Домой Ислам Религиозные познавательные материалы Как воздать достойную Аллаха благодарность?

Как воздать достойную Аллаха благодарность?

0
Как воздать достойную Аллаха благодарность?

Выражение благодарности Всевышнему, за оказываемые Им для нас блага является неотъемлемой составляющей нашей религии. Ибо Всевышний даже самому любимому из всех своих пророков Мухаммаду (мир и благословение Всевышнего им всем) повелел быть благодарным за то, чем Аллах его облагодетельствовал и выражать её (благодарность).

(смысл): “Поведай людям о тех благах, которыми тебя Господь твой одарил” (сура “аз-Зуха”, аят 11).

  وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ

Таким образом, каждый из нас обязан быть благодарным Аллаху за его дары – за те, которые мы знаем и не знаем.

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) в книге “аз-Зухд”, приводит со слов Хасана аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), что тот говорил, что пророк Давуд (мир ему) говорил: “Господь мой, если б у каждого моего волоса было бы по паре языков, которые бы днем и ночью, всю жизнь прославляли Тебя я бы не смог воздать тебе благодарности даже за одно оказанное Тобою мне благо“.

روى الإمام أحمد في الزهد عن الحسن قال : قال داود ” إلهي لو أن لكل شعرة مني لسانين يسبحانك الليل والنهار والدهر كله ما قضيت حق نعمة واحدة ” .

 В этой же книге приводятся и слова аль-Мугира бин Утбата: “Когда Всевышний ниспослал повеление пророку Давуду, сказав: “Выражайте же благодарность, семейство Давуда. Как же мало среди Моих рабов благодарных Мне” он обратился ко Всевышнему: “Господь мой как же я могу воздать Тебе хвалу тогда как именно Ты даешь мне блага, а затем облагодетельствуешь меня благодарностью Тебе за оказанные Тобою блага. И после таким образом приумножаешь мне блага, так как же я могу воздать тебе благодарность?” Тогда Всевышний ему ответил: “Вот сейчас ты познал Меня, Давуд

وروي فيه أيضا عن المغيرة بن عتبة قال : ” لما أنزل الله على داود “اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ” قال يا رب كيف أطيق شكرك وأنت الذي تنعم علي ثم ترزقني على النعمة الشكر ثم تزيدني نعمة بعد نعمة ، فالنعمة منك يا رب ، فكيف أطيق شكرك ؟ قال الآن عرفتني يا داود

 В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Аллах любит, когда Его восхваляют»[1]

ان الله عز وجل يحب أن يحمد

В другом изречении, приводимом ад-Дайлями, сказано: «Аллах любит хвалу [которую воздают Ему, чтобы посредством неё вознаградить произнесшего хвалу. Аллах сделал восхваление в Свой адрес поминанием Себя и кладом в загробном мире для своих рабов]»[2].  Этот хадис так же приводит и имам Ахмад в своем сборнике «Муснаду-Ахмада».

ان الله يحب الحمد

В книге «Аль-Бадр аль-Мунир» приводится изречение, в котором говорится: «Воздавание хвалы Аллаху в благодарность за Его блага гарантия того, что Он не лишит этого блага».[3]

حمد الله امان للنعمة من زوالها

В другом хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), приводиомомприводимом Абу Давудом (да будет доволен им Аллах) говорится:

«Тому, кто, одев одежду, скажет «хвала Аллаху, Который одарил меня этой одеждой без моего старания и усердия» будут прощены все предыдущие грехи».[4]

من لبس ثوبا فقال الحمد لله الذي كساني هذا الثوب من غير حول مني ولا قوة غفر له ما تقدم

Наилучшей фразой выражающей благодарность Аллаху является:

الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده

(смысл) «Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которая была бы достаточной в благодарность всем Его благам, которыми Он меня наделил и за те блага, которыми наделит в будущем».[5]

Доводом же в пользу того, что эта формулировка благодарности самая лучшая является некоторые изречения, в которых говорится: «Когда Всевышний Аллах ниспустил на Землю Адама (мир ему), он обратился к Аллаху со словами: «О мой Господь, обучи меня разным ремеслам и обучи меня словам, которые содержали бы в себе смысл всех восхвалений Тебе». Тогда Аллах ниспослал Адаму (мир ему) откровение: «Произноси каждое утро и вечером трижды «Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которая была бы достаточной в благодарность всем Его благам, которыми Он меня наделил и за те блага, которыми наделит в будущем. Воистину Я объединил в этой фразе смысл всех видов восхвалений»».

Некоторые богословы говорят, что лучшим видом восхваления являются слова:

الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم

(смысл) «Хвала Аллаху всеми видами восхваления, теми которые я знаю и не знаю, в количестве равной всем Его созданиям, о которых мне ведома и не ведома»[6].

И в доказательство величия этой фразы приводят историю, в которой рассказывается, что некий мусульманин произнес эту фразу во время совершения хаджа, находясь в долине Арафа. В следующем году тот мусульманин снова отправился в паломничество в Мекку и снова находясь на Арафа хотел произнести эту же фразу восхваления. В этот момент он услышал голос ангела, который сказал: «О раб Аллаха, поистине ты утомил своих ангелов, записывающих деяния (аль-хафаза), потому что они до сих пор записывают вознаграждения за твое восхваление этими словами в прошлом году».

Исходя из выше приведенных доводов богословы вынесли решение, что если человек поклянется, что воздаст Аллаху лучшую хвалу он не сможет сдержать свою клятву кроме как произнеся одну из выше приведенных двух фраз.[7]

Подытоживая все изложенное можно сделать вывод, что если мы желаем обрести довольства Всевышнего, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их нам надо как можно чаще и больше произносить эти слова. Пусть Всевышний сделает всех нас из числа тех рабов, которыми Он доволен! Амин.



[1] «Ианату-т-талибин», том 1, стр. 20 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун».

[2] «Ианату-т-талибин», том 1, стр. 22 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун».

[3] Там же

[4] Там же

[5] «Фатхуль-аллям бишархи муршидиль-анам», том 1, стр. 13 «Дару ибни Хазм»; «Тухфатуль-хабиб аля шархиль-хатыб», том 1, стр. 27 «Даруль-Фикр».

[6] Там же

[7] «Ианату-т-талибин», том 1, стр. 21 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун»;  «Мугниль-мухтадж», том 1, раздел «масаиль мансура».