Аминов, побывавший на заседании комиссии, рассказал газете “БИЗНЕС Online”, что один из членов прямым текстом заявил, что поддержкой будут пользоваться проекты, посвященные пропаганде классического искусства (“Орфей”) и направленные на интеграцию народов СНГ (радио “Мир”). “Как известно, одним из претендентов на частоту был проект радио певца Салавата Фатхетдинова, но он не нашел поддержки. Один из членов комиссии заявил, что поддержка будет не в пользу узконациональных проектов, а пропагандирующих классическую музыку и дружбу народов”, – рассказал руководитель ТНВ.

Получить комментрий самого певца Салавата Фатхетдинова не удалось, он находится за пределами Татарстана, и его телефон не отвечал. Источник из его ближнего окружения отметил, что по концепции “Радио САЛАВАТ” должно было стать “народным”. “Сегодня есть две татарские телерадиостанции, которые конкурируют друг с другом – “Булгар FM” и “Татар радиосы”. Но оба радио похожи, транслируют татарскую эстраду и попсу. В рамках проекта “Радио САЛАВАТ” предполагалось, что будет не только попса, но и ретро, гостевые и новостные передачи. То есть планировалась привлечь аудиторию более старшего поколения. Салават очень надеялся на поддержку республики”, – утверждает собеседник.

«САЛАВАТ» МОГ БЫ СТАТЬ УСПЕШНЫМ»

Газета «БИЗНЕС Online» опросила мнения экспретов о перспективах новых FM-проектов.

Светлана Валеева – исполнительный директор радиостанций «Миллениум» и «Серебряный дождь» в Казани:

– Радиостанции в любом случае существуют за счет рекламодателя, и целью является максимальный охват аудитории. Нишевые радиостанции, подобные «Орфею», думаю, не столь уж рентабельны. Людей в Казани, которые могли бы слушать классическую музыку, у нас не так много. Что касается «Орфея», то, думаю, он бы мог развиваться как социальный, а не коммерческий проект. Мне с трудом верится в рентабельность проекта. Возможно, в последующем, через несколько лет, поймут, что это нерентабельно, и подадут документы на смену концепции вещания.

Казанский радиорынок поделен на два сегмента: это местные и федеральные рекламодатели. В любом  случае все стремятся за большим количеством аудитории. Думаю, что в последнее время рекламодатели больше ориентируются на гендерный признак. Кроме этого, некой отправной точкой является рейтинг радиостанции. На мой взгляд, в формировании рейтинга радиостанции большую роль играет бренд.

Опираясь на мой опыт работы в данной сфере, могу сказать, что вложенные 5,6 миллиона рублей на покупку частоты окупятся не скоро. Может быть, ориентировочно срок составит пять лет.

Думаю, что проект «Радио САЛАВАТ» мог бы быть популярным. Для республики с татароязычным населением должно быть какое-то разнообразие. Сейчас на татарском языке вещают несколько радиостанций (“Татар радиосы”, “Курай”, “Яна гасыр”), поэтому проект Салавата смог бы стать успешным и составить хорошую конкуренцию существующим игрокам.

Вячеслав Долгополов – генеральный директор ООО “Информационные системы” (“БИМ-радио”, «Курай»):

– С одной стороны, могут возникнуть сомнения в рентабельности проекта только с классической  музыкой. А с другой стороны, всегда можно найти способ заработать. Если популяризировать  классическую музыку, то можно заработать и на ней. Со временем «Орфей» может привлечь достаточно большую аудиторию.

Если посмотреть на расходы, то в первую очередь это операционные расходы, а контент берется из Москвы, поэтому здесь затраты минимальны. Возможно, радиостанция будет получать некую поддержку от государства в качестве развития классической музыки, ее популяризации.

Я очень радуюсь, когда на рынок выходят подобные нишевые радиостанции. Я и сам люблю их слушать – джаз, детские каналы, Relax FM. Подобные радиостанции всегда будут находить отклик у слушателей. Другое дело, что доходы будут низкими.

Что касается ТРК «МИР», то с вещанием здесь более простая  ситуация – финансирование осуществляется из бюджета СНГ. Какие-то слушатели уходят от одной радиостанции к другой, но ведь они и часто переключаются. На нас эти новые радиостанции никак не повлияют. Единственное, что я бы хотел, чтобы нашему радио «Курай» дали, наконец, FM-частоту. Как возможное решение проблемы – мы уходим в интернет.

Радио певца Салавата обязательно будет поддержано. Но вопрос в том, что пока не известно, каков будет контент. Если на этой радиостанции будут песни только Салавата или те, что ему нравятся, то это будет аналогично «Радио Алла» Аллы Пугачевой. Оно, кстати, оказалось провальным проектом. Радио – это профессиональная деятельность, и нужно ставить песни, которые нужны людям.

Ильшат Аминов – генеральный директор ТНВ:

– Мне самому интересно, найдет ли свою аудиторию в Казани радиостанция «Орфей». На заседании комиссии говорили, что это будет некий сигнал другим регионам России, чтобы классическая музыка начала вещать в эфире. С культурной точки зрения это здорово, а с экономической точки зрения – посмотрим, что будет. Вопрос окупаемости – достаточно трудный вопрос, потому что прецедентов по вещанию классической музыки нет.

Что касается телерадиокомпании «МИР», она известная. Она финансируется  государством, поэтому направлена прежде всего на укрепление межнациональных и межрегиональных связей.

 «ОРФЕЙ» СПОСОБНО ЗАНЯТЬ ОТ 2 ДО 4 ПРОЦЕНТОВ РЫНКА КАЗАНИ»

Екатерина Воронцова – исполнительный директор радиостанции DFM Казань 104,7:

– У меня возникает вопрос, насколько вообще рентабельно вкладываться в новые радиостанции, когда на казанском рынке уже более 20, и только 6 из них можно назвать успешными.

Любая радиостанция найдет своего слушателя, но вопрос в том, насколько она будет рентабельна. Думаю, что радиостанция «Орфей» окажется более популярной среди слушателей, потому что у нее нет конкурентов, и менее популярной среди рекламодателей. «Орфей» несет просветительскую функцию  и направлен на интеллигентную публику. Но не стоит забывать, что рекламодателей всегда интересует аудитория со средним и высоким доходом. У нас же в стране если и есть богатая  интеллигенция, то в катастрофически маленьком количестве.

Частично и в небольшом количестве слушатели перейдут от уже существующих радиостанций к новым. В большом количестве – только с помощью крутого и массированного PR и удачи.

Лиана Садыкова – исполнительный директор радио «Шансон» в Казани:

– Спрос на классическую музыку действительно есть, многим она нравится. Однако строить прогнозы – неблагодарное дело. Такая радиостанция может быть рентабельна в одном городе и провальна в другом. Все будет зависеть от грамотного продвижения. Сегодня ниша классической музыки на радио свободна.

Аудиторией радиостанций “МИР” и “Орфей” в Казани могут быть взрослые, образованные люди. В первом случае это аудитория, которой близка музыка ретро. А «Орфей» будут слушать те, кто устал от песен и разговоров, и просто поклонники классической музыки.

Интерес к новым радиостанциям у слушателей появится, но массового перехода к новым радиостанциям не будет. Все зависит от грамотного продвижения и коммерческой позиции станции.

Алмаз Миргаязов – директор «Татар радиосы»:

– Радиостанцию, которая входит в группу медиаресурсов межгосударственной телерадиокомпании «МИР», я знаю по Набережным Челнам, и мы довольно плотно общаемся. С момента начала их вещания в автограде мы оказываем им услуги связи. Эта радиостанция имеет свой формат, который отчасти пересекается с форматами музыкальных, развлекательных радиостанций. Она больше освещает международные темы, жизнь стран СНГ. Ее формат не полностью развлекательный, она более информативная. Такие радиостанции у нас есть: «Маяк» со своим специфическим форматом, «Эхо Москвы» с форматом speaking-talk, «Вести FM». Радио «МИР» входит со своим форматом в этот же ряд. Своим приходом на рынок Казани «МИР» расширит рынок радиостанций, которые специализируются на speaking-talk.

«Орфей» – по-другому это радио «Культура». На мой взгляд, это очень интересное радио, на котором  можно послушать классическую музыку, ту, которая испокон веков уже заслужила доверие, нашла своего слушателя. Думаю, что в Казани есть люди с изысканным вкусом, которые способны потреблять данный формат.

Обе радиостанции не случайно выиграли частоты. С их приходом я надеюсь на положительные тенденции в плане культурной жизни общества и города. Государственные ТРК имеют своего рода и преимущества, и недостатки. Государственное финансирование, например, способствует некоторому расслаблению. С другой стороны, чем больше слушают коммерческую радиостанцию, тем она рентабельнее. Если коммерческое радио неинтересно слушателям, оно вынуждено закрыться. Государственные радиостанции могут пытаться быть более интересными, находить интересные решения, зарабатывать деньги. Что касается радио «Орфей», то оно способно, по моим подсчетам, занять от 2 до 4 процентов рынка Казани. Свое вещание у них будет минимальное, и расходов, соответственно, будет меньше, чем у местных радиостанций.

По статистике TNS Gallup Media, в Казани рынок национальных радиостанций не превышает 10 – 12 процентов. Статистика, конечно, немного искажена. Что касается «Радио САЛАВАТ», я не совсем знаком с его концепцией, да и мало кто знаком, думаю. Еще одна национальная радиостанция оттянула бы аудиторию у нас, «Булгар радиосы», «Курай», но что дальше? Дальнейшие перспективы неясны. Однако я знаю, что федеральная конкурсная комиссия очень хорошо отнеслась к проекту «Радио САЛАВАТ», и у него были шансы выиграть частоту.

«БИЗНЕС Online»

Справка

Радиостанция «Орфей» – государственный канал классической музыки. Входит в состав ФГБУ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр» Основу вещания радиостанции «Орфей» составляет классическая музыка: от академических жанров до авангарда. В программе представлены сочинения композиторов разных стран, эпох и стилей. Основное направление деятельности радиостанции – популяризация и продвижение академической классической музыки.

Города вещания: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Пермь, Липецк, Тула.

Радиостанция выступает и как продюсерский центр, организуя концерты в Большом и Малом залах  Московской государственной консерватории, в концертной студии дома радио и других залах Москвы.

Межгосударственная телекомпания «МИР» – международная вещательная компания. Первое решение о создании международной вещательной компании было подписано 20 марта 1992 года в Киеве главами государств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Задача компании: освещение политического, экономического и гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, формирование общего информационного пространства, содействие международному обмену информацией.

МТРК «МИР» ведет круглосуточное телевизионное вещание на территориях всех стран CHГ (за исключением Туркменистана), а также Грузии и Балтии – с охватом аудитории свыше 60 млн. человек. На сегодняшний день в архиве телерадиокомпании «МИР» сохраняется свыше 520 тыс. видеоматериалов из стран СНГ, вышедших в эфир.

В настоящее время «МИР» представляет собой четко структурированную организацию: штаб-квартира в Москве, национальные филиалы и представительства в 9 странах, оснащенные современными наземными  станциями системы спутниковой связи и телерадиокомплексами.

Собственное телевизионное вещание МТРК «МИР» началось с сентября 2003 года (до этого оно велось на телеканалах «Останкино» и «ОРТ»), и его объем поэтапно наращивался – с трех часов (начальный период вещания) до перехода на полномасштабное круглосуточное вещание в декабре 2008 года.

Радио «МИР» транслируется  в 6 государствах: Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Латвия с аудиторией вещания 7 млн. человек (с января 2008 года аудитория слушателей «МИРа» выросла почти в 2 раза). Полномасштабное круглосуточное радиовещание осуществляется в Республике Беларусь и в Кыргызской Республике. В Российской Федерации началось или скоро начнется круглосуточное радиовещание в городах Кемерово, Оренбург, Улан-Удэ, Набережные Челны, Братск, Барнаул, Ставрополь, Владикавказ, Рязань, Смоленск, Бийск, Ижевск, Саранск, Чита, Таганрог, Рыбинск, Великий Новгород, Мурманск, Пятигорск.