Как в Казани гости из Питера чай из самовара искали

0
37

«Главное угощение татар – чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек, у татар – с медом», – писал первый бытописатель татар профессор Карл Фукс.
В воскресенье мы с гостями из Санкт-Петербурга решили побродить по центру Казани. Точнее, гости захотели попить в Старо-Татарской слободе горячего чая из самовара согласно национальным традициям.

СТАРЫЙ ГОРОД. Кремль со старинными башнями, мечетью, храмом, музеями вызвал у них полный восторг. Но затем нам, мягко говоря, стало неудобно перед приезжими за состояние других исторических объектов нашего города, домов и улиц. Наш маршрут пролегал от улицы Кремлевской, мимо разрушенных зданий гостиницы «Казань», бывшего кинотеатра «Спутник», до Центрального колхозного рынка, улицы Тукая, железнодорожного вокзала, улиц Нариманова и Татарстан. Спасая честь третьей столицы России, занимательными рассказами я старался отвести глаза петербуржцев от многострадального дома Фукса, торговых лавок Сенного базара и многих других исторических развалин. Но и сам с горечью замечал, что даже мечеть Нурулла на Московской давно не ремонтировалась и имеет неприглядный вид. Особенно бросается в глаза непобеленный минарет. Вести гостей дальше по грязной улице Тукая в сторону площади Вахитова не рискнул. Дома-призраки, окутанные, словно паутиной, мрачной строительной сеткой, вызывали неприятные чувства.

– Прямо готовые павильоны для съемок ужастиков о таинственных затерянных городах, – обронил один из гостей.

Последний раз в Казани петербуржцы были перед 1000-летием города и теперь изумились тому, что в центре стало намного хуже. Впечатление не спасла даже информация о возведении объектов Универсиады-2013. По словам гостей, возникает ощущение, что у зданий нет хозяев. Причем даже у относительно хорошо сохранившихся строений уже тоже что-то разрушилось или треснуло. К примеру, у основания знаменитых часов на Кольце отвалилось несколько облицовочных плиток. Про дороги и тротуары и говорить не хочется…

ПОЗИТИВ. Зато несколько недавно отреставрированных памятников архитектуры на той же Тукая гостям очень понравились! Это усадьба Апанаевых и дом Шамиля (музей Габдуллы Тукая). Можем, когда захотим!

ИДЕЯ. Находясь под этим положительным впечатлением, мы воспрянули духом и решили перекусить. Точнее, гости захотели попить в Старо-Татарской слободе горячего чая из самовара согласно национальным традициям.

КАФЕ 1. – Ну, с этим у нас полный порядок! – самонадеянно заявил я и повел петербуржцев в кафе «Марджан», что напротив мечети Аль-Марджани на улице Каюма Насыри.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. В конце XVII века в быт городских казанских татар вошел чай, ставший впоследствии национальным напитком. Особо любимыми были черные байховые чаи цветочного и торгового сортов. Заваривались они очень крепко. Их пили горячими, с молоком, пастилой и медом. Престижным считалось иметь фарфоровую чайную посуду и самовар. Чайные чашки получили название «чынаяк» и по сию пору хранят память о той стране, откуда они поставлялись к нам, – Чина, то есть Китай. Некоторые филологи полагают, что слово «самовар» происходит от татарского «санабар», оно означает «чайник» или «чайный сосуд».

К нашему великому сожалению, посидеть у горячего самовара за чашкой ароматного чая в этом кафе не удалось. Оказывается, по воскресеньям оно закрыто. Да и в обычные дни, судя по вывеске, заведение работает в щадящем режиме (с 10 до 19 часов). Ну что ж, город большой. Пошли мы искать стол с самоваром дальше…

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. В прошлые века среди ввозимых и вывозимых из Казани товаров особое значение приобрел чай. Конечно, этот древний восточный напиток был знаком татарским купцам еще задолго до установления регулярных торговых отношений между Москвой и Пекином. Ведь чай уже пользовался большим почетом во многих мусульманских странах Востока. Его пили в чайханах – особых чайных заведениях. На верблюдах и лошадях, из Китая через Монголию, упакованный в деревянные ящики, чай доставлялся до сибирских санных путей. Дальше его везли в Казань и Москву. Лишь в этих двух российских городах чай был в свободной продаже. В те времена чаепитие считалось удовольствием недешевым. «Чай не перец, на дне его должок», «Лето на душе дарит чай, но денег требует ай-ай!» – гласили татарские пословицы.

КАФЕ 2. На улице Татарстан мы зашли в кафе с восточным названием «Халва». Там предлагают чай двух видов – с лимоном и с черносливом, но из электрических чайников. Пышных татарских кипящих самоваров с кренделями, о которых мечтали гости, не было. Тогда мы пошли в «Дом чая», что на Баумана, в надежде на настоящую татарскую атмосферу. По дороге нам встретилось множество кафе с японской, узбекской, татарской кухней… И только в одном из них, под вывеской «Старый амбар», мы наконец увидели самовары. Увы, они стояли на полках в качестве украшения. Зато пива из бочек и горячительных напитков здесь был широкий выбор. А нам с гостями хотелось чая из самовара и национальный колорит…

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. В прошлом веке в Казани имелось 27 чайных лавок. Одна из них, на Проломной улице, принадлежала китайскому купцу Хын Лун-го. У многих горожан были свои излюбленные чайные лавки. В Гостином дворе находились главные торговые лавки с чаем. Казань относилась к самым крупным чайным рынкам России. Здешние купцы доставляли чай на сумму до трех миллионов рублей серебром, тогда как вина, водки и пива – на 400 тысяч рублей. Как только караваны с чаем прибывали в Казань, купцы спешили сообщить об этом горожанам через газету. «Имею честь известить как казанскую, так и иногороднюю публику, что мною привезена большая партия кяхтинских чаев, отличающихся как ароматом, так и вкусом. Развеска происходит под личным наблюдением…» – объявлял о своих чайных торгах купец А.Сайдашев. Жители татарских слобод предпочитали покупать его на Сенном базаре, где он по праву считался одним из самых ходовых товаров.

Гостеприимство ценилось на Востоке всегда высоко. Ведь не зря изрек пророк Мухаммад: «Богатство заключается не в количестве товара, а в широте души». «Главное угощение татар – чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек, у татар – с медом», – писал первый бытописатель татар профессор Карл Фукс. Когда приглашали гостей, в доме их уже поджидал «кипящий двухведерный самовар» и стол со множеством тарелок десерта из разных сухих фруктов, привезенных из Бухарии. Самовар и чай символизировали гостеприимство и у русского населения Казани.

КАФЕ 3. У «Дома чая» я воскликнул с облегчением: «Вот тут-то мы оторвемся у самовара!» На двухэтажном здании действительно красовалась соответствующая вывеска. Но поднявшись на второй этаж, мы очутились в типичной городской столовой с двумя залами. Самоваром здесь тоже не пахло. Обстановка и дизайн более чем скромные. В меню по одной разновидности черного и зеленого чая в пакетиках – с сахаром, лимоном, черносливом, урюком. Мы заметили, что чай посетители заказывали только после обильной еды. Ни культа, ни исторической традиции чаепития – пить чай, наливая прямо из самовара, сидя на нарах или на полу, не соблюдалось. Пришлось рассказать гостям, что в былые времена это место застилалось скатертью – ашъяулык. Вокруг расстилались стеганые подстилки – табын копэсе, или ковровые дорожки. Для сидения имелись особые подстилки – корпе.

Но ведь можно было хотя бы в «Доме чая» на отдельном возвышении оборудовать место с ковром и низкими столами, самоваром и различными восточными сладостями для желающих отпить чай по-старинному – по-казански? Разукрасить стены и зал традиционным орнаментом. И тогда «Дом чая» оправдал бы свое название. Но пока мы имеем то, что имеем…

ВЫХОД И МЕЧТЫ. В итоге, так и не попив в общепите чая из самовара по-татарски, мы поспешили домой. По пути забежали на рынок, накупили различных сортов чая и конечно сладостей. Дома занесли с балкона старый бабушкин самовар, вскипятили в нем родниковую воду, заварили, с удовольствием попили чай. А заодно помечтали о том, что когда-нибудь культ настоящего восточного чаепития в нашем городе возродится. Ведь это история, культура и здоровье народа.

“Казанские ведомости”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here